УДК 005
ББК 65.291.2
К62
Ю.О. Плехова, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой правового обеспечения
экономической и инновационной деятельности Института экономики
и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского
В.П. Горшенин, д.э.н., профессор, советник генерального
директора по проектам АО «НПО Лавочкина»;
Рецензенты:
К62 Следующий уровень: Стратегический менеджмент новой эпохи / Андрей Коляда.
— М.: Альпина ПРО, 2023. — 616 с.
Коляда А. А.
ISB N 978–5–206–00086–3
Современный бизнес действует в условиях, которые кардинальным образом отличаются
от тех, что были ещё несколько лет назад. Не говоря уже об условиях, в которых
работали компании XX века. Очевидно, управленческая наука должна отражать реалии
современного дня, вызовы и сложности, с которыми сталкиваются современные управленцы.
Она не имеет права застрять в прошлом.
Увы, но наука стратегического менеджмента и бизнес- стратегии до недавнего
времени не могла похвастаться существенными новыми разработками. Современным
руководителям предлагалось использовать инструментарий прошлого века (PESTEL,
пять сил Портера, SWOT, матрицы BCG, McKinsey и т. п.). Этот инструментарий, однако,
безнадёжно устарел — он не позволяет выполнить стратегический анализ и прогнозирование
требуемой глубины, равно как и не даёт возможности уверенно принимать
стратегические решения в сложных условиях современных рынков.
Руководителям бизнеса необходимы принципиально новая методика стратегического
управления и инструменты, соответствующие духу времени. В этой книге вы
найдёте и то и другое. Новая методика и инструменты не просто отвечают требованиям
эпохи, но и на голову превосходят общеизвестный инструментарий прошлого столетия.
Это новый взгляд на стратегический менеджмент. Он жизненно необходим для
внедрения передовой бизнес- стратегии, опережающего роста компании и победы над
конкурентами на любых рынках, включая кризисные, подверженные воздействию
санкций и прочих негативных внешних обстоятельств.
В книге сконцентрирован двадцатилетний опыт автора в качестве руководителя,
консультанта и бизнес- тренера по стратегическому менеджменту и бизнес- стратегии,
чьи лекции и тренинги на момент написания книги посещают руководители из более
чем семидесяти стран мира.
УДК 005
ББК 65.291.2
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ, для частного или
публичного использования, без письменного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-206-00086-3
© Коляда А. А., 2023
© Оформление. ООО «Альпина ПРО», 2023.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
1
2
ОТ АВТОРА. О ЧЁМ И ЗАЧЕМ ЭТА КНИГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СНА ТАКТИЧЕСКАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА. КАК УПРАВЛЕНЦЫ
ЧАЛА ДЕЛАЮТ КОМПАНИИ УСПЕШНЫМИ,А ЗАТЕМ ИХ ГУБЯТ . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА.
ОЦИФРОВКА, ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ. ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§2.1. Инструмент MVC-1©
и прогнозирование рынка. Выбор целевых кластеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.1.1. Алгоритм моделирования и прогнозирования рынка,
2.1.2. выполнение MVC-1 с помощью электронных таблиц . . . . . . . . . . . . 46
— Моделирование, анализ
Пояснения к алгоритму моделирования и прогнозирования
рынка, выполнение MVC-1 с помощью электронных таблиц . . . . 57
2.1.2.1. Управленческий учёт, точка безубыточности
и планирование продаж в стратегическом
менеджменте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§2.2. Инструмент MVC-2©
§2.3. Инструмент MARIS©
2.1.2.2. Коэффициенты корреляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
2.1.2.3. Сценарное прогнозирование и планирование . . . . . . . . . . 109
2.1.2.4. Алгоритм выбора целевого кластера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
§2.4. Описание бизнес-моделей и Сравнительная конкурентная матрица©
Понятие превосходной бизнес-модели©
§2.5. Инструмент EMAS CSI©
§2.6. Инструмент EMAS Brand Equity©
рённостью клиентов, управление качеством работы компании . . . . . . . 184
— измерение силы бренда
— Мониторинг и управление удовлетво§2.7.
Матрицы сравнительного анализа и прогнозирования
эффективности бизнес-процессов©
§2.8. Инструмент DMM-анализ и Z-уравнение©
Анализ и прогнозирование эффективности бизнес-моделей . . . . . . . . . 289
— бизнес-моделирование.
влияющих на сложность продаж компании в кластере . . . . . . . . . . . . . . . . 155
— Прогнозирование рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
— Прогнозирование внешних факторов,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
.
и управление ею . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Стр.4
3
4
5
6
7
С ПОИСК РЫНОЧНОЙ НИШИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ПОЗИЦИИ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
§3.1. Сегментирование кластера и выбор целевого сегмента©
§3.2. Позиционирование в целевом сегменте©
ОЗДАНИЕ СИЛЬНОГО БРЕНДА. СОЗДАНИЕ УНИКАЛЬНОГО ТОРГОВОГО
. . . . . . . . . . . . . . 338
§3.3. Создание уникального торгового предложения (УТП)
в реальном бизнесе©
НЕ НЕ МОТИВАЦИЯ, А БЛАГОДАРНОСТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЛЮДИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
ПЕРСОНАЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
ХОТЯТ РАБОТАТЬ. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
§5.1. Немцы, поляки и русские. Ментальность и успехи в бизнесе . . . . . . . . . . 403
§5.2. Бизнес-моделирование КДБ. Иерархия стратегических целей . . . . . . . . 410
§5.3. Видение — главная цель компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
§5.4. Стратегические проекции. Прорывные цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
§5.5. Текущие цели. Содержательные и процессные KPI.
Стратегические мероприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484
§5.6. Пример системы стратегического целеполагания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
12½ ЧЕМ ХОРОШАЯ БИЗНЕС- СТРАТЕГИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛОХОЙ.
ПРИЗНАКОВ СИЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ. СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАТЕГИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 561
§7.1. Формирование корпоративной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 564
§7.2. Практическое применение типологии Камерона и Куинна
для настройки корпоративной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
§7.3. Семигранник здоровья корпоративной культуры©
оздоровление и повышение эффективности культуры . . . . . . . . . . . . . . . . 581
У ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 593
—
словия использования материалов книги в личных и коммерческих целях . . . . . 594
ПРИЛОЖЕНИЕ.
К АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
«СЕМИГРАННИК ЗДОРОВЬЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 597
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613
ОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОГЛАСНО МЕТОДИКЕ
Стр.5