Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) (110,00 руб.)

0   0
АвторыЛожкина-Гамецкая Наталья Ивановна, Моисеева Екатерина Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц60
ID840570
АннотацияВ данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении предметно-содержательной практики (систематика органического мира) по дисциплине ботаника. Формулируются критерии оценивания, содержится описание процедуры проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, представлено содержание программы практики, примерный перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки, рекомендации по составлению отчетных материалов. Методические рекомендации по предметно-содержательной практике (систематика органического мира) предназначены для студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Биология и География.
Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) : методические рекомендации : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Биология и География». Часть 1 : (низшие растения, грибы, лишайники, высшие растения) / Н. И. Ложкина-Гамецкая, Е. А. Моисеева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 60 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/840570 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предметно-содержательная_практика_(систематика_органического_мира).pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА (СИСТЕМАТИКА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Биология и География» Направленность ЧАСТЬ 1  низшие растения  грибы  лишайники  высшие растения Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 581(078) ББК 28.5я81 П 71 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Говорухина А.А., доктор биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Пашина М.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и специального (дефектологического) образования филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре Самойленко З.А., кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологии и биотехнологии БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» П 71 Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) : методические рекомендации : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Биология и География». Часть 1 (низшие растения, грибы, лишайники, высшие растения) / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители : Н. И. Ложкина-Гамецкая, Е. А. Моисеева. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 59, [1] с. – Текст : непосредственный. В данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении предметно-содержательной практики (систематика органического мира) по дисциплине ботаника. Формулируются критерии оценивания, содержится описание процедуры проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, представлено содержание программы практики, примерный перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки, рекомендации по составлению отчетных материалов. Методические рекомендации по предметно-содержательной практике (систематика органического мира) предназначены для студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Биология и География. УДК 581(078) ББК 28.5я81 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .………………………………………………………………………………. ................. 4 Раздел 1. Содержание и методы предметно-содержательной практики (систематика органического мира) (по дисциплине ботаника) ................................................. 7 1.1. Организация практики ................................................................................................................ 7 1.2. Основные представления об искусственных и естественных системах ……... ......................... 8 1.3. Основные принципы систематики и таксономические группы растений, грибов и лишайников ………………………………………………………………………………….. 15 1.4. Современные методы систематики растений ……………………………………… ................... 18 Раздел 2. Систематика низших растений ……………………………………………….. ............... 19 2.1. Общая характеристика водорослей ............................................................................................ 19 2.1.1. Отдел Зеленые водоросли – Chlorophyta………………………………………… ..................... 22 2.1.2. Отдел Диатомовые водоросли – Bacillariophyta (Диатомеи) ................................................... 22 2.1.3. Отдел Бурые водоросли – Phaeophyta ..................................................................................... 23 2.1.4. Отдел Красные водоросли – Rhodophyta (Багрянки) ............................................................... 23 Раздел 3. Систематика грибов и лишайников ............................................................................. 25 3.1. Общая характеристика грибов .................................................................................................... 25 3.1.1. Хитридиомикота – Chytridiomycota ......................................................................................... 26 3.1.2. Отдел Слизевики – Myxomycota ............................................................................................... 27 3.1.3. Отдел Плазмодиофоровые – Plasmodiophoromycota (Паразитические слизевики) ................ 27 3.1.4. Отдел Оомицеты – Oomycota ................................................................................................... 28 3.1.5. Отдел Зигомицеты – Zygomycota ............................................................................................. 28 3.2. Общая характеристика лишайников ........................................................................................... 31 3.2.1. Отдел Лишайники – Lychenophyta ........................................................................................... 31 Раздел 4. Систематика высших растений ..................................................................................... 33 4.1. Общая характеристика споровых растений ............................................................................... 33 4.1.1. Отдел Моховидные – Bryophyta ............................................................................................... 33 4.1.2. Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta ................................................................................... 34 4.1.3. Отдел Хвощевидные – Equisetophyta (Членистые) ................................................................. 35 4.1.4. Отдел Папоротниковидные – Polypodiophyta .......................................................................... 36 4.2. Общая характеристика семенных растений ............................................................................... 38 4.2.1. Отдел Голосеменные – Gymnospermae …………………………………………. ...................... 38 4.2.2. Отдел Покрытосеменные – Angiospermae (Магнолиофоры) .................................................. 39 Раздел 5. Учебно-исследовательская работа студента ................................................................ 41 Учебно-методическое и программное обеспечение ..................................................................... 44 Приложения ...................................................................................................................................... 46 – 3 –
Стр.3
