Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 663474)
Контекстум

Русское духовное письмо ХХ века: мировоззренческие основания, композиция, стиль (924,00 руб.)

0   0
Первый авторСмолина А. Н.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц265
ID910618
АннотацияМонография посвящена исследованию речевого жанра «духовное письмо»: мировоззренческим основаниям, восходящим к исихазму — религиозно-философскому учению, являющемуся сутью восточноправославной монашеской традиции; композиции; стилистической специфике (лексической организации, функционированию тропов и стилистических фигур, интертекстуальному своеобразию); особенностям воплощения в текстах духовных писем исихастских идей. Книгу открывает предисловие, в котором представлены основные особенности изучения текста с позиций теолингвистики, описаны методы теолингвистического анализа, обозначены перспективы развития теолингвистики как области научного знания. В первой главе рассматривается исихазм (как религиозно-философское учение, а также как духовная практика, форма монашеской жизни), освещаются вопросы, связанные с его влиянием на русскую культуру. Особое внимание уделяется идеосфере исихазма (идеям любви к Богу и ближним, спасения, обóжения, следования Христу, покаяния, терпения, смирения, самоумаления, молитвенного делания, соборности). Во второй главе идет речь о композиции речевого жанра «духовное письмо»; рассматривается свойственная многим духовным письмам последовательность частей, описываются интражанры, функционирующие в них — совет, утешение, мнение, невымышленный рассказ, натурная зарисовка, сообщение о себе, приветствие и другие. В третьей главе раскрываются стилистические особенности духовного письма, представляется специфика бытования религионимов; метафоры и сравнения, в основе образности которых лежат характерные для церковно-религиозного стиля аналогии, аллегорий, восходящих к Священному Писанию; эпитета, перифразы, перечисления и других приемов; рассматривается их религиозное содержание. Особое внимание уделяется интертекстуальным включениям, с помощью которых выражаются христианские смыслы. При анализе автор обращается к эпистолярному наследию церковных писателей-монахов XX — начала XXI в. (монахини Параскевы (Матиешиной), иеромонахов: Иувиана (Красноперова), Никона (Беляева), Рафаила (Шейченко); иеросхимонахов: Анатолия (Потапова), Нектария (Тихонова); настоятелей храмов / монастырей: игумена Никона (Воробьёва), схиигумена Иоанна (Алексеева); архимандритов: Сергия (Страгородского), Иоанна (Крестьянкина), Саввы (Мажуко); схиархимандритов: Иоанна (Маслова), Андроника (Лукаша), Серафима (Романцова), Виталия (Сидоренко); епископов: Григория (Лебедева), Афанасия (Сахарова); архиепископов: Никона (Рождественского), Луки (Войно-Ясенецкого); митрополитов: Трифона (Туркестанова), Макария (Невского), Вениамина (Федченкова), Антония (Храповицкого), Иоанна (Снычева) и других.
ISBN978-5-907498-53-2
УДК82-6
ББК83.3(0)5
Смолина, А.Н. Русское духовное письмо ХХ века: мировоззренческие основания, композиция, стиль : монография / А.Н. Смолина .— Москва : Языки славянской культуры, 2023 .— 265 с. — ISBN 978-5-907498-53-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/910618 (дата обращения: 14.12.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русское_духовное_письмо_ХХ_века_мировоззренческие_основания,_композиция,_стиль_монография.pdf
УДК 82-6 ББК 83.3(0)5 С 51 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований проект № 21-011-44099 Смолина А. Н. С 51 Русское духовное письмо ХХ века: мировоззренческие основания, композиция, стиль: монография. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2023. — 264 c. — (Studia philologica.) ISBN 978-5-907498-53-2 Монография посвящена исследованию речевого жанра «духовное письмо»: мировоззренческим основаниям, восходящим к исихазму — религиозно-философскому учению, являющемуся сутью восточноправославной монашеской традиции; композиции; стилистической специфике (лексической организации, функционированию тропов и стилистических фигур, интертекстуальному своеобразию); особенностям воплощения в текстах духовных писем исихастских идей. Книгу открывает предисловие, в котором представлены основные особенности изучения текста с позиций теолингвистики, описаны методы теолингвистического анализа, обозначены перспективы развития теолингвистики как области научного знания. В первой главе рассматривается исихазм (как религиозно-философское учение, а также как духовная практика, форма монашеской жизни), освещаются вопросы, связанные с его влиянием на русскую культуру. Особое внимание уделяется идеосфере исихазма (идеям любви к Богу и ближним, спасения, обóжения, следования Христу, покаяния, терпения, смирения, самоумаления, молитвенного делания, соборности). Во второй главе идет речь о композиции речевого жанра «духовное письмо»; рассматривается свойственная многим духовным письмам последовательность частей, описываются интражанры, функционирующие в них — совет, утешение, мнение, невымышленный рассказ, натурная зарисовка, сообщение о себе, приветствие и другие. В третьей главе раскрываются стилистические особенности духовного письма, представляется специфика бытования религионимов; метафоры и сравнения, в основе образности которых лежат характерные для церковно-религиозного стиля аналогии, аллегорий, восходящих к Священному Писанию; эпитета, перифразы, перечисления и других приемов; рассматривается их религиозное содержание. Особое внимание уделяется интертекстуальным включениям, с помощью которых выражаются христианские смыслы. При анализе автор обращается к эпистолярному наследию церковных писателей-монахов XX — начала XXI в. (монахини Параскевы (Матиешиной), иеромонахов: Иувиана (Красноперова), Никона (Беляева), Рафаила (Шейченко); иеросхимонахов: Анатолия (Потапова), Нектария (Тихонова); настоятелей храмов / монастырей: игумена Никона (Воробьёва), схиигумена Иоанна (Алексеева); архимандритов: Сергия (Страгородского), Иоанна (Крестьянкина), Саввы (Мажуко); схиархимандритов: Иоанна (Маслова), Андроника (Лукаша), Серафима (Романцова), Виталия (Сидоренко); епископов: Григория (Лебедева), Афанасия (Сахарова); архиепископов: Никона (Рождественского), Луки (Войно-Ясенецкого); митрополитов: Трифона (Туркестанова), Макария (Невского), Вениамина (Федченкова), Антония (Храповицкого), Иоанна (Снычева) и других. УДК 82-6 ББК 83.3(0)5 В оформлении переплета использована картина М. В. Нестерова «Соловки» © А. Н. Смолина, текст, 2023 © Издательский Дом ЯСК, оригинал-макет, 2023
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ......................................................................................................... 7 ГЛАВА I. Мировоззренческие основания русской духовной эпистолярной словесности ХХ века ......................................................... 13 1.1. Исихазм как религиозно-философское учение, духовная практика, форма монашеской жизни и его влияние на культуру, искусство, социально-политическую сферу Древней Руси и России Нового времени ................................. 13 1.2. Идеосфера русского православного исихазма: главенствующие идеи, их сущность и значение для формирования и развития духовной эпистолярной словесности ..................................................................................... 46 ГЛАВА II. Композиция речевого жанра «духовное письмо» ................. 103 2.1. Особенности развертывания текста: последовательность композиционных блоков ............................................................ 103 2.2. Текстообразующие интражанры .............................................. 116 ГЛАВА III. Стилистические особенности речевого жанра «духовное письмо» ..................................................................................... 169 3.1. Лексическая организация текста .............................................. 169 3.2. Фигуративно-тропеическая специфика ................................. 182 3.3. Интертекстуальное своеобразие .............................................. 207 Заключение ......................................................................................................... 219 Источники ........................................................................................................... 223 Литература .......................................................................................................... 227 Указатель имен ................................................................................................... 257
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически