Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 619023)
Контекстум

Русский язык. Школьный лингвистический словарь. Термины. Понятия. Проектные задания (5000,00 руб.)

0   0
АвторыБогданов С. И., Генералова Е. В., Друговейко-Должанская С. В. и др.
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц464
ID941389
АннотацияУчебный словарь содержит изложенный в виде кратких статей обобщённый свод упорядоченных, концептуально организованных и соотнесённых с лингвистическим учебным минимумом, заданным ФГОС последнего поколения, сведений о структуре современного русского языка, нормативном употреблении языковых единиц и терминологической базе языкознания, а также систему дидактических и методических материалов, предназначенных для изучения русского языка учащимися средних общеобразовательных школ.
Кому рекомендованоКнига адресована учащимся 5—11 классов, а также всем, кто желает получить сведения общекультурного и нормативного характера о русском языке.
ISBN978-5-09-124538-7 (электр. изд.)
УДК81.161.1(038)
ББК81.411.2я2
Русский язык. Школьный лингвистический словарь. Термины. Понятия. Проектные задания / С.И. Богданов, Е.В. Генералова, С.В. Друговейко-Должанская .— 2-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2024 .— 464 с. : ил. — Изд. в pdf-формате .— ISBN 978-5-09-110733-3 (печ. изд.) .— ISBN 978-5-09-124538-7 (электр. изд.) .— URL: https://rucont.ru/efd/941389 (дата обращения: 07.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык._Школьный_лингвистический_словарь._Термины._Понятия._Проектные_задания.pdf
Б . . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.2
УДК 81.161.1(038) ББК 81.411.2я2 Р89 6+ С. И. Богданов, Е. В. Генералова, С. В. Друговейко-Должанская, Е. И. Казакова, С. А. Крылов, Ю. В. Меньшикова, С. И. Монахов, М. М. Ровинская, А. А. Степихов, Д. Н. Чердаков Авторы: Татьяне Гелиевне Галактионовой, Леониду Сергеевичу Илюшину, Вадиму Евгеньевичу Пугачу Авторы выражают благодарность за методическую помощь в создании словаря Издание выходит в pdf-формате. Б Р89 Русский язык. Школьный лингвистический словарь : термины : понятия : проектные задания : издание в pdf-формате / С. И. Богданов, [и др.]. — 2-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2024. — 463, [1] с. : ил. ISBN 978-5-09-124538-7 (электр. изд.). — Текст : электронный. ISBN 978-5-09-110733-3 (печ. изд.). Учебный словарь содержит изложенный в виде кратких статей обобщённый свод упорядоченных, концептуально организованных и соотнесённых с лингвистическим учебным минимумом, заданным ФГОС последнего поколения, сведений о структуре современного русского языка, нормативном употреблении языковых единиц и терминологической базе языкознания, а также систему дидактических и методических материалов, предназначенных для изучения русского языка учащимися средних общеобразовательных школ. Книга адресована учащимся 5—11 классов, а также всем, кто желает получить сведения общекультурного и нормативного характера о русском языке. УДК 81.161.1(038) ББК 81.411.2я2 Е. В. Генералова, С. В. Друговейко-Должанская ISBN 978-5-09-124538-7 (электр. изд.) ISBN 978-5-09-110733-3 (печ. изд.) © Коллектив авторов, 2021 . © Киноконцерн «Мосфильм» (кадры из фильмов), 2021 © АО «Издательство «Просвещение», 2021, 2024 © Художественное оформление. АО «Издательство «Просвещение», 2021 Все права защищены . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Дорогие учителя, школьники и их родители! Когда мы работали над этой книгой, мы думали о вас, о вашей очень трудной, но самой благородной в мире работе, которая должна обеспечить счастье наших детей и внуков в будущей сильной и прекрасной России. Этот словарь вам в помощь. Словарь всегда был главным жанром мирового языкознания (именно через него учёные-филологи и Древнего, и Нового мира доносили свои знания до современников), свидетелем рождающейся и развивающейся цивилизации. Это началось ещё в колыбели человеческой цивилизации (Месопотамии) с маленьких параллельных словников в шумеро-аккадской культуре, продолжилось в Вавилонском государстве… В современной школе Его Величество Словарь неожиданно обретает совершенно новую актуальность. Это следствие