И. Н. Сухих
И давний-давний спор...
Драма А. Н. Островского "Гроза" в русской критике
Сб. статей / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Сухих И. Н.-- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1990.-- 336 с.
OCR Бычков М. Н.
Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в
темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в
июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным
псевдонимом Н. А. Добролюбова -- Н. --бов.
Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит
промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений.
Формально статья Добролюбова {Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 16.} была
рецензией на это издание. Но фактически критик предложил читателю довольно объемистую монографию
об Островском, включающую и историю критических мнений о нем, и теоретические размышления об
искусстве и критике, и подробное рассмотрение практически всех вошедших в собрание пьес. Сведя на
"очную ставку" разные суждения об Островском, Добролюбов приходит к выводу, что и порицатели
Островского, и восторженные хвалители его "хотели непременно сделать представителем известного рода
убеждений и затем карали за неверность этим убеждениям или возвышали за укрепление в них, и
наоборот". "Мы считаем за самое лучшее -- применить к произведениям Островского критику реальную,
состоящую в обозрении того, что нам дают его произведения,-- формулирует Добролюбов главный свой
теоретический принцип.-- Реальная критика относится к произведению художника точно так же, как к
явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их
существенные, характерные черты, но вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес -- не рожь, и уголь -- не
алмаз..." {Там же. С. 19--20.}
Какую же норму увидел Добролюбов в мире Островского? "Деятельность общественная мало
затронута в комедиях Островского, и это, без сомнения, потому, что сама гражданская жизнь наша,
изобилующая формальностями всякого рода, почти не представляет примеров настоящей деятельности, в
которой свободно и широко мог бы выразиться человек. Зато у Островского чрезвычайно полно и
рельефно выставлены два рода отношений, к которым человек еще может у нас приложить душу свою,-отношения
семейные и отношения по имуществу. Немудрено поэтому, что сюжеты и самые названия его
пьес вертятся около семьи, жениха, невесты, богатства и бедности.
Драматические коллизии и катастрофы в пьесах Островского все происходят вследствие
столкновения двух партий -- старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных. Ясно,
что развязка подобных столкновений, по самому существу дела, должна иметь довольно крутой характер
и отзываться случайностью.
С этими предварительными соображениями вступим теперь в этот мир, открываемый нам
произведениями Островского, и постараемся всмотреться в обитателей, населяющих это темное царство.
Скоро вы убедитесь, что мы недаром назвали его темным." {Там же. С. 29--30.}
"Темное царство" -- это мир бессмысленного самодурства и страданий "наших младших братий",
"мир затаенной, тихо вздыхающей скорби", мир, где "наружная покорность и тупое, сосредоточенное
горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения" сочетаются с "рабской
хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством". Добролюбов детально рассматривает
"анатомию" этого мира, его отношение к образованности и любви, его нравственные убеждения,
лишенные водкой рефлексии и сводящиеся к ходовым добродетелям вроде "чем другим красть, так лучше
я украду", "на то воля батюшкина", "чтоб не она надо мной, а я над ней куражился, сколько душе угодно"
и т. п.
- "Но ведь есть же какой-нибудь выход из этого мрака?" -- задается в конце статьи вопрос от
имени воображаемого читателя. "Печально,-- правда; но что же делать? Мы должны сознаться: выхода из
"темного царства" мы не нашли в произведениях Островского,-- отвечает критик.-- Винить ли за это
художника? Не оглянуться ли лучше вокруг себя и не обратить ли свои требования к самой жизни, так
вяло и однообразно плетущейся вокруг нас... Выхода же надо искать в самой жизни: литература только
Стр.1