Предисловие Методические рекомендации, как важнейшая часть профессиональной подготовки, направлена на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности: на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной позиции педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. Порядок организации практики регламентируется следующими документами:  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;  Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрирован 13.08.2021 № 64644);  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) от 22 февраля 2018 г. № 125;  Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» № 885/390 от 5 августа 2020 г.;  Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры. СМК НП 115;  Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры (СМК НП 190);  Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы практики СМК ИМ-06. Предметно-содержательная практика по систематике органического мира проводится на втором курсе. Настоящее пособие предназначено для формирования умений и навыков, что является завершающей частью курса «Ботаника», знакомит студентов с систематикой низших растений, грибов, лишайников и высших растений. В систематическом отношении они представлены обособленными отделами, каждый из которых имеет самостоятельное происхождение и характеризуется современной систематикой категорией. Подцарство Низшие растения представлено водорослями (отделами: зелёные, красные и бурые), особая группа представлена отделом грибов и отделом лишайников. Подцарство Высшие растения представлено споровыми растениями, отделами: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные и семенными, отделами: голосеменные и покрытосеменные растения. Предметно-содержательная практика своего рода завершает аудиторную работу по систематике органического мира и играет важную роль в подготовке учителя биологии: даёт возможность научиться грамотно описывать и систематизировать растения, произрастающие в их естественной среде обитания. Самостоятельные работы по систематике органического мира (ботаника), выполняемые студентами, имеют большое значение, т.к. в дальнейшем ложатся в основу оформления отчётов и гербарных коллекций, курсовых и дипломных работ. Цель и задачи практики Целью практики является формирование у студентов знаний и умений по современной систематике растений, грибов и лишайников, привитие навыков самостоятельной работы с растительными объектами, развитие интереса к проведению научных исследований в области систематики растительной флоры. – 4 –
Стр.4
Задачами практики являются: 1. Научить характеризовать особенности естественных, искусственных и филогенетических систем. 2. Освоить способы анализа анализировать основные таксономические категории, применяемые в современной систематике. 3. Освоить способы таксономического описания растений, грибов и лишайников. 4. Формировать умение учебно-исследовательской деятельности студентов по изучению систематики органического мира. Перечень планируемых результатов освоения программы практики В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:  ПК-4 Способен формировать целостное представление у обучающихся о единстве, многообразии и взаимодействиях органического и неорганического мира, закономерностях и путях эволюции живых организмов. В результате изучения обязательной части цикла студент должен: знать:  понятийный аппарат современной систематики высших и низших растений, грибов, лишайников;  особенности высших и низших растений, грибов, лишайников позволяющие относить их к определённым систематическим категориям;  основные методы описания систематики высших и низших растений, грибов, лишайников;  принципы систематизации; уметь:  выделять характерные признаки естественных, искусственных и филогенетических систем;  самостоятельно готовить препараты и рассматривать биологические объекты при помощи микроскопа, характеризовать и выделять ключевые признаки растительных объектов, грибов, лишайников;  обосновывать выбор методов, используемых при описании и классификации высших и низших растений, грибов, лишайников;  относить биологические объекты к определенным таксонам на основе общих признаков; владеть:  понятийным аппаратом современной систематики высших и низших растений, грибов, лишайников;  способами описания признаков, характеризующих определённые таксоны высших и низших растений, грибов, лишайников;  методикой определения принадлежности живых организмов к определённым таксонам; иметь опыт:  самостоятельно приготовления и описания микропрепаратов;  обоснования выбора методов, используемых при описании классификации высших и низших растений, грибов, лишайников;  отнесения биологических объектов к определенным таксонам на основе общих признаков. Место практики в структуре ОПОП ВО Предметно-содержательная практика студентов является составной частью учебного процесса и этапом формирования профессиональных умений. Данная практика является продолжением и закреплением знаний и практических умений, полученных студентами при изучении дисциплины «Ботаника», относящейся к базовой общепрофессиональной части профессионального цикла. Базовыми дисциплинами для прохождения педагогической практики являются: ботаника, теоретические основы современного естествознания. Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) проводится в лабораторных (камеральных) условиях на базе Университета, кафедре МБДиБЖ. В камеральных условиях производится углубленное изучение материала, систематизация низших и высших растений, грибов, лишайников, собранных во время предметно-содержательной практики (полевая практика по ботанике) и имеющихся гербарных коллекций. – 5 –
Стр.5
Разделы (этапы) и виды учебной работы на практике Содержание предметно-содержательной практики определяется ФГОС и включает:  подготовительный этап;  исследовательский этап;  заключительный этап. Во время прохождения практики бакалавры обязаны пройти инструктаж по технике безопасности, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации и руководителя практики. В соответствии с графиком сдать руководителю практики все отчетные материалы. Циклограмма прохождения практики Циклограмма прохождения предметно-содержательной практики характеризует наименование разделов (этапов), видов работ и содержание деятельности, примерное распределение времени на выполнение задач практики в зачётных единицах трудоёмкости и/или в часах (табл. 1). Таблица 1 Циклограмма прохождения практики Наименование разделов (этапов), видов работ и содержание деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Участие в установочной конференции, инструктаж по технике безопасности Подготовка препаратов, распределение гербарных образцов и коллекционного материала ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП Систематика низших растений Систематика грибов и лишайников Систематика высших растений Учебно-исследовательская работа студента ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Обработка и систематизация материала. Оформление документации по результатам практики Подготовка отчёта по практике Составление отчета по разделу учебной практики. Участие в итоговой конференции. Получение дифференцированной оценки по результатам выполнения работы во время предметно-содержательной практики Итого: 8 8 2 54 8 8 8 8 Трудоемкость (ЗЕ / час) 2 2 – 6 – Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) по ботанике
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