Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Липецкий государственный педагогический университет. 1949-2009 гг. (290,00 руб.)

2   0
ИздательствоЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц272
ID175363
АннотацияВ книге содержатся сведения об истории Липецкого государственного педагогического университета, его факультетов, подразделений, сотрудниках.
ISBN978-5-88934-431-5
УДК378.1
ББК74.584 (2Р-4Ли)
Липецкий государственный педагогический университет. 1949-2009 гг. / ЛГПУ .— ЛИПЕЦК : ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2009 .— 272 с. : ил. — ISBN 978-5-88934-431-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/175363 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... <...> Липецкий учительский институт с честью выполнял задачи по подготовке педагогов не только для школ города Липецка, но и для всей нашей огромной страны. <...> Новая страница славной истории вуза была открыта 8 июня 1954 г., когда приказом Министерства просвещения СССР Липецкий учительский институт был реорганизован в педагогический. <...> Сегодня ЛГПУ - одно из ведущих учебных заведений в системе высшего профессионального образования нашего региона. <...> Среди них Константин Александрович Москаленко, Галина Ивановна Горская, Николай Николаевич Кузьмин, Владимир Михайлович Важинский, Александр Иванович Борозняк, Сталь Анатольевич Шмаков, Олег Анатольевич Казанский. <...> В 60-70 годы прошлого века в Липецком государственном педагогическом институте была разработана и прошла апробацию идея повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, вошедшая в историю под названием «Липецкий опыт». <...> Основная масса учителей городских школ - выпускники 13 факультетов вуза. <...> Под его руководством ученые Липецкого педагогического института и передовые учителя школ Липецка и области разработали в 60-70 годы XX века уникальную методику урока, которая вошла в историю отечественной и зарубежной педагогики под названием «Липецкий опыт». <...> Для учебновоспитательного процесса ЛГПУ характерна опора на новейшие достижения фундаментальных наук, использование передовых образовательных технологий, акцентирование на воспитании личностных качеств будущего педагога. <...> Сегодня невозможно представить Липецк без педагогического университета, который, являясь очагом просвещения и культуры, благотворно влияет на весь духовный уклад жизни областного центра. <...> С 1949 г. здесь размещался учительский институт Директор училища <...> К работе со студентами привлекались в качестве <...>
Липецкий_государственный_педагогический_университет._1949-2009_гг..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.268
Стр.269
Стр.270
Стр.271
Липецкий_государственный_педагогический_университет._1949-2009_гг..pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... 1949-1954 гг. УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ 1954-2000 гг. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ с 2000 г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Липецк 2009 1
Стр.1
ББК 74.583 (2 Р - 4 Ли) Л 61 УДК 378.1 Редакционная коллегия: П.Г. Бугаков (председатель), А.В. Ширяев (зам. председателя), Л.И. Земцов, В.А. Стан кевич (отв. секретари). Члены комиссии: А.С. Калитвин, В.И. Лукь янчиков, Т.М. Микова, А.В. Кожухов, А.И. Мозгунов, А.А. Комков, Л.И. Перфилова, А.Н. Бессуднов, Л.М. Кузнецова, Т.Ю. Васильева, С.В. Шинкевич, Ю.В. Шмарион, В.К. Елисеев, М.В. Никонов, В.Н. Малыш, В.А. Кашкаров, Л.Г. Шуклова, В.В. Абрамова, И.Ю. Наумова, В.А. Колыхалова, Ю.К. Савилов, В.Ф. Чернова, Н.Н. Вострикова, Н.Н. Кузьмин, Н.А. Горлова, Т.А. Кузьмина, О.В. Чебышева, Р.В. Фокина, А.Ю. Гречук, А.А. Устинова. Липецкий государственный педагогический университет. 1949-2009 гг. – Липецк: ООО «Неоновый город-Л», 2009. - 272 с. В книге содержатся сведения об истории Липецкого государственного педагогического университета, его факультетах, подразделениях, сотрудниках. ISBN 978-5-88934-431-5 © Липецкий государственный педагогический университет, 2009 © ООО «Неоновый город-Л», 2009
Стр.2
Учебный корпус учительского института (1949-1955 гг.) Корпус педагогического института (1955-1975 гг.) Корпус педагогического института / университета (с 1978 г.) 3
Стр.3
Уважаемые преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты Липецкого государственного педагогического университета! вас со знаменательной датой – 60-летием со дня основания вашего родного вуза – Липецкого государственного педагогического университета! Начало высшего педагогического образоО вания в городе Липецке связано с открытием в 1949 г. учительского института, созданного на базе педагогического училища. В тяжёлые послевоенные годы в стране ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Липецкий учительский институт с честью выполнял задачи по подготовке педагогов не только для школ города Липецка, но и для всей нашей огромной страны. Новая страница славной истории вуза была открыта 8 июня 1954 г., когда приказом Министерства просвещения СССР