Александр Навроцкий. Крещение Литвы. Историческая драма в пяти действиях
Необходимое предисловие *
По юговосточному берегу Балтийскаго моря, а также и на пространстве между бассейном Вислы,
западной Двины и верховьем Днепра с незапамятных времен поселилось литовское племя,
происхождение котораго и поныне еще с достоверностью не определено. Из числа этого племени,
пруссы поселились на западе, вдоль Балтийскаго побережья, собственно литовцы -- вдоль по бассейну р.
Немана и Вилии, и латыши -- в нынешней Лифляндской губернии.
Благодаря природе своей страны, покрытой болотами и непроходимыми лесами, народы эти
долго сохраняли дикость первоначальнаго быта и делали набеги на окрестныя страны, будучи
недосягаемы в своей неприступной, по непроходимости, стране.
Долгое время народы эти были разбиты на мелкия, враждебныя друг другу общины. Ранее других
соединились и получили общественное и религиозное устройство пруссы. На народном собрании в 503
году по Рожд. Христ. были избраны королем пруссов -- Вейдавутис, а верховным жрецом -- брат его,
Брутенес, причем были установлены отношения народа к избранным им владыкам, а также условия
отправления религиозных обрядов и суда. Вейдавутис и Брутенес не были пруссами; они пришли к ним,
вместе с другими товарищами, из-за Одера, но откуда именно, определить невозможно. До их прибытия
пруссы поклонялись фетишам, как то: огню, гадам и деревьям, причем главную роль играл дуб. Дубовыя
рощи почитались священными, и в глуши их, под старейшими деревьями, приносились в жертву на
кострах пленники, а также и те, которые добровольно обрекали себя на сожжение, чтобы, освятившись
через огонь и сделавшись блаженными, веселиться вечно в царстве богов.
Брутенес выбрал место между двумя близко протекающими друг к другу реками, посреди
котораго с давних времен стоял священный дуб, и поставил под ним, в трех нишах, трех идолов-богов:
главнейшего, Перкунаса, бога грома и бога богов -- посреди; Поклуса, бога ада, -- по правую, и
Атримпоса, бога моря и воды, -- по левую сторону. Перед ними Брутенес устроил высокий алтарь для
вечнаго огня, которому литовцы поклонялись и ранее, называя его Зничем, и все это место огородил
стеною. Собранный Вейдавутисом народ признал этих идолов своими богами, и затем Брутенес
установил, чтобы никто не смел отправлять служение богам, кроме особых, назначаемых им жрецов,
называемых "креве" (старший); сам же Брутенес торжественно признан Вейдавутисом за верховнаго
жреца, объявителя воли богов и верховнаго судью, которому следовало повиноваться, как самим богам.
Вследствие этого Брутенес принял название креве-кревейто, т. е. старший над старшими. Место,
устроенное Брутенесом для поклонения богам, было названо им Ромнове, т. е. место тишины и
спокойствия. Кроме этой главной святыни были учреждены и другия.
Дожив до глубокой старости, Вейдавутис разделил свои владения между своими сыновьями,
после чего вместе с Брутенесом собрал князей и именитых мужей в Ромнове, где оба брата объявили им,
что решились, для счастья народа, принести себя в жертву богам, причем Брутенес приказал народу быть
послушным тому креве-кревейто, котораго изберут жрецы. Затем оба брата, благословив народ, пропели
священную песнь, взялись за руки, смело взошли на приготовленный заранее возле священнаго дуба
костер, приказали жрецам зажечь его и сгорели.
После смерти Брутенеса, установленные им порядки строго поддерживались его преемниками и
распространялись между всеми литовскими племенами, признававшими креве-кревейто, живущаго в
Ромнове, за своего верховнаго жреца.
Собственно литовцы также долгое время жили отдельными общинами. В Х веке прибыл к ним,
откуда с точностью неизвестно, знаменитый вождь Палемон и с ним несколько воинов шляхетскаго рода;
они положили основание разным династиям князей, которым и подчинились литовцы, причем борьба
между общинами обратилась уже в борьбу личных интересов князей.
Пруссы точно также разделились на отдельныя княжества, враждовашия между собою и
нападавшия на жителей соседних стран, причем более всех доставалось Мазовии. Князь мазовецкий
Конрад, не имея возможности обороняться от постоянных набегов пруссов, отправил, в 1225 году,
послов к магистру тевтонскаго ордена с предложением ордену занять землю Хельмскую или Кульмскую,
с обязанностью защищать польския владения от язычников; в 1230 году орден, прибыв из Иерусалима,
начал свою деятельность в Пруссии и после пятидесятилетней, упорно-кроваой борьбы совершенно
покорил пруссов.
В Литве, из числа князей, стремившихся к единовластию, замечательным был, потомок
Палемона, Миндовг (1203 -- 1263). Литовцы, теснимые с запада рыцарями тевтонскаго ордена, а с севера
Стр.1