УДК 82-6
ББК 83.3(0)5
С 51
Исследование выполнено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
проект № 21-011-44099
Смолина А. Н.
С 51
Русское духовное письмо ХХ века: мировоззренческие основания,
композиция, стиль: монография. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2023. —
264 c. — (Studia philologica.)
ISBN 978-5-907498-53-2
Монография посвящена исследованию речевого жанра «духовное письмо»: мировоззренческим
основаниям, восходящим к исихазму — религиозно-философскому учению, являющемуся
сутью восточноправославной монашеской традиции; композиции; стилистической
специфике (лексической организации, функционированию тропов и стилистических фигур,
интертекстуальному своеобразию); особенностям воплощения в текстах духовных писем исихастских
идей.
Книгу открывает предисловие, в котором представлены основные особенности изучения
текста с позиций теолингвистики, описаны методы теолингвистического анализа, обозначены
перспективы развития теолингвистики как области научного знания.
В первой главе рассматривается исихазм (как религиозно-философское учение, а также
как духовная практика, форма монашеской жизни), освещаются вопросы, связанные с его влиянием
на русскую культуру. Особое внимание уделяется идеосфере исихазма (идеям любви
к Богу и ближним, спасения, обóжения, следования Христу, покаяния, терпения, смирения,
самоумаления, молитвенного делания, соборности).
Во второй главе идет речь о композиции речевого жанра «духовное письмо»; рассматривается
свойственная многим духовным письмам последовательность частей, описываются
интражанры, функционирующие в них — совет, утешение, мнение, невымышленный рассказ,
натурная зарисовка, сообщение о себе, приветствие и другие.
В третьей главе раскрываются стилистические особенности духовного письма, представляется
специфика бытования религионимов; метафоры и сравнения, в основе образности
которых лежат характерные для церковно-религиозного стиля аналогии, аллегорий, восходящих
к Священному Писанию; эпитета, перифразы, перечисления и других приемов; рассматривается
их религиозное содержание. Особое внимание уделяется интертекстуальным включениям,
с помощью которых выражаются христианские смыслы.
При анализе автор обращается к эпистолярному наследию церковных писателей-монахов
XX — начала XXI в. (монахини Параскевы (Матиешиной), иеромонахов: Иувиана (Красноперова),
Никона (Беляева), Рафаила (Шейченко); иеросхимонахов: Анатолия (Потапова), Нектария
(Тихонова); настоятелей храмов / монастырей: игумена Никона (Воробьёва), схиигумена
Иоанна (Алексеева); архимандритов: Сергия (Страгородского), Иоанна (Крестьянкина), Саввы
(Мажуко); схиархимандритов: Иоанна (Маслова), Андроника (Лукаша), Серафима (Романцова),
Виталия (Сидоренко); епископов: Григория (Лебедева), Афанасия (Сахарова); архиепископов:
Никона (Рождественского), Луки (Войно-Ясенецкого); митрополитов: Трифона (Туркестанова),
Макария (Невского), Вениамина (Федченкова), Антония (Храповицкого), Иоанна
(Снычева) и других.
УДК 82-6
ББК 83.3(0)5
В оформлении переплета использована картина М. В. Нестерова «Соловки»
© А. Н. Смолина, текст, 2023
© Издательский Дом ЯСК, оригинал-макет, 2023
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................... 7
ГЛАВА I. Мировоззренческие основания русской духовной
эпистолярной словесности ХХ века ......................................................... 13
1.1. Исихазм как религиозно-философское учение, духовная
практика, форма монашеской жизни и его влияние
на культуру, искусство, социально-политическую сферу
Древней Руси и России Нового времени ................................. 13
1.2. Идеосфера русского православного исихазма:
главенствующие идеи, их сущность и значение для
формирования и развития духовной эпистолярной
словесности ..................................................................................... 46
ГЛАВА II. Композиция речевого жанра «духовное письмо» ................. 103
2.1. Особенности развертывания текста: последовательность
композиционных блоков ............................................................ 103
2.2. Текстообразующие интражанры .............................................. 116
ГЛАВА III. Стилистические особенности речевого жанра
«духовное письмо» ..................................................................................... 169
3.1. Лексическая организация текста .............................................. 169
3.2. Фигуративно-тропеическая специфика ................................. 182
3.3. Интертекстуальное своеобразие .............................................. 207
Заключение ......................................................................................................... 219
Источники ........................................................................................................... 223
Литература .......................................................................................................... 227
Указатель имен ................................................................................................... 257
Стр.6