Липецкий учительский институт был реорганизован в педагогический. С этого момента институт становится ведущим педагогическим вузом области. В 2000 г. он получил статус государственного педагогического университета. Сегодня ЛГПУ - одно из ведущих учебных заведений в системе высшего профессионального образования нашего региона. В последнее десятилетие бурно развивается структура университета: в 1954 г. в вузе было 2 факультета, сегодня специалистов для системы образования готовят на 12 факультетах по 47 специальностям. В университете функцио4 4 т имени администрации Липецкой области, областного Совета депутатов и от себя лично поздравляем нируют 52 кафедры, которые выпускают специалистов для образовательных учреждений различных видов и типов. Университет готовится перейти на многоуровневую подготовку дипломированных специалистов, бакалавров, магистров. В рамках послевузовского образования действует аспирантура по 23 специальностям. Более полувека университет готовит высококлассных специалистов, которые вносят огромный профессиональный вклад в развитие науки и образования не только Липецкой области, но и России в целом. Огромная заслуга в этом принадлежит славному профессорско-преподавательскому коллективу вуза. Немало славных имён липецких педагогов вписано в историю отечественной и мировой педагогики. Среди них Константин Александрович Москаленко, Галина Ивановна Горская, Николай Николаевич Кузьмин, Владимир Михайлович Важинский, Александр Иванович Борозняк, Сталь Анатольевич Шмаков, Олег Анатольевич Казанский. В 60-70 годы прошлого века в Липецком государственном педагогическом институте была разработана и прошла апробацию идея повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, вошедшая в историю под названием «Липецкий опыт». Творческая мысль липецких ученых и учителей-практиков была направлена на поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволили бы
Стр.4
повысить продуктивность урока. Идеи и искания педагогов вуза получили широкое одобрение среди учительства Липецкой области, а затем были подхвачены творчески работающими учителями страны. Педагогическая общественность заговорила о новом опыте, зародившемся в Липецке. Университет сегодня — это динамично развивающийся вуз, адаптирующийся к современным социально-экономическим и общественно-политическим условиям. Свое 60-летие коллектив университета встречает достойно, демонстрируя соответствие требованиям сегодняшнего дня. У него имеется большой творческий и профессиональный потенциал, хороший задел для будущих успехов и плодотворных начинаний. В вузе создана добротная база для того, чтобы предоставляемые образовательные услуги соответствовали стандартами качества высшего профессионального образования. Уровень квалификации профессорскопреподавательского состава Липецкого государственного педагогического университета и его материальная база позволяют готовить специалистов, отвечающих требованиям XXI в. Университет располагает современными учебно-лабораторными корпусами, библиотекой с фондом более 500 тысяч томов, благоустроенным общежитием, спортивным залом, спортивно-оздоровительным лагерем. Спортсмены, воспитанники университета, добиваются больших успехов на российских и международных соревнованиях. Университет, достигший немалых успехов в учебно-воспитательной работе, находится сегодня на передовых рубежах отечественной науки. Ученые университета участвуют в многочисленных программах и проектах, проводимых Российской академией образования, Министерством образования и науки, различными фондами фундаментальных и прикладных исследований. Работы ученых университета получили широкое признание в стране и за рубежом. В его стенах образовались авторитетные научные школы, ведутся исследования по целому ряду перспективных направлений научно-инновационной деятельности. Отмечая 60-летний юбилей, Липецкий государственный педагогический университет уверенно смотрит в будущее, сохраняя свои славные традиции. От всей души выражаем всему коллективу университета искреннюю признательность за благородный труд и любовь к своему делу. Желаем Вам оставаться такими же целеустремленными, неутомимыми, ведущими плодотворную научнопедагогическую работу на благо нашей великой Родины. Здоровья, счастья, благодарных учеников Вам на долгие-долгие годы! С уважением, Председатель Липецкого областного Совета депутатов Глава П.И. Путилин администрации Липецкой области О.П. Королёв 5
Стр.5
