Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг.

0   0
Первый авторОдоевский Владимир Федорович
Издательство[Б.и.]
Страниц166
ID8815
Кому рекомендованоМемуары и переписка
Одоевский, В.Ф. Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг. : Дневник / В.Ф. Одоевский .— : [Б.и.], 1869 .— 166 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/8815 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю Одоевский в 1860-е годы Было время, когда автор печатаемого ниже дневника кн. <...> Каких только вопросов не ставил Одоевский в своих художественных произведениях! <...> Это замечание Шевырева характеризует не только печальную немногочисленность кадров литературных деятелей того времени, но и положение, которое занимал среди них В. Ф. Одоевский. <...> Изданная в 1861 г. прокламация "Великорус", по его мнению, написана под влиянием партии помещиков, недовольных отменою крепостного права (запись в дневнике 30 июня 1861 г) Равным образом и другие прокламации, в большом числе выходившие в 1861--1863 гг., он готов приписать печальникам "об отмене крепостного права", надеющимся, что "заведя смуты, они какнибудь в мутной воде восстановят свою желанную мечту -- крепостное право"26. <...> Выражение: Россия отравлена поляками -- не гипербола", -- пишет он в своем дневнике после покушения Каракозова на Александра II (запись 4 августа 1866 г.). <...> Недаром крупнейший представитель этой бюрократии Н. А. Милютин был для Одоевского единственным государственным человеком в России того времени (запись в дневнике 26 декабря 1866 г.). <...> Ф Одоевского, составленную И. А. Бычковым и напечатанную в приложении к Отчету императорской Публичной Библиотеки за 1884 г. 7 "Не довольно" было напечатано в 1-й книге "Беседы Общества любителей российской словесности", М 1867 г. 8 А. И. Одоевский. <...> Говорят, что в заготовленном проекте указа было поставлено, п_о _п_р_о_ш_е_н_и_ю и с _о_с_т_а_в_л_е_н_и_е_м членом Государственного совета, что государь вымарал, оставив лишь генерал-адъютантом. <...> Мария Максимилиановна -- ее мнение о пении Штуббе. <...> Ходячая карикатура -- Россия окруженная колыбелями, в коих крестьянский вопрос, финансовый вопрос. <...> ] Горчаков говорил бар Раден: {Далее до конца записи, за исключением двух фраз, в подлиннике по-французски.} <...> -- Я знаю, что он рассердится, но что же делать, У него много [нрзб]". <...> Комитет для составления свода морских постановлений длился десять лет, на огромном содержании <...>
Дневник_В._Ф._Одоевского_1859-1869_гг..pdf
"Текущая хроника и особые происшествия" Дневник В.Ф. Одоевского 1859-1869 гг. "Литературное наследство", 1935, т. 22--24. Вступительная статья Б. Козьмина Редакция текста и предисловие М. Брискмана Комментарии М. Брискмана и М. Аронсона Scan ImWerden OCR Ловецкая Т.Ю Одоевский в 1860-е годы Было время, когда автор печатаемого ниже дневника кн. В. Ф. Одоевские стоял в первых рядах русской литературы. В 30-х. и 40-х годах прошлого века его произведения читались, по свидетельству В. Г. Белинского, с "жадностью", с "восторгом"1. Сам Белинский, судья и критик очень строгий, отзывался о сочинениях Одоевского в весьма лестных выражениях. В 1834 г. он писал, что в произведениях этого автора "виден талант могущественный и энергический, чувство глубокое и страдательное, оригинальность совершенная, знание человеческого сердца, знание общества, высокое образование и наблюдательный ум"2. Высоко ценили творчество Одоевского и такие люди, как Пушкин и Гоголь, а его друг декабрист В. Кюхельбекер писал ему в 1845 г. из сибирской ссылки: "Тебе и Грибоедов и Пушкин и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного служения к художественной красоте и к истине безусловной?"3. Такая высокая оценка творчества Одоевского основывалась и на его незаурядном художественном даровании, и на его умении выдвигать в своих произведениях проблемы, глубоко интересовавшие его современников, и на оригинальной, освещении этих проблем, и на основательном знакомстве с философскими течениями его времени. Каких только вопросов не ставил Одоевский в своих художественных произведениях! Он писал и о границах человеческого познания, и о смысле жизни, и о значении науки и искусства, и о природе (художественного творчества, и теории Мальтуса, и о вере и атеизме, и о взаимоотношениях России и Запада, и о роли капитализма в экономическом развитии человечества. И по всем этим вопросам он умел выразить более или менее самостоятельное, оригинальное и облеченное в художественную форму мнение. Автор "Русских ночей" пользовался популярностью не только среди читателей, но и среди товарищей по перу. На вечерах, которые он устраивал по субботам, можно было встретить виднейших представителей литературы того времени. Недаром в 1838 г Шевырев писал Погодину про "петербургскую литературу", что "вся она на диване Одоевского". Это замечание Шевырева характеризует не только печальную немногочисленность кадров литературных деятелей того времени, но и положение, которое занимал среди них В. Ф. Одоевский. Однако, к 60-м годам, т. е. ко времени, к которому относится дневник Одоевского, положение последнего в литературе совершенно изменилось. Его литературная известность была уже вся в прошлом Большую часть лет, охваченных дневником, Одоевский провел в Москве в усердных занятиях по службе (он был тогда сенатором одного из московских департаментов Сената), среди немногочисленной группы друзей и светских знакомых и в удалении от литературы. Про Одоевского этого времени желчный писатель-эмигрант П. В. Долгоруков в своем журнале "Будущность" не без остроумия заметил, что он "между светскими людьми слывет за литератора, а между литераторами за светского человека"4. Эта полная яда фраза тем более была неприятна Одоевскому (см. запись в его дневнике от 24 ноября 1860 г.), что в глубине своей души он не мог не сознавать ее справедливости. "С половины 40-х годов, -- пишет один из его биографов, -- литературная производительность кн. Одоевского значительно ослабевает, почти прекращается совсем"5. Это еще не значит, что Одоевский перестал писать и печататься. Наоборот, до самой смерти Одоевского его фамилия довольно часто попадалась на страницах газет и журналов. Еще больше его произведений, написанных в 50-е и 60-е годы, осталось в рукописном виде, не найдя себе, по тем или иным причинам, доступа в печать. И о чем только не писал в то время Одоевский. Достаточно просмотреть опись его архива, хранящегося в рукописном отделении Государственной Публичной Библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, чтобы быть пораженным разнообразием тем,
Стр.1