Одоевский В. Ф. <...> Прежде в мыслящей ее половине жили немцы; теперь мыслящие люди
православны в высшей степени. <...> Изучение памятников, возбужденное скептицизмом школы Каченовского,
произвело род православного фанатизма, который дошел до того, что умные люди почитают нужным
давать разумный смысл всему нелепому, застывшему в Москве. <...> Молодежь donne en plein lЮ dedans*; Хомяков, диалектический ратоборец, очень рад, что нашел поприще бесконечное для своего игривого ума и
разумной шутки. <...> Боюсь, чтобы это направление не дошло до апотеозиса московских тетушек. <...> > Морошкин, отыскивают допотопную Русь, и их
изыскания весьма замечательны. <...> Москва
В некотором царстве, в некотором государстве жил был город Москва, в котором жили немцы и
весело грезили в поэтических туманах Океновой и Шеллинговой философии; из этих немцев вышли люди
разного звания: русские, полурусские и никакие; в Москве живут люди не полурусские, но и не русские, а
православные, дельные и недельные; одни с фанатизмом роются в рукописях, другие стараются придать
разумный смысл философии моих почтенных тетушек, живущих частию на Покровке, частию на
Ордынке, которые нисколько не подозревают такой неожиданной себе чести. <...> Их мысли, речи, деяния -все воплотилось в новое поколение; Запад и все западное предано анафеме, и, как говорит Ч<аадаев>,
"l'orthodoxie fait des terribles ravages Ю Moscou"***; читаются лишь книги, писаные славянскими буквами,
поздравляют друг друга с именинами Кирилла Туровского, многие дамы прочли Карамзина раз шесть
сряду. <...> Это направление дает совершенно особенный характер Москве; в гостиных цитируются фразы из
Нестора, как некогда стихи Вольтера или Расина. <...> В умной стороне этого направления -- Морошкин,
который отыскивает нашу допотопную юриспруденцию; его лекции слушаются с восторгом; мне не
удалось его слышать с кафедры, но в обыкновенном разговоре.
*** православие производит ужасные опустошения в Москве <...>
Заметки_о_Москве.pdf
Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и
воспоминания современников. Московские адреса / Сост., вступ. ст. и примеч. В. И. Сахарова. -- М.,
Русскiй мiръ, 2006. С. 332--334.
OCR: http://imwerden.de, 2007
Заметки о Москве
<1>
1842
Москва изменилась. Прежде в мыслящей ее половине жили немцы; теперь мыслящие люди
православны в высшей степени. Изучение памятников, возбужденное скептицизмом школы Каченовского,
произвело род православного фанатизма, который дошел до того, что умные люди почитают нужным
давать разумный смысл всему нелепому, застывшему в Москве. Молодежь donne en plein lЮdedans*; Хомяков,
диалектический ратоборец, очень рад, что нашел поприще бесконечное для своего игривого ума и
разумной шутки. Боюсь, чтобы это направление не дошло до апотеозиса московских тетушек. -- Между
тем ученые ex officio**, как, н<а>пр<имер>, <Ф. Л.> Морошкин, отыскивают допотопную Русь, и их
изыскания весьма замечательны.
* всецело поглощена этим (фр.).
** по обязанности (лат.).
<2>
Москва
В некотором царстве, в некотором государстве жил был город Москва, в котором жили немцы и
весело грезили в поэтических туманах Океновой и Шеллинговой философии; из этих немцев вышли люди
разного звания: русские, полурусские и никакие; в Москве живут люди не полурусские, но и не русские, а
православные, дельные и недельные; одни с фанатизмом роются в рукописях, другие стараются придать
разумный смысл философии моих почтенных тетушек, живущих частию на Покровке, частию на
Ордынке, которые нисколько не подозревают такой неожиданной себе чести. Их мысли, речи, деяния -все
воплотилось в новое поколение; Запад и все западное предано анафеме, и, как говорит Ч<аадаев>,
"l'orthodoxie fait des terribles ravagesЮMoscou"***; читаются лишь книги, писаные славянскими буквами,
поздравляют друг друга с именинами Кирилла Туровского, многие дамы прочли Карамзина раз шесть
сряду. Это направление дает совершенно особенный характер Москве; в гостиных цитируются фразы из
Нестора, как некогда стихи Вольтера или Расина. В умной стороне этого направления -- Морошкин,
который отыскивает нашу допотопную юриспруденцию; его лекции слушаются с восторгом; мне не
удалось его слышать с кафедры, но в обыкновенном разговоре.
*** православие производит ужасные опустошения в Москве (фр.).
<3>
Москва 1849
Тут штука простая, мои друзья. Вас обуяла лень, которая, как квас, сродна русскому человеку; вам
наскучила эта ежечасная борьба, которая встречает человека в мире положительном: не легко сегодня
принимать теорию какого-нибудь химического или метеорологического явления и завтра натолкнуться на
какой-нибудь катализис или сфероидальность воды, которые заставляют все теории переделывать
сызнова; не легко встречаться и с общественными вопросами, где дорога тянется тоненькой ниточкой
между диким варварством и просвещенным безумием; не легко при каждом шаге спрашивать себя:
согласен ли я с моими убеждениями? не подаюсь ли я в ту или другую сторону; не легко каждую минуту
анализировать свои действия, когда силою жизни, в которой живешь, должен каждую минуту действовать;
не легко бороться ни с собственными, ни с чужими сомнениями или предрассудками; не легко
отличать постоянное от случайного, ни временное от вечного; вообще трудно жить и делать что-нибудь
на сем свете; такая жизнь полна горечи и забот, часто требует мелочной хлопотливости и вместе
энергической решительности, простоты сердца и глубокого знания людей, добросовестности и стратегии.
Стр.1