Уважаемые преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты Липецкого государственного педагогического университета! Университет был и остается своеобраздля вашего коллектива, но и для всей общественности города Липецка. С историей педагогического университета П связано становление и развитие системы образования нашего областного центра. От небольшого учительского института до крупного научно-педагогического центра по подготовке педагогических кадров – таков путь, пройденный Липецким государственным педагогическим университетом. За этот период подготовлено более 40 тысяч учителей. Мы гордимся тем, что вуз стал «кузницей педагогических кадров» для образовательных учреждений города Липецка. Подавляющее большинство руководителей образовательных учреждений – это воспитанники университета. Основная масса учителей городских школ - выпускники 13 факультетов вуза. Все они проявляют отличные организаторские качества, отличаются высоким уровнем профессионализма и умением понимать требования времени. Педагогический университет стал родным домом для многих поколений молодых людей, избравших самую гуманную и благородную профессию на Земле – профессию учителя. Мы гордимся лучшими из них! Они принесли общественное признание вузу своей повседневной, кропотливой, честной и самоотверженной работой. 6 6 римите наши искренние поздравления с 60-летием университета! Это замечательная дата не только ным центром интеллекта, духовности, культуры, миром знаний. Новые идеи, современные разработки, поиски и находки всегда отличали ваше учебное заведение. Во все времена в нем царила атмосфера творческого поиска и открытий. Ее создавали люди, работавшие ранее и продолжающие сегодня работать в вузе. Они вписали славные страницы в историю педагогической науки и практики. Далеко за пределами Липецка известно имя Константина Александровича Москаленко. Его идеи и искания положили начало уникальному опыту организации учебного процесса в школе. Под его руководством ученые Липецкого педагогического института и передовые учителя школ Липецка и области разработали в 60-70 годы XX века уникальную методику урока, которая вошла в историю отечественной и зарубежной педагогики под названием «Липецкий опыт». Долгие годы в вузе преподавал Сталь Анатольевич Шмаков, внесший большой вклад в методику воспитательной работы со школьниками разных возрастов. Его идеи по организации деятельности детских коллективов, внеурочной работы школ, досуга детей являются неоценимым вкладом в сокровищницу российской и мировой педагогики. Сегодня мы испытываем чувство гордости за университет, его ученых, которые в разные годы вносили свой вклад в благородное дело образования подрастающего поколения, в формирование творческой университетской
Стр.6
среды и тем самым способствовали становлению и развитию высшего профессионального педагогического образования в нашем городе. В университете придается большое значение подготовке собственных кадров, повышению уровня профессорскопреподавательского состава. Это способствует тому, что от поколения к поколению передаются лучшие традиции вузовского образования; это служит добрым знаком, надежной основой для дальнейшего развития университета. Сегодня среди преподавателей университета много выдающихся исследователей, талантливых организаторов науки, блестящих лекторов и мудрых наставников студенчества. Свой 60-летний юбилей университет встречает в полном расцвете сил и возможностей. Радуют темпы развития вуза в последнее десятилетие: открываются новые факультеты и специальности, очевидны успехи в научноисследовательской работе преподавателей, студентов и аспирантов. В год своего юбилея вуз находится на подъеме, уверен в собственных силах и устремлен в будущее. У Липецкого государственного педагогического университета есть хорошо узнаваемое липчанами имя, долгими годами плодотворной работы на ниве подготовки педагогических кадров заработан заслуженный авторитет. В вузе создана добротная учебная и материальная база для того, чтобы качество педагогического образования соответствовало лучшим российским и мировым стандартам. Плодотворную научно-педагогическую и методическую работу ведут высококвалифицированные преподаватели. Для учебновоспитательного процесса ЛГПУ характерна опора на новейшие достижения фундаментальных наук, использование передовых образовательных технологий, акцентирование на воспитании личностных качеств будущего педагога. Сегодня невозможно представить Липецк без педагогического университета, который, являясь очагом просвещения и культуры, благотворно влияет на весь духовный уклад жизни областного центра. От имени администрации города Липецка и городского Совета депутатов желаем коллективу университета продолжить традиции в развитии высшего профессионального педагогического образования, новых творческих успехов в научной и образовательной деятельности, крепкого здоровья, счастья и благополучия в личной жизни. Глава города. Липецка М.В. Гулевский Председатель Липецкого городского Совета депутатов В.И. Синюц 7
Стр.7
