Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.1 (1500,00 руб.)

0   0
Страниц408
ID875157
ISBN978-5-9765-2975-5
История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.1 / Пашкуров А.Н., Разживин А.И. — 408 с. — ISBN 978-5-9765-2975-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/875157 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_русской_литературы_XVIII_века._В_2-х_частях._Ч.1.pdf
УДК 821.161.1(091)(075.8) ББК 83.3(2=411.2)5я73 П22 Рецензенты: д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. О.М. Буранок; канд. филол. наук, доц. Н.А. Вердеревская Пашкуров А.Н. П22 История русской литературы XVIII века [Электронный ресурс]: учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А.Н. Пашкуров, А.И. Разживин. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 408 с. ISBN 978-5-9765-2974-8 (Общ.) ISBN 978-5-9765-2975-5 (Ч. 1) Материал построен по историко-хронологическому принципу, содержит широкий культурологический, философско-эстетический и исторический контексты. Эволюция жанров и направлений русской словесности представлена в соотношении с индивидуальными художественными системами писателей этого времени. Целый ряд имен вводится в учебно-методологическое рассмотрение впервые. Для более системного усвоения материала в учебнике предлагаются аналитические схемы, позволяющие глубже осмыслить проблемы жанров, стилей, литературных направлений, эстетические взгляды писателей, а также подробные библиографические списки, начинающиеся трудами академического литературоведения конца XIX — начала XX века и включающие новейшие исследования начала XXI столетия. Для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. УДК 821.161.1(091)(075.8) ББК 83.3(2=411.2)5я73 ISBN 978-5-9765-2974-8 (Общ.) ISBN 978-5-9765-2975-5 (Ч. 1) © Пашкуров А.Н., Разживин А.И., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017 2
Стр.2
Содержание ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3 Пролог .......................................................................................................3 Вводные замечания ..................................................................................6 Русская словесность XVIII века в контексте предшествующего и последующего литературного развития (некоторые закономерности) .......................................................... 11 Общие особенности русской литературы XVIII века ...................14 Вопросы изучения русской литературы XVIII века в науке ........26 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XVIII ВЕКА ........................................................40 Общая культурная ситуация ..................................................................41 Барокко и/или предклассицизм .............................................................49 Проза начала XVIII столетия ................................................................61 Поэзия начала века .................................................................................64 Драматургия: историко-литературная ситуация 1690—1710-х годов ................................................................................70 ФЕОФАН (В МИРУ — ЕЛИСЕЙ, ЕЛЕАЗАР) ПРОКОПОВИЧ ...............86 Общая характеристика творческих открытий. Жанр «Слова...» ........86 Поэзия Феофана Прокоповича ...............................................................91 Трагедокомедия «Владимир» .................................................................96 КЛАССИЦИЗМ ............................................................................................100 Вводные замечания ...............................................................................100 «Мифы» о классицизме, или Основные ошибочные представления ........................................................................................104 Философско-мировоззренческие основы классицизма .....................105 Русский классицизм: специфика поэтики ........................................... 112 Вопросы периодизации ........................................................................ 116 Некоторые итоги .................................................................................... 119 ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА СЛОВЕСНОСТИ: ОТ КЛАССИЦИЗМА И ДАЛЕЕ ......................................................................................................124 405
Стр.405
АНТИОХ ДИМИТРИЕВИЧ КАНТЕМИР .................................................174 Феномен Кантемира ..............................................................................174 Сатиры Кантемира ................................................................................180 Дидактическая и лирико-панегирическая поэзия Кантемира ...........191 ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ ....................................200 Явление Тредиаковского в литературной культуре России: общая феноменология ...........................................................................200 Вехи судьбы. Философ, шут, изгнанник .............................................202 Тредиаковский-филолог. Реформы и трактаты ...................................207 «Езда в остров Любви». Философия чувства .....................................210 Панегирическая философия в лирическом творчестве В.К. Тредиаковского ..............................................................................214 Философия воспитания. «Тилемахида» ..............................................217 Итог: элегия ...........................................................................................224 МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ ...............................................230 Ломоносов как феномен. Основные вехи пути. Мировоззрение писателя-философа (теории Ломоносова) ..........................................230 Оды Ломоносова как система и смежные с ними жанры ..................239 Трагедии Ломоносова ...........................................................................256 Филологические реформы Ломоносова ..............................................261 Ломоносов: некоторые итоги. Школа Ломоносова: Николай Поповский ..............................................................................265 АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ ...............................................275 Основные вехи пути. Мировоззрение .................................................275 Художественные принципы трагедий Сумарокова ............................285 «Лирическая линия» в художественной системе Сумарокова ..........291 Комедии Сумарокова .............................................................................298 Дидактическая линия в творчестве Сумарокова ................................307 ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ МАЙКОВ ...........................................................314 Своеобразие литературной позиции. Общая характеристика творчества ..............................................................................................314 Ирои-комические поэмы ......................................................................319 ИТОГИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА: ИВАН БАРКОВ И НИКОЛАЙ НИКОЛЕВ ........................324 РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 1760—1790-х ГОДОВ. ..............................338 406
Стр.406
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ ........................................................338 Общая характеристика личности и творчества ..................................338 Сатирические журналы Новикова .......................................................341 Поздние издания Н.И. Новикова: общая характеристика .................350 «ПРЕЛАГАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ...........................................................................................356 Вводные замечания ...............................................................................356 Концепции В.И. Лукина (1737—1794) и П.А. Плавильщикова (1760—1812) ..........................................................................................358 «Мот, любовию исправленный» (1765) Вл. Лукина ..........................362 Драматургическое творчество П.А. Плавильщикова .........................364 КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА ..............................................................................371 Общая характеристика жанра ..............................................................371 Русская комическая опера как система: «Анюта» (1772) М. Попова, «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779) А. Аблесимова и «СанктПетербургский Гостиной двор» (1781) М. Матинского .....374 НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЗЕ. .............................................................385 МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ ЧУЛКОВ .........................................................385 Общая характеристика творчества ......................................................385 Роман «Пригожая повариха» (1770) ....................................................392 407
Стр.407

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