Content
Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological... 2020, 5(4)
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-4
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В НАУЧНЫХ
Пиньковецкая Юлия Семеновна
ИССЛЕДОВАНИЯХ
ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Харлампенков Евгений Иванович, Кудряшова Ирина Анатольевна
с 543 - 556
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОГРЕССА УНИВЕРСИТЕТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ
БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Челомбитко Анна Николаевна
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ЗА ГОД
с 557 - 567
с 568 - 579
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2020 ГОДУ
с 580 - 585
iv
Стр.4
Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические... 2020, 5(4)
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-4-433-443
Политология
Political Science
оригинальная статья
УДК 323.3
Институт Общественной палаты как медиатор между властью, обществом
и экспертным сообществом (на примере Кемеровской области – Кузбасса)
Михаил А. Клименко a, @, ID
a Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово
@ m.klimenkov1993@mail.ru
ID https://orcid.org/0000-0002-3160-7732
Поступила в редакцию 15.07.2020. Принята в печать 03.11.2020.
Аннотация: В настоящее время можно наблюдать возрастание интереса к исследованию роли и места института
Общественной палаты в общественно-политической жизни регионов и страны в целом. Отчасти интерес исследователей
вызван тем, что при формальном декларировании важности института в развитии и построении гражданского
общества и фактических возможностей для реализации этих целей, институт Общественной палаты не проявляет
активности в своей деятельности и остается, скорее, в тени общественно-политической жизни. Цель статьи – обозначить
место и роль института Общественной палаты в поле региональной общественно-политической жизни.
Данный институт анализируется с позиции способности выступать мидиатором, то есть посредником между властью
и гражданским обществом, и коммуникативной площадкой, в рамках которой научно-экспертное сообщество, участвуя
в качестве экспертов, может воздействовать на поле публичной политики. Для достижения поставленных целей
с февраля по июнь 2020 года было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие как бывшие,
так и действующие члены Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, а также представители научноэкспертного
сообщества. В ходе эмпирического исследования выбор был сделан в пользу качественного подхода,
применялся метод неформализованного (глубокого) экспертного интервью. В методологии иследования нашли применение
методы сравнительного анализа и контент-анализа. Автор выделяет два основных критерия (модель региональной
власти и региональный политический режим), которые определяют итоговую конфигурацию – влияние
и роль института в поле региональной публичной политики. В результате выявлено, что на данный момент институт
Общественной палаты в Кемеровской области – Кузбассе не является актором поля публичной политики, а его
деятельность смещается в сторону имитации. Введена переодизация становления института Общественной палаты
Кемеровской области – Кузбасса.
Ключевые слова: научно-экспертное сообщество, институт-медиатор, взаимодействие научно-экспертного сообщества
и власти, гражданское общество и власть, гражданское общество
Для цитирования: Клименков М. А. Институт Общественной палаты как медиатор между властью, обществом и
экспертным сообществом (на примере Кемеровской области – Кузбасса) // Вестник Кемеровского государственного
университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 4. С. 433–443. DOI:
https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-4-433-443
Введение
В настоящее время можно обратить внимание на увеличение
интереса к теме анализа места и роли института
Общественной палаты (ОП) в региональной
общественно- политической жизни. Актуальность исследования,
как представляется, вызвана прежде всего тем,
что де-юре институт ОП является главным институтом,
представляющим интересы гражданского общества.
Де-факто само гражданское общество мало что знает
о его деятельности, а в нередких случаях даже не знает
о существовании института. Такое положение вещей,
вероятно, вызвано прежде всего аспектом, связанным
с отсутствием активной позиции и нежеланием ОП влиять
на решение наиболее важных проблем, складывающихся
в регионе. Цель – в первом приближении выявить
причины, по которым институт ОП, имея все возможности
для того, чтобы стать реальным субъектом поля
публичной политики, не использует свои ресурсы и влияние
для отстаивания интересы гражданского общества.
В отечественной политологической науке имеется ряд
достаточно подробных исследований, посвященных проблемам
взаимодействия института ОП с органами власти
[1–3] и проблемам организации и деятельности ОП [4–6].
Однако существует недостаточная проработка темы в плане
оценки места и роли института в общественно-политической
жизни регионов. Следует отметить, что в научной
литературе существуют две точки зрения на обозначенную
проблему. В одном случае развитие может пойти по пути
образования эффективного механизма обратной связи.
В другом случае складывается фиктивная система представительства,
инкорпорированная в структуры власти
[7–11]. Как было показано в одном из последних
Cтатья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0
433
Стр.5