Церковь и Школа на Руси всегда были неразрывно связаны, а Православие традиционно было основой воспитания и образования нашего народа. На всём протяжении своей истории Русская Православная Церковь стремилась служить делу духовного возрастания и нравственного преображения общества и каждого из его членов. Это особенно актуально в нынешнюю эпоху, когда современная школа и вся система образования остро нуждаются в обретении фундамента для построения системы воспитания, прочно утверждённого на непреходящих моральных ценностях. Подлинная цель настоящего учителя - отстудентов и всех, кто трудится в стенах ЛГПУ, со знаменательной датой - 60-летием нашего главного педагогического высшего учебного заведения, хорошо известного не только в Липецкой области, но и за её пределами. За минувшие годы Липецкий государственный педагогический университет выпустил целую плеяду выдающихся учителей, талантливых государственных и общественных деятелей. Д анная книга – замечательная возможность сердечно поздравить руководство, выпускников, преподавателей, давать все свои силы, время и любовь, исполняя важную и благородную задачу - возрастить в юных душах воспитанников подлинное нравственное основание. Нашей стране необходимы учителя, которые искренне воплощают в жизнь своё благородное призвание, собственным примером духовно и нравственно укрепляют сердца своих воспитанников и учеников, помогают нашим молодым гражданам подготовиться к ответственному и трудному пути самостоятельной жизни. В духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать своё предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, об8 8
Стр.8
разование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью вслед за Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом сказать, что «… у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта». Полагаю, что именно Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. Православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры». Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия», как говорит апостол Павел (Рим. 10:17)». Отрадно осознавать, что в Липецкой области немало делается для того, чтобы образование обрело духовный стержень. Наши педагоги вместе с представителями Липецкой и Елецкой епархии не только дают будущим учителям сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывают их как личности, прививают любовь и уважение к семье, учат любить своё Отечество и заботиться о его благополучии. Деятельность образовательных курсов «Вера. Традиции. Культура», организованных в 2008 г. в рамках существующего договора о научно-методическом сотрудничестве между Липецкой и Елецкой епархией и Липецким государственным педагогическим университетом, является лучшим тому подтверждением. Выражаю надежду, что наша совместная деятельность принесёт ещё множество добрых всходов и благих плодов на ниве взаимного соработничества в деле развития и укрепления духовно-нравственного образования и воспитания на основе святоотеческих традиций и современного опыта. + Никон епископ Липецкий и Елецкий 9
Стр.9
Первый выпуск филологов в Липецком учительском институте (1951 г.) Первый выпуск историков в Липецком пединституте (1958 г.) Выпуск Липецкого государственного педагогического университета 2000 г. 10 10
Стр.10
11
Стр.11
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОШЛОЕ ции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 г. отмечалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политехнизируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриальнопедагогического техникума в данный момент особенно целесообразно». Первым директором техникума стал иниП циатор его создания Петр Васильевич Хлебников, а с 1 августа 1931 г. его возглавил выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов. Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова. В конце 30-х гг. директором училища был назначен В.И. Устинов. Благодаря деятельности училища к концу 30-х гг. в городе и районе начала решаться задача осуществления всеобщего семилетнего образования, значительно выросло качество педагогических кадров. В 1939 г. в училище обучалось 619 человек, а педагогический коллектив состоял из 26 преподавателей. В тяжелейших условиях войны училище продолжало работать, несмотря на нехватку кадров: в 1943-1944 учебном году не было преподавателей педагогики, русского языка, географии. Педагогическое училище за 18 лет своего существования обеспечило учителями высокой квалификации школы города Липецка и одготовка педагогов в г. Липецке началась в 30-е годы прошлого века. В протоколе заседания сексельские школы близлежащих районов Воронежской области. Выпускники училища направлялись на работу и в другие области Советского Союза. После Великой Отечественной войны в стране осуществлялся переход к всеобщему семилетнему образованию. Для его реализации требовалось большое количество учителей семилетних школ. Поэтому в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР по Министерству высшего образования был издан приказ от 29 июля 1949 г. о реорганизации 30 педагогических училищ в учительские институты. В числе других в институт реорганизовалось и Липецкое педучилище; тем самым было положено начало важному этапу в развитии высшего образования в нашем городе. 1 сентября 1949 г. начали занятия 200 студентов нового учебного заведения – Липецкого государственного учительского института. Первым его директором стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов, который возглавлял институт до 1954 г. Были созданы два отделения (физикоматематическое, русского языка и литературы) и пять кафедр (основ марксизма-ленинизма, русского языка и литературы, математики, физики, педагогики). Основную часть педагогического коллектива составляли опытные учителя школ и специалисты из других вузов. На 1 сентября 1950 г. в институте числились 12 преподавателей, из которых только двое ранее работали в педвузах. Справа: директор техникума Ф.И. Касьянов, слева: заместитель директора В.И. Устинов 12 12 Здание педагогического училища (ул. Канавная, 2). С 1949 г. здесь размещался учительский институт