психофизиологических изменений восприятия текста молодыми людьми нашего времени, в первую очередь детьми. Отсюда явление «новых текстов», «новой грамотности». Современный ребёнок с трудом воспринимает длинные синтаксические периоды, характерные для многих традиционных учебников, да и для многих текстов классической литературы. Зато с увлечением работает с небольшими по объёму текстовыми фрагментами (особенно если они сопровождаются обильным мультимедийным сопровождением — видеорядом, звуком, изобразительной инфографикой…) и с вдохновением комбинирует полученную информацию с информацией, содержащейся в таких же компактных текстовых сегментах, на которые он выходит по ссылке. А это и есть Словарь — компактная, с продуманной структурой словарная статья, содержащая максимальное количество отсылок на другие содержательно связанные статьи Словаря. Для современной школы наступает Новая Эра Словаря! Поздравим с этим школу и нас с вами! В работе над этим уникальным Словарём объединились лучшие учёные-филологи, самые квалифицированные педагоги, опытные школьные учителя. Всё это — для вас… КАК ПОСТРОЕН СЛОВАРЬ Б Основную часть Словаря составляют словарные статьи, расположенные в алфавитном порядке. Словарная статья включает определение лингвистического понятия, объяснение его происхождения (в основном для иноязычных слов), теоретические сведения, иллюстративные примеры, сведения о нормативном употреблении языковых единиц. В статьях встречаются разные типы выделения текста. Знаком U и розовым цветом помечается отсылка к другой словарной статье, в которой подробно описывается соответствующий термин. Знаком > и голубым цветом помечается термин, включённый в терминологический указатель, где каждому понятию даётся краткое определение. Жёлтым фоном выделяются цитаты из литературных произведений и текстов других стилей, которые служат иллюстрацией к приведённому в статье тезису. Светло-зелёным фоном выделены термины в составе перечней, где понятия образуют однородный ряд. В конце статей помещены задания. Они носят разнооб разный и нестандартный характер, часто ориентированы на работу в группе. Их выполнение позволит более глубоко усвоить материал, изложенный в статье, и творчески использовать полученные сведения. Часть статей иллюстрируется кадрами из кинофильмов и телеспектаклей, поставленных по произведениям русской классической литературы. При этом связь содержания словарной статьи и содержания литературного произведения может быть нетривиальной. Если читатель вспомнит сюжетные или стилистические особенности произведения, он сможет соотнес ти их с лингвистическим понятием, характеризуемым в статье, что поможет лучше усвоить знания как по литературе, так и по русскому языку. К некоторым статьям прилагаются схематические изображения состава лингвистических понятий, используемых в статье. Эти схемы созданы при помощи специальной компьютерной программы. Программа анализирует терминологический состав статьи, определяет, в каких отношениях находятся использованные термины, и затем представляет это графичес ки — в виде своеобразного облака. Основная цель подобных схем — показать, что термины, которые используются при изу чении и описании русского языка, представляют собой сложную систему, где элементы взаимосвязаны. В конце Словаря помещены указатели: терминологический и тематический. Терминологический указатель представляет собой алфавитный перечень всех терминов, использованных в Словаре, — как включённых в Словарь в качестве заголовочного слова отдельной статьи, так и употребляемых только внутри словарных статей. Термины снабжены кратким определением. Тематический указатель представляет собой иерархически организованный перечень названий словарных статей. Названия статей объединены здесь в разделы и подразделы в соответствии с логикой описания языка и представляют собой «терминологическое древо», где частные понятия подведены под общие. Знакомство с тематическим указателем позволит читателю использовать Словарь как учебное пособие, усваивая материал в том порядке, который предусмотрен при изучении определённой темы. . . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически