Яровой П. Быт в произведениях А. Неверова
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: SovLit - СовЛит
---------------------------------------------------------------------------I.
крестьянских
поэтов.
Революционный период выдвинул ряд молодых пролетарских и
Но мы только
кое-что знаем о них. "Кузница",
"Творчество", "Грядущее", "Художественное слово" дают очень редко и очень
немного художественного материала. Среди этого материала и сильного и
слабого больше стихов, небольших поэм, рассказиков, статеек о пролетарском
искусстве, но нет больших художественных произведений, отражающих наше
время,
художник-бытовик еще не родился;
художника-бытовика нет потому, что нет самого быта. Таким образом на
очередь ставится очень важный вопрос: есть ли быт в условиях революционного
времени.
В настоящей статье я беру произведения и, главным образом, пьесы
А. Неверова не бессознательно *1, во-первых потому, что мы еще не знаем
других крупных бытовиков-художников последних лет, во-вторых, А. Неверов
отображает революционный быт деревни, а многие из товарищей уверяют, что
как раз трудно поверить в революционный быт именно в деревне.
_______________
*1
Пьесы: "Бабы", "Гражданская война" и "Захарова смерть"
получили премии на конкурсе в Москве, "Бабы" - 1-ю, "Гражданская война" и
"Захарова смерть" - 2-ю.
Прежде чем подойти к анализу произведений А. Неверова, я
попытаюсь установить точку зрения на быт вообще.
Мне всегда казалось, что мы отдаем быту слишком небольшую часть
жизни человечества, суживаем суть быта до фотографических снимков. По моему
мнению, товарищи, отрицая быт в революционные эпохи, тем самым отрицают и
самую жизнь человечества данной эпохи. Ведь, в конце-то концов жизнь и быт
имеют один источник - бытие человека. По мнению же многих доподлинный,
неподдельный быт есть то, что мы видим в установившейся полосе жизни,
мещанского затишья, когда ничто не
журкнет. В сферу быта включают:
традиции, обычаи, верования, обряды, те страдания и радости, которые
вытекают из условий этого быта. Если мы будем последовательны в выводах, то
придем к очень печальному выводу, и бытом назовем только полосу застоя,
топтанья на одном месте. В таком случае бытом назовем только 250 лет
крепостного права, полосу с 1861 г. по 1905 г. и с 1905 г. по 1917 г.
Полосы крестьянских восстаний, периоды революций, по толкованию этих
товарищей бытом назвать уже нельзя. Поэтому они говорят, что гражданская
война не может дать материал бытовику-художнику. Значит бытом надо считать
не бытие и творческое сознание человеческого общества, а его вымирание,
застой и смерть. Значит бытовику суждено вечно петь скорбные песни и лить
слезы тоски и печали и отражать стоны умирающих.
Не красна же доля художника-бытовика - фотографировать мертвецов.
Нет, для пролетарского писателя это определение не подходит, он несклонен
оплакивать мертвецов, давать краски прогнившим полотнам. Он должен смотреть
на быт иначе и первому определению противопоставить свое, второе. Он должен
преодолеть две задачи: с одной стороны, сдвинуться во взгляде на быт с
мертвой точки. С другой стороны, раздвинув рамки быта, - уничтожить
буржуазного идола - "искусство для искусства". Поскольку живет человеческое
общество и сталкивается одной частью с другой в борьбе за лучшее
существование, поскольку оно выявляет в этой борьбе накопленный опыт и
знание, а также представляет запас духовных сил и в процессе борьбы
проходит этапы побед и поражений - сумма этого бытия составляет сущность
быта. Наше время является моментом наивысшего напряжения творческих сил и
выдвигает особый революционный быт, отображение которого мы сейчас увидим в
быт переживаемого времени. Получается такое впечатление, что
выдвигается тенденция,
что
Стр.1