УДК 330.101.542(075)
ББК 65.012.13я73
П56
Лысаков Н. Д. — д-р психол. наук, проф. (Московский авиационный
институт (национальный исследовательский университет))
(Российский государственный гуманитарный университет);
Шевченко Б. И. — д-р экон. наук, проф.
Рецензенты:
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом ИМЭС
(протокол № 11 от 24 июня 2021 года)
П56
Понуждаев, Э. А.
Теория организации : учебное пособие (курс лекций,
практикум, тесты) / Э. А. Понуждаев, Ю. И. Богомолова,
И. А. Шишова. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 388 с.
ISBN 978-5-4499-3039-2
Учебное пособие содержит материал для освоения третьей части модуля
«Теория менеджмента», являющейся логическим продолжением учебных пособий
«История управленческой мысли» и «Основы менеджмента» (2021).
Теория организации — фундаментальная наука и управленческая дисциплина,
раскрывающая общие алгоритмы создания и эффективного развития
организаций. Она сфокусирована на анализе системы законов и принципов организации,
многообразия организационно-управленческих структур и ключевых
элементов организационной (корпоративной) культуры.
Изучение дисциплины «Теория организации» осуществляется в «сдвоенном»
формате: у студентов управленческих профилей кроме промежуточной
аттестации предусмотрена курсовая работа. Для значительной части студенческого
сообщества подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ
оказывается серьезным испытанием. (Многие ошибочно полагают, что самостоятельно
подготовить «курсач» нереально, и стремятся найти в интернете
подходящую «болванку» или же обращаются к «профессионалам», которые
предлагают разные варианты решения проблемы «под ключ» в зависимости от
«цены вопроса», лимита времени, уровня оригинальности.)
В этой связи авторы снабдили лекционный курс, как и ранее изданные
пособия этой серии, обширным справочным аппаратом, ссылками на источники
и фрагментами наиболее известных и значимых классических работ и
деловых бестселлеров. Весь этот интеллектуальный арсенал может быть использован
для решения указанной задачи и достижения положительного синергетического
эффекта — качественный результат и высокая оценка плюс
приобретение новых знаний и умений (компетенций) без дополнительных
финансовых затрат.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям
подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление».
УДК 330.101.542(075)
ББК 65.012.13я73
ISBN 978-5-4499-3039-2 © Понуждаев Э. А., Богомолова Ю. И., Шишова И. А., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторах .......................................................................................................................... 9
Введение........................................................................................................................... 11
Курс лекций .................................................................................................................... 13
Глава 1. