УДК 81.161.1(038)
ББК 81.411.2я2
Р89
6+
С. И. Богданов, Е. В. Генералова, С. В. Друговейко-Должанская, Е. И. Казакова, С. А. Крылов,
Ю. В. Меньшикова, С. И. Монахов, М. М. Ровинская, А. А. Степихов, Д. Н. Чердаков
Авторы:
Татьяне Гелиевне Галактионовой, Леониду Сергеевичу Илюшину, Вадиму Евгеньевичу Пугачу
Авторы выражают благодарность за методическую помощь в создании словаря
Издание выходит в pdf-формате.
Б
Р89
Русский язык. Школьный лингвистический словарь : термины
: понятия : проектные задания : издание в pdf-формате /
С. И. Богданов,
[и др.]. — 2-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2024. —
463, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-124538-7 (электр. изд.). — Текст : электронный.
ISBN 978-5-09-110733-3 (печ. изд.).
Учебный словарь содержит изложенный в виде кратких статей обобщённый
свод упорядоченных, концептуально организованных и соотнесённых
с лингвистическим учебным минимумом, заданным ФГОС последнего
поколения, сведений о структуре современного русского языка, нормативном
употреблении языковых единиц и терминологической базе языкознания,
а также систему дидактических и методических материалов, предназначенных
для изучения русского языка учащимися средних общеобразовательных
школ.
Книга адресована учащимся 5—11 классов, а также всем, кто желает
получить сведения общекультурного и нормативного характера о русском
языке.
УДК 81.161.1(038)
ББК 81.411.2я2
Е. В. Генералова, С. В. Друговейко-Должанская
ISBN 978-5-09-124538-7 (электр. изд.)
ISBN 978-5-09-110733-3 (печ. изд.)
© Коллектив авторов, 2021
.
© Киноконцерн «Мосфильм» (кадры из фильмов), 2021
© АО «Издательство «Просвещение», 2021, 2024
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2021
Все права защищены
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие учителя, школьники и их родители!
Когда мы работали над этой книгой, мы думали о вас, о вашей очень трудной, но самой благородной
в мире работе, которая должна обеспечить счастье наших детей и внуков в будущей сильной и прекрасной
России. Этот словарь вам в помощь.
Словарь всегда был главным жанром мирового языкознания (именно через него учёные-филологи и
Древнего, и Нового мира доносили свои знания до современников), свидетелем рождающейся и развивающейся
цивилизации. Это началось ещё в колыбели человеческой цивилизации (Месопотамии) с маленьких
параллельных словников в шумеро-аккадской культуре, продолжилось в Вавилонском государстве…
В
современной школе Его Величество Словарь неожиданно обретает совершенно новую актуальность.
Это следствие психофизиологических изменений восприятия текста молодыми людьми нашего времени,
в первую очередь детьми. Отсюда явление «новых текстов», «новой грамотности». Современный ребёнок
с трудом воспринимает длинные синтаксические периоды, характерные для многих традиционных учебников,
да и для многих текстов классической литературы. Зато с увлечением работает с небольшими по
объёму текстовыми фрагментами (особенно если они сопровождаются обильным мультимедийным сопровождением
— видеорядом, звуком, изобразительной инфографикой…) и с вдохновением комбинирует
полученную информацию с информацией, содержащейся в таких же компактных текстовых сегментах,
на которые он выходит по ссылке. А это и есть Словарь — компактная, с продуманной структурой словарная
статья, содержащая максимальное количество отсылок на другие содержательно связанные статьи
Словаря.
Для современной школы наступает Новая Эра Словаря! Поздравим с этим школу и нас с вами!
В работе над этим уникальным Словарём объединились лучшие учёные-филологи, самые квалифицированные
педагоги, опытные школьные учителя. Всё это — для вас…
КАК ПОСТРОЕН СЛОВАРЬ
Б
Основную часть Словаря составляют словарные статьи, расположенные в алфавитном порядке. Словарная
статья включает определение лингвистического понятия, объяснение его происхождения (в основном
для иноязычных слов), теоретические сведения, иллюстративные примеры, сведения о нормативном
употреблении языковых единиц.
В статьях встречаются разные типы выделения текста. Знаком U и розовым цветом помечается отсылка
к другой словарной статье, в которой подробно описывается соответствующий термин. Знаком >
и голубым цветом помечается термин, включённый в терминологический указатель, где каждому понятию
даётся краткое определение. Жёлтым фоном выделяются цитаты из литературных произведений и
текстов других стилей, которые служат иллюстрацией к приведённому в статье тезису. Светло-зелёным
фоном выделены термины в составе перечней, где понятия образуют однородный ряд.
В конце статей помещены задания. Они носят разнооб разный и нестандартный характер, часто ориентированы
на работу в группе. Их выполнение позволит более глубоко усвоить материал, изложенный
в статье, и творчески использовать полученные сведения.
Часть статей иллюстрируется кадрами из кинофильмов и телеспектаклей, поставленных по произведениям
русской классической литературы. При этом связь содержания словарной статьи и содержания
литературного произведения может быть нетривиальной. Если читатель вспомнит сюжетные или стилистические
особенности произведения, он сможет соотнес ти их с лингвистическим понятием, характеризуемым
в статье, что поможет лучше усвоить знания как по литературе, так и по русскому языку.
К некоторым статьям прилагаются схематические изображения состава лингвистических понятий,
используемых в статье. Эти схемы созданы при помощи специальной компьютерной программы. Программа
анализирует терминологический состав статьи, определяет, в каких отношениях находятся использованные
термины, и затем представляет это графичес ки — в виде своеобразного облака. Основная
цель подобных схем — показать, что термины, которые используются при изу чении и описании русского
языка, представляют собой сложную систему, где элементы взаимосвязаны.
В конце Словаря помещены указатели: терминологический и тематический.
Терминологический указатель представляет собой алфавитный перечень всех терминов, использованных
в Словаре, — как включённых в Словарь в качестве заголовочного слова отдельной статьи, так и
употребляемых только внутри словарных статей. Термины снабжены кратким определением.
Тематический указатель представляет собой иерархически организованный перечень названий словарных
статей. Названия статей объединены здесь в разделы и подразделы в соответствии с логикой
описания языка и представляют собой «терминологическое древо», где частные понятия подведены под
общие. Знакомство с тематическим указателем позволит читателю использовать Словарь как учебное
пособие, усваивая материал в том порядке, который предусмотрен при изучении определённой темы.
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.4