ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
(СИСТЕМАТИКА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
«Биология и География»
Направленность
ЧАСТЬ 1
низшие растения
грибы
лишайники
высшие растения
Сургут, 2023
– 1 –
Стр.1
УДК 581(078)
ББК 28.5я81
П 71
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Говорухина А.А.,
доктор биологических наук, доцент, доцент кафедры
медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Пашина М.В.,
кандидат биологических наук, доцент кафедры
психологии и специального (дефектологического) образования
филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
Самойленко З.А.,
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биологии и биотехнологии
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
П 71
Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) : методические
рекомендации : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), направленность «Биология и География». Часть 1 (низшие растения,
грибы, лишайники, высшие растения) / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет» ; авторы-составители : Н. И. Ложкина-Гамецкая, Е. А. Моисеева. –
Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. –
59, [1] с. – Текст : непосредственный.
В данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении предметно-содержательной
практики (систематика органического мира) по дисциплине ботаника. Формулируются
критерии оценивания, содержится описание процедуры проведения промежуточной
аттестации обучающихся по практике, представлено содержание программы практики, примерный
перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки,
рекомендации по составлению отчетных материалов.
Методические рекомендации по предметно-содержательной практике (систематика органического
мира) предназначены для студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки), направленность Биология и География.
УДК 581(078)
ББК 28.5я81
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .………………………………………………………………………………. ................. 4
Раздел 1. Содержание и методы предметно-содержательной практики
(систематика органического мира) (по дисциплине ботаника) ................................................. 7
1.1. Организация практики ................................................................................................................ 7
1.2. Основные представления об искусственных и естественных системах ……... ......................... 8
1.3. Основные принципы систематики и таксономические группы растений,
грибов и лишайников ………………………………………………………………………………….. 15
1.4. Современные методы систематики растений ……………………………………… ................... 18
Раздел 2. Систематика низших растений ……………………………………………….. ............... 19
2.1. Общая характеристика водорослей ............................................................................................ 19
2.1.1. Отдел Зеленые водоросли – Chlorophyta………………………………………… ..................... 22
2.1.2. Отдел Диатомовые водоросли – Bacillariophyta (Диатомеи) ................................................... 22
2.1.3. Отдел Бурые водоросли – Phaeophyta ..................................................................................... 23
2.1.4. Отдел Красные водоросли – Rhodophyta (Багрянки) ............................................................... 23
Раздел 3. Систематика грибов и лишайников ............................................................................. 25
3.1. Общая характеристика грибов .................................................................................................... 25
3.1.1. Хитридиомикота – Chytridiomycota ......................................................................................... 26
3.1.2. Отдел Слизевики – Myxomycota ............................................................................................... 27
3.1.3. Отдел Плазмодиофоровые – Plasmodiophoromycota (Паразитические слизевики) ................ 27
3.1.4. Отдел Оомицеты – Oomycota ................................................................................................... 28
3.1.5. Отдел Зигомицеты – Zygomycota ............................................................................................. 28
3.2. Общая характеристика лишайников ........................................................................................... 31
3.2.1. Отдел Лишайники – Lychenophyta ........................................................................................... 31
Раздел 4. Систематика высших растений ..................................................................................... 33
4.1. Общая характеристика споровых растений ............................................................................... 33
4.1.1. Отдел Моховидные – Bryophyta ............................................................................................... 33
4.1.2. Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta ................................................................................... 34
4.1.3. Отдел Хвощевидные – Equisetophyta (Членистые) ................................................................. 35
4.1.4. Отдел Папоротниковидные – Polypodiophyta .......................................................................... 36
4.2. Общая характеристика семенных растений ............................................................................... 38
4.2.1. Отдел Голосеменные – Gymnospermae …………………………………………. ...................... 38
4.2.2. Отдел Покрытосеменные – Angiospermae (Магнолиофоры) .................................................. 39
Раздел 5. Учебно-исследовательская работа студента ................................................................ 41
Учебно-методическое и программное обеспечение ..................................................................... 44
Приложения ...................................................................................................................................... 46
– 3 –
Стр.3
Предисловие
Методические рекомендации, как важнейшая часть профессиональной подготовки, направлена
на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности:
на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной
позиции педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной
этики.
Порядок организации практики регламентируется следующими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021
№ 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрирован 13.08.2021 № 64644);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень
высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»
(с двумя профилями подготовки) от 22 февраля 2018 г. № 125;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» № 885/390
от 5 августа 2020 г.;
Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам
магистратуры. СМК НП 115;
Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные
программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры (СМК НП
190);
Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию
и оформлению программы практики СМК ИМ-06.
Предметно-содержательная практика по систематике органического мира проводится на втором
курсе. Настоящее пособие предназначено для формирования умений и навыков, что является
завершающей частью курса «Ботаника», знакомит студентов с систематикой низших растений, грибов,
лишайников и высших растений.
В систематическом отношении они представлены обособленными отделами, каждый из которых
имеет самостоятельное происхождение и характеризуется современной систематикой категорией.
