Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Комментарии к поэмам 1855—1877 гг.

0   0
Первый авторНекрасов Николай Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц62
ID8577
Кому рекомендованоМатериалы Полного собрания сочинений
Некрасов, Н.А. Комментарии к поэмам 1855—1877 гг. : Статья / Н.А. Некрасов .— : [Б.и.], 1982 .— 62 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8577 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исключение составляет крупнейшая поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", для которой отведен отдельный, пятый том. <...> Правда, само слово "поэма" Некрасов употреблял не совсем так, как его употребляем мы, и притом с разными целями. <...> Выставив под заглавием стихотворения "Мое разочарование" подзаголовок "Поэма", он, надо полагать, использовал этот подзаголовок в ироническом, полемическом смысле ("Мое разочарование"--пародия на поэму К. Павловой <...> Вообще авторские подзаголовки, содержащие жанровые обозначения, не могут служить надежным ориентиром -- во-первых, потому, что Некрасов употреблял их (как уже говорилось) не только с целью определения жанра, но и с другими целями; вовторых, потому, что в литературной науке за прошедшие более чем сто лет значение термина "поэма" уточнено в связи с развитием теории литературы. <...> Недавно было высказано мнение, что отличительной особенностью поэм Некрасова является их более оптимистическое звучание, что связывается с представленным в поэмах эпическим началом (см. <...> Второе издание "Стихотворений" (1861) состояло из двух частей, в первой из которых были собраны мелкие, во второй -- крупные произведения (всего во второй части было помещено десять произведений: "Псовая охота", "Прекрасная партия", "Филантроп", "Саша", "Княгиня", "Поэт и Гражданин", "Несчастные", "О погоде", "Крестьянские дети", "Коробейники"). <...> В книге "Последние песни" (1877) вслед за первым отделом, составленным из мелких произведений ("Лирические стихотворения"), шли отделы, специально отведенные для произведений более крупных: отдел второй -- "Современники", отдел третий -- "Из поэмы "Мать"". <...> Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: О. Б. Алексеева ("Коробейники", "Мороз, Красный нос"), И. А. Битюгова, при участии Б. В. Мельгунова ("Русские женщины"), А. М. Гаркави ("Саша"), А. Л. Гришунин ("Белинский"), Ю. В. Лебедев ("Несчастные"), Б. В. Мельгунов ("Дедушка", "Из поэмы "Мать""), Н. Н. Скатов ("Тишина"), М. В. Теплинский ("Современники <...>
Комментарии_к_поэмам_1855—1877_гг..pdf
Н.А. Некрасов Комментарии к поэмам 1855--1877 гг. Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том четвертый. Поэмы 1855-1877 гг. Л., "Наука", 1982 OCR Бычков М. Н. В соответствии с жанровым принципом, который положен в основу распределения произведений Некрасова по томам в настоящем собрании сочинений, в четвертом томе помещены поэмы. Исключение составляет крупнейшая поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", для которой отведен отдельный, пятый том. Для русской литературы середины XIX в. был в высокой степени характерен синкретизм жанров. Строгих жанровых границ, воздвигнутых когда-то поэтикой классицизма, давно уже не существовало. Однако "жанровое сознание" оставалось важным фактором литературного творчества. Это сказалось, в частности, и в поэзии Некрасова. Правда, само слово "поэма" Некрасов употреблял не совсем так, как его употребляем мы, и притом с разными целями. Например, когда в стихотворении "Форма" ("Подражание Шиллеру") он писал: "...Важен в поэме Стиль, отвечающий теме",-- очевидно, что под поэмой он разумел всякое стихотворное произведение. Выставив под заглавием стихотворения "Мое разочарование" подзаголовок "Поэма", он, надо полагать, использовал этот подзаголовок в ироническом, полемическом смысле ("Мое разочарование"--пародия на поэму К. Павловой "Кадриль"). Вообще авторские подзаголовки, содержащие жанровые обозначения, не могут служить надежным ориентиром -- во-первых, потому, что Некрасов употреблял их (как уже говорилось) не только с целью определения жанра, но и с другими целями; вовторых, потому, что в литературной науке за прошедшие более чем сто лет значение термина "поэма" уточнено в связи с развитием теории литературы. И все же в художественном мышлении Некрасова поэмы как-то отделялись от прочих его стихотворений. Недавно было высказано мнение, что отличительной особенностью поэм Некрасова является их более оптимистическое звучание, что связывается с представленным в поэмах эпическим началом (см.: Норман В. О. Лирическая система Некрасова.-- В кн.: Н. А. Некрасов и русская литература. 1821--1971. М., 1971, с. 123--129). Это утверждение, при известной его дискуссионности, показательно: определение специфики некрасовских поэм является одной из задач современного некрасоведения. Решая эту задачу, следует, очевидно, учесть издательскую практику и, в частности, обратить внимание на порядок публикации произведений в прижизненных изданиях Некрасова. Поэт обычно вычленял крупные произведения из общей массы стихотворений. Так, в первом издании "Стихотворений" (1856) он поместил поэму "Саша" в виде особого (третьего) раздела, а крупное стихотворение "Поэт и гражданин" напечатал вне разделов книги в качестве предисловия к ней. Второе издание "Стихотворений" (1861) состояло из двух частей, в первой из которых были собраны мелкие, во второй -- крупные произведения (всего во второй части было помещено десять произведений: "Псовая охота", "Прекрасная партия", "Филантроп", "Саша", "Княгиня", "Поэт и Гражданин", "Несчастные", "О погоде", "Крестьянские дети", "Коробейники"). В том или ином виде этот принцип соблюдался и в последующих прижизненных изданиях "Стихотворений", вплоть до последнего, шестого (1873--1874): крупные произведения отделялись от мелких; при этом состав второй части издания оставался неизменным, а в последовательно присоединявшихся к изданию новых частях (третьей, четвертой, пятой и шестой) крупные произведения также выделялись. В книге "Последние песни" (1877) вслед за первым отделом, составленным из мелких произведений ("Лирические стихотворения"), шли отделы, специально отведенные для произведений более крупных: отдел второй -- "Современники", отдел третий -- "Из поэмы "Мать"". В ряде авторитетных советских изданий Некрасова некоторые поэмы выделены в особый том. В ПСС первые три тома озаглавлены "Стихотворения". При этом в виде подзаголовков выставлены даты (соответственно в первом, втором и третьем томах): 1838--1856, 1856--1877, 1863--1877.
Стр.1