Стр.12
Директор училища Б.Л. Панферов (1949-1954) Преподаватель Н.Д. Жихарева Как хорошие преподаватели зарекомендовали себя И.В. Медведев, Б.С. Некрасов, М.К. Мещерина, В.А. Устинов, К.А. Кивильша, С.В. Щепров, Н.Н. Крапивин, Н.Д. Жихарева О.Ф. Гуляева и другие. Перед педагогическим коллективом института стояла важная задача качественного обучения студентов методическим приёмам и средствам преподавания конкретных предметов в семилетней школе. Эта задача решалась двумя способами: через педагогизацию читаемых курсов по основам наук, освещение в лекциях опыта работы передовых учителей города и района и через организацию педагогической практики в лучших школах. Базовой школой института была школа № 27 г. Липецка. К работе со студентами привлекались в качестве методистов передовые учителя липецких школ: Е.П. Рассказова, А.О. Медведева, Н.М. Умнова, В.Ф. Покорная, П.М. Еремеев, Л.И. Ткаченко и другие. После окончания института молодых учителей распределяли на работу в далёкие сельские школы Воронежской, Челябинской, Камчатской, Иркутской, Сахалинской областей, Алтайского и Красноярского краёв, в Башкирскую, Северо-Осетинскую и Татарскую АССР, Казахскую СССР. Выпускники Липецкого учительского института работали умело и добросовестно. В средней школе села Лысково Челябинской области много лет директорствовал выпускник 1951 г. В.Т. Родин, отличник народного просвещения и кавалер ордена «Знак Почета», а в 20 км от него, в Мяконьской школе, директором был его друг по физико-математическому отделению Липецкого учительского института С.Н. Кузнецов. После ранней кончины С.Н. Кузнецова (1979 г.) школа была названа его именем. В истории нашего учебного заведения это единственный случай. Понятно, каВыпускник 1951 г. В.Т. Родин ким надо быть человеком и педагогом, чтобы удостоиться такой чести. Липецкий государственный учительский институт просуществовал пять лет. Из стен института вышли 696 учителей семилетней школы, из них 362 учителя физики и математики и 334 учителя русского языка и литературы. Вызванные к жизни острым недостатком педагогических кадров, учительские институты к середине 50-х годов выполнили свою задачу. В связи с расширением сети средних школ перед вузами встали новые задачи. Поэтому началась реорганизация учительских институтов в педагогические. Приказом Министерства просвещения СССР от 8 июня 1954 г. Липецкий учительский институт был реорганизован в педагогический. Директором института стал Трофим Ильич Поподько. Директор института Т.И. Поподько (1954-1958) 13
Стр.13
ном году в институте работали 38 преподавателей, из них 16 кандидатов наук. Вуз готовил учителей русского языка и литературы, математики и физики. С 1955 г. началась подготовка учителей истории. В 1958-1960 гг. директором института был Василий Иванович Карасев, а в 1960-1961 гг. – Владимир Михайлович Доманк. Около 10 лет (1961-1970 гг.) институт возглавлял Николай Семенович Перелыгин. Бурное развитие в институДиректор В.М. Доманк (1960-1961) Ректор Н.С. Перелыгин (1961-1970) Вуз начал работать с 1 сентября 1954 г. в здании педагогического училища. 20 августа 1955 г. в связи с увеличением числа специальностей и количества студентов институт переехал в здание бывшей школы ВВС в поселке «Свободный Сокол». Устанавливался пятилетний срок обучения. Содержание и качество занятий обеспечивал обновленный преподавательский коллектив, в котором увеличилось количество кандидатов наук, доцентов. В 1955-1956 учебте научной и учебной деятельности в этот период связано с именами проректоров Юлии Францевны Тетюцкой, Владимира Антоновича Кириленкова, преподавателей Наума Моисеевича Долгих, Пальмиры Алексеевны Березкиной и многих других. Конец 50-х – 60-е гг. ознаменованы приходом в институт ярких личностей, приверженцев свежих научных идей и авторов практических инициатив: М.М. Слонимского, В.М. Важинского, А.И. Борозняка, О.П. Околелова, А.В. Райкова, С.Т. Ваймана, В.В. Щеулина, К.Р. Лапиной, Б.Т. Панова, К.А. Москаленко, Г.И. Горской, С.А. Шмакова. Многие из них заСтуденческая конференция (конец 70-х гг.) 14 14
Стр.14
щитили докторские диссертации, стали первыми профессорами института. Их работа имела широкий общественный резонанс, вызвала широчайший интерес в области и стране. В начале 60-х гг. институт заявил о себе во всесоюзном масштабе «Липецким опытом», у истоков которого стояли К.А. Москаленко и Г.И. Горская. Их идеи дали мощный импульс к поиску учителями липецких школ эффективных форм и методов обучения. Творческая мысль липецких ученых и учителей-практиков была направлена на поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволили бы повысить продуктивность урока. Идеи и искания педагогов вуза получили широкое одобрение среди учительства Липецкой области, а затем были подхвачены творчески работающими учителями страны. Педагогическая общественность заговорила о новом опыте, зародившемся в Липецке. В работах С.А. Шмакова, его коллег и учеников была разработана новаторская система работы с молодежью, организации оздоровительной и досуговой деятельности учащихся. Она реализовалась через деятельность клуба «Радуга», руководителем и душой которого был молодой, энергичный, неистощимый на замыслы Сталь Анатольевич. Благодаря деятельности Клуба сложилось близкое общение студентов с педагогами-новаторами, космонавтами и киноактерами, журналистами. Они заряжали студентов поэзией учительской работы, порождали благородный дух истинного коллективизма, желание сотворчества. Радужан с удовольствием ждали на летней площадке во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок». Клуб дал надежную педагогическую закалку нескольким поколениям выпускников ЛГПИ, 12 членов клуба стали заслуженными учителями РФ, а его руководитель - известным далеко за пределами Липецкой области педагогом. До сих пор летняя педагогическая практика востребована, а студентов вуза запрашивают для работы в «Орленке», «Артеке», «Прометее», в летних лагерях США. Мощный рывок в развитии вуз сделал в 70-е - начале 80-х гг. В эти годы (1970-1983 гг.) институт возглавлял Борис Николаевич Бабин. Появляются новые учебные корпуса в центре города. Вслед за учебными аудиториями и библиотекой новоселье справляет общежитие. Подготовка учителей шла по 11 специальностям. В 1970 г. начали работать факультеты: биолого-химический, иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 г. – индустриально-педагогический, художественно-графический, учителей начальных классов. В 1975 г. образуется деканат по работе с иностранными студентами, руководивший подготовкой специалистов для многих стран мира. В этот период повышается уровень научно-методического оснащения учебноРектор Б.Н. Бабин (1970-1983) Вручение ключа от нового корпуса 15
Стр.15
го процесса. Приоритетным направлением научно-исследовательской работы становится школа. Налаживаются и становятся нормой жизнедеятельности педвуза контакты с учительством города и области, разрабатываются и осуществляются совместные научнопрактические проекты. Активная работа ведется по разработке содержания и форм организации общественно-политической практики. С 15 по 18 мая 1974 г. на базе института была проведена Всесоюзная научная конференция по проблеме «Формирование общественно-политической и познавательной активности студентов педагогических вузов». Во второй половине 80-х гг. коллектив института продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (19831986 гг.) и Василии Васильевиче Шахове (1986-1988 гг.). Накопленный потенциал позволил превратить вуз в современный влиятельный центр педагогического образования области. В круто меняющихся условиях жизни коллектив оперативно реагировал на потребности времени, тщательно работал над решением возникающих проблем. В этот период ректором института стала Вера Федоровна Чернова (1988-2000 гг.). О том, что институт взял правильные ориентиры поступательного движения вперед, добился серьезных успехов, можно судить по итогам аттестаций 1994 г., 1999 г., 2005 г. Показателем растущего потенциала вуза явилось резкое увеличение числа специальностей, создание в середине 90-х годов новых факультетов: экономики и информатики, педагогики и психологии, музыкально-педагогического, – включение в число реализуемых университетских специальностей таких, как история, психология, экология, химия, прикладная математика, государственное и муниципальное управление, математические методы в экономике и ряд других. Итогом многолетней плодотворной работы стало изменение статуса нашего учебного заведения: с 2000 г. в городе функционирует единственный в области педагогический университет. Его возглавляет Павел Георгиевич Бугаков. В наши дни коллектив университета продолжает традиции своих предшественников в учебной, научной работе и успешно решает задачи профессиональной подготовки специалистов для российской школы. 16 16
Стр.16
17
Стр.17
РУКОВОДИТЕЛИ ИНСТИТУТА Директор Борис Лаврентьевич Панферов (1949-1954) Директор Трофим Ильич Поподько (1954-1958) Директор Василий Иванович Карасев (1958-1960) Директор Владимир Михайлович Доманк (1960-1961) Ректор Николай Семенович Перелыгин (1961-1970) Ректор Борис Николаевич Бабин (1970-1983) Ректор Павел Ильич Карташов (1983-1986) 18 18 Ректор Василий Васильевич Шахов (1986-1988) Ректор Вера Федоровна Чернова (1988-2000)
Стр.18