Подцарство Низшие растения представлено водорослями (отделами: зелёные, красные и бурые),
особая группа представлена отделом грибов и отделом лишайников. Подцарство Высшие растения
представлено споровыми растениями, отделами: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные
и семенными, отделами: голосеменные и покрытосеменные растения.
Предметно-содержательная практика своего рода завершает аудиторную работу по систематике
органического мира и играет важную роль в подготовке учителя биологии: даёт возможность
научиться грамотно описывать и систематизировать растения, произрастающие в их естественной
среде обитания.
Самостоятельные работы по систематике органического мира (ботаника), выполняемые
студентами, имеют большое значение, т.к. в дальнейшем ложатся в основу оформления отчётов
и гербарных коллекций, курсовых и дипломных работ.
Цель и задачи практики
Целью практики является формирование у студентов знаний и умений по современной систематике
растений, грибов и лишайников, привитие навыков самостоятельной работы с растительными
объектами, развитие интереса к проведению научных исследований в области систематики растительной
флоры.
– 4 –
Стр.4
Задачами практики являются:
1. Научить характеризовать особенности естественных, искусственных и филогенетических
систем.
2. Освоить способы анализа анализировать основные таксономические категории, применяемые
в современной систематике.
3. Освоить способы таксономического описания растений, грибов и лишайников.
4. Формировать умение учебно-исследовательской деятельности студентов по изучению
систематики органического мира.
Перечень планируемых результатов освоения программы практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие
компетенции в соответствие с ФГОС ВО:
ПК-4 Способен формировать целостное представление у обучающихся о единстве, многообразии
и взаимодействиях органического и неорганического мира, закономерностях и путях эволюции
живых организмов.
В результате изучения обязательной части цикла студент должен:
знать:
понятийный аппарат современной систематики высших и низших растений, грибов,
лишайников;
особенности высших и низших растений, грибов, лишайников позволяющие относить их
к определённым систематическим категориям;
основные методы описания систематики высших и низших растений, грибов, лишайников;
принципы систематизации;
уметь:
выделять характерные признаки естественных, искусственных и филогенетических систем;
самостоятельно готовить препараты и рассматривать биологические объекты при помощи
микроскопа, характеризовать и выделять ключевые признаки растительных объектов, грибов,
лишайников;
обосновывать выбор методов, используемых при описании и классификации высших
и низших растений, грибов, лишайников;
относить биологические объекты к определенным таксонам на основе общих признаков;
владеть:
понятийным аппаратом современной систематики высших и низших растений, грибов,
лишайников;
способами описания признаков, характеризующих определённые таксоны высших и низших
растений, грибов, лишайников;
методикой определения принадлежности живых организмов к определённым таксонам;
иметь опыт:
самостоятельно приготовления и описания микропрепаратов;
обоснования выбора методов, используемых при описании классификации высших и низших
растений, грибов, лишайников;
отнесения биологических объектов к определенным таксонам на основе общих признаков.
Место практики в структуре ОПОП ВО
Предметно-содержательная практика студентов является составной частью учебного процесса
и этапом формирования профессиональных умений.
Данная практика является продолжением и закреплением знаний и практических умений,
полученных студентами при изучении дисциплины «Ботаника», относящейся к базовой общепрофессиональной
части профессионального цикла.
Базовыми дисциплинами для прохождения педагогической практики являются: ботаника,
теоретические основы современного естествознания.
Предметно-содержательная практика (систематика органического мира) проводится в лабораторных
(камеральных) условиях на базе Университета, кафедре МБДиБЖ. В камеральных условиях
производится углубленное изучение материала, систематизация низших и высших растений, грибов,
лишайников, собранных во время предметно-содержательной практики (полевая практика по ботанике)
и имеющихся гербарных коллекций.
– 5 –
Стр.5
Разделы (этапы) и виды учебной работы на практике
Содержание предметно-содержательной практики определяется ФГОС и включает:
подготовительный этап;
исследовательский этап;
заключительный этап.
Во время прохождения практики бакалавры обязаны пройти инструктаж по технике безопасности,
соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации и руководителя
практики. В соответствии с графиком сдать руководителю практики все отчетные материалы.
Циклограмма прохождения практики
Циклограмма прохождения предметно-содержательной практики характеризует наименование
разделов (этапов), видов работ и содержание деятельности, примерное распределение времени
на выполнение задач практики в зачётных единицах трудоёмкости и/или в часах (табл. 1).
Таблица 1
Циклограмма прохождения практики
Наименование разделов (этапов),
видов работ и содержание деятельности
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Участие в установочной конференции, инструктаж по технике безопасности
Подготовка
препаратов, распределение гербарных образцов и коллекционного
материала
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Систематика низших растений
Систематика грибов и лишайников
Систематика высших растений
Учебно-исследовательская работа студента
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обработка и систематизация материала. Оформление документации
по результатам практики
Подготовка отчёта по практике
Составление отчета по разделу учебной практики. Участие в итоговой
конференции. Получение дифференцированной оценки по результатам
выполнения работы во время предметно-содержательной практики
Итого:
8
8
2
54
8
8
8
8
Трудоемкость
(ЗЕ / час)
2
2
– 6 –
Предметно-содержательная практика
(систематика органического мира)
по ботанике
Стр.6