Опубликовано в журнале:
"Новая Юность" 1999, N5(38)
Иван Лукаш
Два рассказа
предисловие и публикация Виктора Леонидова
0x01 graphic
РАРИТЕТ
Все-таки странно, что при нынешнем повальном интересе к исторической прозе почти выпало из
поля зрения наших издателей, беспрерывно печатающих романы из прошлого в глянцевых обложках, имя
Ивана Созонтовича Лукаша (1892--1940). <...> Лукаш, в отличие от многих своих беспрерывно публиковавшихся коллег, всегда
сохранял очень высокий уровень прозы. <...> Иван Лукаш родился в Петербурге, в семье солдата. <...> Привязанность к Петербургу
и строгому, классическому искусству остались у Ивана Созонтовича до конца дней. <...> Далее, уже после Октября, вольноопределяющийся гвардейского полка в Петербурге Иван Лукаш
стал одним из участников заговора против новой власти, а затем навсегда связал свою судьбу с Белым
движением. <...> Жил Иван Созонтович, как и большинство других русских писателей в изгнании, достаточно
тяжело, но работать продолжал до самой смерти. <...> Сейчас в Российском Фонде культуры
готовится к изданию собрание сочинений Ивана Лукаша, которое будет состоять как минимум из
десяти томов. <...> Впрочем, лучше пусть читатели "Новой Юности" сами познакомятся с этим замечательным
прозаиком. <...> ИВАН ЛУКАШ
СНЕГ
Обычно Наполеон сидел в креслах под зеленой вазой из сибирской яшмы. <...> Тонко поджатые губы
казались серыми на желтоватом и тяжелом лице императора. <...> Он
не слушал, что поют и играют, и если бы не женский голос певца, ему был бы приятен весь этот смутный
звон и, полузакрывши глаза, он мог бы сидеть весь концерт под зеленой вазой. <...> -- Не беспокойтесь, прошу вас, -- говорил он по пути генералам и секретарям, приглашая их
легким и вместе резким движением руки не подниматься с кресел. <...> Лица у всех были немного напряженными и немного испуганными, как у Мартини: император
никогда не был таким тяжелым, таким подавляющим, как в Москве. <...> Звон клавесин или арфы, рулады певца, шум <...>
Рассказы.pdf
Опубликовано в журнале:
"Новая Юность" 1999, N5(38)
Иван Лукаш
Два рассказа
предисловие и публикация Виктора Леонидова
0x01 graphic
РАРИТЕТ
Все-таки странно, что при нынешнем повальном интересе к исторической прозе почти выпало из
поля зрения наших издателей, беспрерывно печатающих романы из прошлого в глянцевых обложках, имя
Ивана Созонтовича Лукаша (1892--1940).
А в двадцатые и тридцатые годы большинство читателей одной из самых популярных русских
парижских газет "Возрождение" первым делом, едва открыв свежий номер, искали это имя. Его
исторические очерки, романы из жизни России XVIII--XIX вв., печатавшиеся из номера в номер, были
просто нарасхват. Лукаш, в отличие от многих своих беспрерывно публиковавшихся коллег, всегда
сохранял очень высокий уровень прозы. Прибавьте к этому блестящее знание истории -- и секрет успеха
будет очевиден.
Иван Лукаш родился в Петербурге, в семье солдата. Отец часто водил будущего писателя на
Смоленское кладбище, где на гранитной плите были золотом выбиты имена солдат Финляндского полка,
погибших при взрыве в Зимнем дворце, подготовленном Степаном Халтуриным. Созонт Лукаш должен
был находиться там на карауле, но отпросился из-за болезни жены. Так огненный вал истории опалил
прозаика еще даже до его рождения.
Отслужив, отец писателя устроился натурщиком в Петербургскую Академию художеств. Там,
можно сказать, и прошло детство будущего мастера исторической прозы. Привязанность к Петербургу
и строгому, классическому искусству остались у Ивана Созонтовича до конца дней.
Однако, как ни странно, его первые литературные опыты были близки к эгофутуристам, к
Северянину. Само название первой книги Лукаша -- "Цветы ядовитые" -- говорило о манерности не
самого лучшего вкуса. Однако вскоре он начинает появляться в газетах с очерками и рассказами уже
совершенно другого, реалистического направления.
Февральскую революцию, подобно многим, Лукаш встретил с восторгом, но эйфория прошла
быстро. Далее, уже после Октября, вольноопределяющийся гвардейского полка в Петербурге Иван Лукаш
стал одним из участников заговора против новой власти, а затем навсегда связал свою судьбу с Белым
движением. Сначала -- как участник, старший унтер-офицер, сотрудник газет "Юг России" и "Голос
Таврии", потом -- как автор пронзительных книг "Смерть" и "Голое поле". Последняя до сих пор
считается одной из лучших книг, посвященных трагедии гражданской войны.
Ну, а дальше все было похоже на жизни тысяч и тысяч других изгнанников из России:
Константинополь, София, Берлин -- там, кстати, Лукаш подружился с Набоковым. Вместе они
написали несколько скетчей для русских кабаре в столице Германии. Потом была Рига, где писатель
редактировал газету "Слово" и сотрудничал в другом знаменитом издании русского зарубежья -"Сегодня".
В 1928 году он обосновался в Париже.
Жил Иван Созонтович, как и большинство других русских писателей в изгнании, достаточно
тяжело, но работать продолжал до самой смерти. Умер Лукаш в туберкулезном санатории Блиньи во
Франции, в начале Второй мировой войны.
Перечислять все написанное им -- дело почти безнадежное. Сейчас в Российском Фонде культуры
готовится к изданию собрание сочинений Ивана Лукаша, которое будет состоять как минимум из
десяти томов. Можно упомянуть некоторые из его книг: "Граф Калиостро", "Дворцовые гренадеры",
"Пожар Москвы", "Сны Петра", "Бедная любовь Мусоргского"...
Впрочем, лучше пусть читатели "Новой Юности" сами познакомятся с этим замечательным
прозаиком. Предлагаем вашему вниманию рассказы "Снег" и "Мятежник", впервые опубликованные в
Стр.1