Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 617659)
Контекстум

Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации (600,00 руб.)

0   0
Первый авторРучкина Г. Ф.
АвторыДемченко М. В., Попова А. В. и др.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц150
ID926701
АннотацияВ монографии анализируется современное состояние правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и робототехники в России и зарубежных юрисдикциях. Проанализировано зарубежное законодательство в сфере применения киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники. В работе сформулирован основной понятийный аппарат в сфере искусственного интеллекта на основе исследованных теоретических и легальных определений, сформулированы принципы развития и функционирования искусственного интеллекта. Авторами комплексно исследованы тенденции становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области гражданских, социальных и экономических отношений.
Кому рекомендованоИздание адресовано широкому кругу читателей: студентам, аспирантам и преподавателям юридических и технических вузов и факультетов, специалистам в сфере информационных технологий и анализа данных, а также исследователям-правоведам.
ISBN978-5-00172-011-9
УДК34.096
ББК67.0
Ручкина, Г.Ф. Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации : монография / М.В. Демченко, А. В. Попова; Г.Ф. Ручкина .— Москва : Издательство Прометей, 2020 .— 150 с. — ISBN 978-5-00172-011-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/926701 (дата обращения: 14.09.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_правового_регулирования_искусственного_интеллекта,_роботов_и_объектов_робототехники_в_Российской_Федерации.pdf
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Монография Под редакцией доктора юридических наук, профессора Г.Ф. Ручкиной Москва 2020
Стр.1
УДК 34.096 ББК 67.0 Т 33 АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Алпатов Ю.М., Председатель Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», доктор юридических наук, Почетный адвокат России; Пашенцев Д.А., заведующий отделом теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Рецензенты: Т 33 Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации: Монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, А.В. Попова [и др.]; под ред. Г.Ф. Ручкиной. — М.: Прометей, 2020. — 296 с. В монографии анализируется современное состояние правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и робототехники в России и зарубежных юрисдикциях. Проанализировано зарубежное законодательство в сфере применения киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники. В работе сформулирован основной понятийный аппарат в сфере искусственного интеллекта на основе исследованных теоретических и легальных определений, сформулированы принципы развития и функционирования искусственного интеллекта. Авторами комплексно исследованы тенденции становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области гражданских, социальных и экономических отношений. Издание адресовано широкому кругу читателей: студентам, аспирантам и преподавателям юридических и технических вузов и факультетов, специалистам в сфере информационных технологий и анализа данных, а также исследователям-правоведам. ISBN 978-5-00172-011-9 © Коллектив авторов, 2020 © Издательство Прометей, 2020 Ручкина Гульнара Флюровна — профессор, Руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор; Демченко Максим Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Попова Анна Владиславовна — доктор юридических наук, доцент, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Шайдуллина Венера Камилевна — кандидат юридических наук, директор центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Лапина Марина Афанасьевна — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 3 Попова Наталья Федоровна — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра ис
Стр.2
следований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Горохова Светлана Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Рахматуллина Римма Шамильевна — кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Свиридова Екатерина Александровна — кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Исмаилов Исмаил Шапурович — кандидат юридических наук, младший научный сотрудник центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Баракина Елена Юрьевна — преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Вавилова Екатерина Михайловна — лаборант-исследователь центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 4 ГЛАВА 1. Анализ зарубежного законодательства и иных источников права в сфере применения киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.1 Европейский Cоюз (ЕС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2. Соединенные Штаты Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.3. Китайская Народная Республика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.4. Япония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.5. Южная Корея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 1.6. Объединенные Арабские Эмираты . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 1.7. Сингапур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.8. Канада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 1.9. Тайвань . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.10. Великобритания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 1.11. Федеративная Республика Германия . . . . . . . . . . . . . . 41 1.12. Новая Зеландия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 1.13. Эстония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 1.14. Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 1.15. Сравнение опыта приведенных государств и выводы . . 48 ГЛАВА 2. Тезаурус, включающий в себя используемую и перспективную терминологию в области правового регулирования применения киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 ГЛАВА 3. Аналитический обзор научных источников по правовому регулированию искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 ГЛАВА 4. Анализ современного состояния развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 ГЛАВА 5. Принципы, цели и задачи развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 ГЛАВА 6. Тенденции становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области гражданских правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 5
Стр.3
ГЛАВА 7. Тенденции становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области социальных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 8. Тенденции становления и развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в области экономических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 8.1. Генезис понятия искусственного интеллекта с точки зрения права и экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 8.2. Модели правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники . . . . . . 187 8.3. Особенности правового регулирования искусственного интеллекта в сфере экономических отношений в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 В «Программе цифровой экономики в Российской Федерации», в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 г., перед Россией стоит задача «формирования новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики)», а именно «формирования комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики» [1]. В этой связи создание концепции комплексного правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники, как особых субъектов, уже фактически сложившихся в различных сферах общественного и государственно-правового развития социально-технических отношений актуализирует исследования в данной области. На современном этапе искусственный интеллект, развитие киберфизических систем находится на таком этапе, что позволяет говорить о возможности их широкого использования в частноправовых и публично-правовых отношениях, что вызывает необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Как отметил Президент Российской Федерации в Ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г., «В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жиз6 7
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически