А. Ю. Мацкевич, И. В. Мацкевич
ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА
КЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Учебное пособие
Улан-Удэ
2024
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Бурятский государственный
университет имени Доржи Банзарова»
А. Ю. Мацкевич, И. В. Мацкевич
ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА:
КЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлениям подготовки 39.03.01 Социология,
41.03.04 Политология, 41.03.01 Зарубежное регионоведение
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
имени Доржи Банзарова
2024
Стр.2
УДК 316.3 (075.8)
ББК 60.02 я 73
М 368
Утверждено к печати
Экспертным советом университета
Протокол № 2 от 18 октября 2024 г.
Р е ц е н з е н т ы
Т. Б. Бадмацыренов, д-р социол. наук, доц.,
заведующий кафедрой политологии и социологии,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
О. Д. Барлукова, канд. социол. наук, доц.,
заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук, рекламы
и туризма, Бурятская государственная сельскохозяйственная
академия им. В. Р. Филиппова
М 368
Мацкевич А. Ю.
Общество и общества: классический взгляд: учебное пособие /
А. Ю. Мацкевич, И. В. Мацкевич. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2024. — 132 с.
ISBN 978-5-9793-1954-4
Учебное пособие предназначено для ознакомления обучающихся с
содержанием шести фундаментальных классических концепций: общество
как социальное тело О. Конта, общество как эволюционирующая
органическая целостность Г. Спенсера, двухуровневая модель общества
К. Маркса, общество как равновесная система В. Парето, общество как
особая реальность Э. Дюркгейма, общество как обобществленное действие
М. Вебера.
Предназначено для обучающихся очного отделения по направлениям
подготовки 39.03.01 Социология, 41.03.04 Политология, 41.03.01 Зарубежное
регионоведение.
УДК 316.3 (075.8)
ББК 60.02 я 73
ISBN 978-5-9793-1954-4
© А. Ю. Мацкевич, И. В. Мацкевич, 2024
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2024
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
ется:
Целью преподавания дисциплины «Общество и общества» явля-
ознакомление студентов с основными классическими и современными
концепциями общества как специфической области окружающей
действительности;
- формирование понимания общества в его родовом и конкретно-историческом
измерениях;
- формирование представления об основных идеях, методологических
подходах, концептуальном аппарате, способах описания и
объяснения общественных явлений.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- наименование основных направлений, школ в истории социально-политической
мысли;
- основные понятия, которыми они оперируют;
- их теоретико-методологические установки;
- сходства и различия между направлениями, школами и теориями;
взаимосвязи и преемственность между ними;
- внутреннюю логику изучаемых теорий;
уметь:
- анализировать учебную и научную литературу;
- делать обобщения и выводы;
- применять полученные знания для изучения социальных явлений;
владеть:
-
навыками понимания специальной литературы, терминологией;
-
навыками сравнения и оценки различных теорий;
- навыками выбора адекватной теории для изучения социальнополитических
явлений.
Объектом изучения дисциплины «Общество и общества» является
социальная реальность как способ и результат взаимодействия
людей друг с другом и окружающим миром, постоянно изменяющаяся
действительность общественной жизни в единстве и разнообразии
всех отношений людей в её родовом и конкретно-историческом
измерении.
3
Стр.4
Предметом изучения дисциплины «Общество и общества» являются
взаимосвязи логического и исторического характера, возникающие
в ходе познания социальной реальности. Логические взаимосвязи
позволяют выделить группы концепций (школы, направления,
традиции, метатеории), определить внутреннюю логику развития
этих традиций, установить их взаимодействие и взаимовлияние. Исторические
взаимосвязи позволяют соотносить теории с историческими
условиями, их породившими, показывают, что познание общества
обусловлено его развитием.
Цель данного курса лекций: ознакомить обучающихся с содержанием
шести фундаментальных классических концепций:
общество как социальное тело О. Конта, общество как эволюционирующая
органическая целостность Г. Спенсера, двухуровневая модель
общества К. Маркса, общество как равновесная система В. Парето,
общество как особая реальность Э. Э. Дюркгейма, общество
как обобществленное действие М. М. Вебера.
Задачи курса лекций: ознакомить обучающихся с биографиями
создателей этих теорий, их представлениями об обществе и его
структуре, понятийным аппаратом, разрабатываемым ими, предлагаемыми
концепциями личности, их пониманием методологии и методов
исследования общества, целей социального познания.
Данный курс лекций в качестве учебного пособия предназначен
для обучающихся по направлениям подготовки 39.03.01 Социология,
41.03.04 Политология, 41.03.01 Зарубежное регионоведение и
направлен на формирование следующих компетенций:
По направлению «Социология»:
ОПК-4.1 — Анализирует информационные массивы, обеспечивающие
мониторинг социальной сферы.
ОПК-4.2 — Оценивает необходимость, достаточность и достоверность
источников информации.
ОПК-4.3 — Определяет социальную значимость выявленных
проблем.
По направлению «Политология»:
ОПК-4.1 — Анализирует ключевые концептуальные разработки
по актуальным вопросам и проблемам общественного развития.
ОПК-4.2 — Применяет научно-теоретическое знание в рамках
анализа политической сферы, ее акторов, процессов и отношений;
проводит межпредметные и межнаучные связи при изучении общественно-политической
системы.
4
Стр.5
ОПК-4.3 — Анализирует характер и особенности влияния экономических,
социальных, культурных и иных факторов на динамику
политико-публичного пространства; объективные закономерности
развития и функционирования общественно-политических систем.
По направлению «Зарубежное регионоведение»:
ОПК-4.1 — Анализирует ключевые концептуальные разработки
по актуальным вопросам и проблемам общественного развития.
ОПК-4.2 — Применяет научно-теоретическое знание в рамках
анализа политической сферы, ее акторов, процессов и отношений;
проводит межпредметные и межнаучные связи при изучении общественно-политической
системы.
ОПК-4.3 — Анализирует характер и особенности влияния экономических,
социальных, культурных и иных факторов на динамику
политико-публичного пространства; объективные закономерности
развития и функционирования общественно-политических систем.
Учебное издание «Общество и общества: классический взгляд»
охватывает первую половину дисциплины «Общество и общества»
(семестр I и II).
5
Стр.6
Содержание
Предисловие……………………………………………………... 3
Тема 1
Общество как социальное тело. О. Конт………………….…… 6
Тема 2
Общество как эволюционирующая органическая целостность.
Г. Спенсер………………………………………………………... 26
Тема 3
Двухуровневая модель общества. К. Маркс…………………… 51
Тема 4
Общество как равновесная система. В. Парето……………….. 73
Тема 5
Общество как особый вид реальности. Э. Дюркгейм……………. 91
Тема 6
Общество как обобществленное действие. М. Вебер………….. 110
Библиографический список……….……………………………. 129
Стр.132