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ректор ГОУ ВПО «ЛГПУ» профессор П.Г. Бугаков Проректор по учебной работе А.В. Ширяев Проректор по научной работе А.С. Калитвин Проректор по заочному обучению В.И. Лукьянчиков Проректор по довузовскому и дополнительному образованию Т.М. Микова Проректор по административнохозяйственной работе А.В. Кожухов Проректор по безопасности А.И. Мозгунов 19
Стр.19
УЧЕНЫЙ СОВЕТ Заседание Ученого совета университета 31 августа 2009 г. П.Г. Бугаков (председатель Совета), Т.М Микова (Ученый секретарь Совета) Члены Ученого совета ЛГПУ: В.В. Абрамова, М.О. Антюшина, Л.Н. Беляева, Т.И. Бессонова, А.Н. Бессуднов, С.П. Болдырева, И.В. Бурмыкина, Т.Ю. Васильева, А.В. Вишняков, Г.В. Головин, Н.А. Горлова, А.В. Гулин, О.Н. Гулюкина, В.К. Елисеев, И.М. Елисеева, Е.Н. Жидкова, Л.И. Земцов, В.С. Зияутдинов, А.С. Калитвин, С.Г. Катаева, В.А. Кашкаров, А.В. Кожухов, В.А. Колыхалова, А.А. Комков, Л.М. Кузнецова, Н.Н. Кузьмин, Е.Е. Кузьмина, Т.А. Кузьмина, Б.Н. Лазарев, В.И. Лукьянчиков, В.Н. Малыш, А.И. Мозгунов, И.Ю. Наумова, С.А. Никитенков, М.В. Никонов, Л.И. Перфилова, А.И. Петкевич, В.А. Попков, В.А. Сарычев, Е.Б. Тесля, Р.В. Фокина, И.Н. Фролов, Б.Д. Ходжагельдыев, О.В. Чебышева, Л.А. Черешнева, В.Ф. Чернова, С.В. Шинкевич, А.В. Ширяев, Ю.В. Шмарион, Л.Г. Шуклова, В.В. Щеулин, З.П. Ярлыкова. 268
Стр.268
Мы гордимся вами, вы – самое главное достижение нашего труда за 60 лет. Вы внесли и вносите достойный вклад в творчество учительского сообщества России по воспитанию подрастающего поколения. Частичка вашего труда вложена в величественное здание российского образования и российской культуры. Благодаря вам обеспечивается продвижение нашей страны по пути прогресса. Хотелось бы высказать также слова блаУважаемые друзья тета. Ещё о многом можно было бы написать, о многом рассказать. Но книга закончена, и на её последней странице мы обращаемся к вам – выпускники 1951 - 2009 годов! В каждой школе города и области, во П многих образовательных учреждениях нашей необъятной Родины работают питомцы Липецкого государственного педагогического университета. Выпускники нашего вуза успешно трудятся и в других сферах – научной, культурной, экономической, политической. С уважением, ректор университета профессор еревернута заключительная страница книги, представляющая 60летнюю историю нашего универсигодарности всем тем, кто на протяжении 60 лет работал в вузе и готовил достойных учителей для нашей школы. Ваш труд благороден и почётен! Вы вкладываете частичку своей души в своих студентов, готовя их к педагогической деятельности. Перевернутая страница книги вовсе не последняя… Впереди – продолжение нашей работы в стенах Липецкого государственного педагогического университета. Сложен и зачастую мало благодарен труд педагога, но он необходим всегда. Мы уверены, что никакие препятствия не помешают взаимодействию и сотрудничеству преподавательского и студенческого коллективов университета, результатом которых явится подготовка высокопрофессиональных учительских кадров, готовых войти в школьный класс и воспитывать наших детей достойными гражданами великой России! Всего наилучшего! До встречи в аудиториях университета! 2010 год посвящается вам, дорогие выпускники! П.Г. Бугаков 269 269
Стр.269
СОДЕРЖАНИЕ Приветственное слово О.П. Королева, П.И. Путилина ...................................................................4 Приветственное слово М.В. Гулевского, В.И. Синюца ....................................................................6 Обращение епископа Липецкого и Елецкого Никона ...................................................................8 РАЗДЕЛ I. ОТ УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА К УНИВЕРСИТЕТУ Вглядываясь в прошлое.....................................................................................................................................12 Руководители института / университета ...............................................................................................18 Учебная работа .......................................................................................................................................................20 Проректоры по учебной работе с 1949 по 2009 гг. ..................................................................22 Заочное отделение ...............................................................................................................................................26 Проректоры по заочному отделению...............................................................................................32 Научно-исследовательская деятельность ..............................................................................................36 Заслуженные преподаватели ................................................................................................................42 Лауреаты премий им. К.А. Москаленко и им. С.