Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Монография
Под редакцией доктора юридических наук, профессора
Г.Ф. Ручкиной
Москва 2020
Стр.1
УДК 34.096
ББК 67.0
Т 33
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Алпатов Ю.М., Председатель Президиума МГКА «Московская
гильдия адвокатов и юристов», доктор юридических наук, Почетный
адвокат России;
Пашенцев Д.А., заведующий отделом теории права и междисциплинарных
исследований законодательства Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве Российской
Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Рецензенты:
Т 33 Теория правового регулирования искусственного интеллекта,
роботов и объектов робототехники в Российской
Федерации: Монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко,
А.В. Попова [и др.]; под ред. Г.Ф. Ручкиной. — М.:
Прометей, 2020. — 296 с.
В монографии анализируется современное состояние правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов и робототехники
в России и зарубежных юрисдикциях. Проанализировано
зарубежное законодательство в сфере применения киберфизических
систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов
робототехники. В работе сформулирован основной понятийный
аппарат в сфере искусственного интеллекта на основе исследованных
теоретических и легальных определений, сформулированы
принципы развития и функционирования искусственного
интеллекта. Авторами комплексно исследованы тенденции становления
и развития правового регулирования искусственного
интеллекта, роботов и объектов робототехники в области гражданских,
социальных и экономических отношений.
Издание адресовано широкому кругу читателей: студентам,
аспирантам и преподавателям юридических и технических вузов
и факультетов, специалистам в сфере информационных технологий
и анализа данных, а также исследователям-правоведам.
ISBN 978-5-00172-011-9 © Коллектив авторов, 2020
© Издательство Прометей, 2020
Ручкина Гульнара Флюровна — профессор, Руководитель
Департамента правового регулирования экономической
деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации», доктор
юридических наук, профессор;
Демченко Максим Владимирович — кандидат юридических
наук, доцент, заместитель руководителя Департамента
правового регулирования экономической деятельности
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»;
Попова Анна Владиславовна — доктор юридических
наук, доцент, профессор Департамента правового регулирования
экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации»;
Шайдуллина
Венера Камилевна — кандидат юридических
наук, директор центра исследований и экспертиз
Департамента правового регулирования экономической
деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации»;
Лапина Марина Афанасьевна — доктор юридических
наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра
исследований и экспертиз Департамента правового
регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО
«Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»;
3
Попова Наталья Федоровна — доктор юридических
наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра ис
Стр.2
следований и экспертиз Департамента правового регулирования
экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации»;
Горохова
Светлана Сергеевна — кандидат юридических
наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра
исследований и экспертиз Департамента правового регулирования
экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации»;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Рахматуллина Римма Шамильевна — кандидат
юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
центра исследований и экспертиз Департамента правового
регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО
«Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»;
Свиридова Екатерина Александровна — кандидат
юридических наук, доцент, старший научный сотрудник
центра исследований и экспертиз Департамента правового
регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО
«Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»;
Исмаилов Исмаил Шапурович — кандидат юридических
наук, младший научный сотрудник центра исследований
и экспертиз Департамента правового регулирования
экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации»;
Баракина Елена Юрьевна — преподаватель Департамента
правового регулирования экономической деятельности
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»;
Вавилова Екатерина Михайловна — лаборант-исследователь
центра исследований и экспертиз Департамента
правового регулирования экономической деятельности
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации».
4
ГЛАВА 1. Анализ зарубежного законодательства и иных
источников права в сфере применения киберфизических
систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов
робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1 Европейский Cоюз (ЕС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Соединенные Штаты Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3. Китайская Народная Республика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.4. Япония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.5. Южная Корея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.6. Объединенные Арабские Эмираты . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
1.7. Сингапур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.8. Канада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.9. Тайвань . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.10. Великобритания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.11. Федеративная Республика Германия . . . . . . . . . . . . . . 41
1.12. Новая Зеландия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1.13. Эстония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
1.14. Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
1.15. Сравнение опыта приведенных государств и выводы . . 48
ГЛАВА 2. Тезаурус, включающий в себя используемую
и перспективную терминологию в области правового
регулирования применения киберфизических систем,
искусственного интеллекта, роботов и объектов
робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ГЛАВА 3. Аналитический обзор научных источников
по правовому регулированию искусственного интеллекта,
роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
ГЛАВА 4. Анализ современного состояния развития
правового регулирования искусственного интеллекта,
роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
ГЛАВА 5. Принципы, цели и задачи развития правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов
и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
ГЛАВА 6. Тенденции становления и развития правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов
и объектов робототехники в области гражданских
правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
5
Стр.3
ГЛАВА 7. Тенденции становления и развития правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов
и объектов робототехники в области социальных
отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 8. Тенденции становления и развития правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов
и объектов робототехники в области экономических
отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
8.1. Генезис понятия искусственного интеллекта с точки
зрения права и экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
8.2. Модели правового регулирования искусственного
интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . 187
8.3. Особенности правового регулирования искусственного
интеллекта в сфере экономических отношений
в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
В «Программе цифровой экономики в Российской Федерации»,
в рамках пяти базовых направлений развития
цифровой экономики в Российской Федерации на период
до 2024 г., перед Россией стоит задача «формирования новой
регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный
правовой режим для возникновения и развития современных
технологий, а также для осуществления экономической
деятельности, связанной с их использованием (цифровой
экономики)», а именно «формирования комплексного
законодательного регулирования отношений, возникающих
в связи с развитием цифровой экономики» [1].
В этой связи создание концепции комплексного правового
регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов
робототехники, как особых субъектов, уже фактически
сложившихся в различных сферах общественного и государственно-правового
развития социально-технических
отношений актуализирует исследования в данной области.
На современном этапе искусственный интеллект, развитие
киберфизических систем находится на таком этапе,
что позволяет говорить о возможности их широкого
использования в частноправовых и публично-правовых
отношениях, что вызывает необходимость внесения изменений
в законодательство Российской Федерации. Как
отметил Президент Российской Федерации в Ежегодном
Послании Федеральному Собранию Российской Федерации
1 марта 2018 г., «В мире сегодня накапливается громадный
технологический потенциал, который позволяет
совершить настоящий рывок в повышении качества жиз6
7
Стр.4