Л. Коцаря ....................................................46 РАЗДЕЛ II. ФАКУЛЬТЕТЫ Факультет физико-математических и компьютерных наук .....................................................48 Филологический факультет ...........................................................................................................................63 Исторический факультет .................................................................................................................................76 Естественно-географический факультет ................................................................................................90 Факультет иностранных языков ..................................................................................................................101 Факультет физической культуры и спорта ..........................................................................................117 Факультет технологии и предпринимательства ................................................................................126 Международный факультет ............................................................................................................................134 Художественно-графический факультет ...............................................................................................142 Факультет повышения квалификации ...................................................................................................154 Факультет информационных и социальных технологий ..........................................................162 Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации ........................................................171 Факультет педагогики и психологии ......................................................................................................183 Институт культуры и искусства ..................................................................................................................193 ОБШЕУНИВЕРСИТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ ...........................................................................................201 Кафедра иностранных языков ..............................................................................................................202 Кафедра теории и истории педагогики ..........................................................................................209 Кафедра философии и социально-политических теорий ..................................................215 270
Стр.270
РАЗДЕЛ III. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Административно-хозяйственная часть .................................................................................................220 Аспирантура .............................................................................................................................................................222 Библиотека ...............................................................................................................................................................224 Здравпункт ................................................................................................................................................................232 Информационно-аналитический центр ................................................................................................232 Отдел педагогической практики .................................................................................................................234 Профсоюзная организация преподавателей и сотрудников ...................................................236 Профсоюзная организация студентов ....................................................................................................244 Режимно-секретное подразделение ..........................................................................................................251 Столовая «Студенческая» ..................................................................................................................................252 Управление бухгалтерского учета и контроля ...................................................................................254 Управление делами ..............................................................................................................................................256 Управление кадрового обеспечения .........................................................................................................261 Учебное управление ............................................................................................................................................263 Центр довузовского и дополнительного образования..................................................................264 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ученый совет ...........................................................................................................................................................268 Обращение ректора П.Г. Бугакова ..............................................................................................................269 271 271
Стр.271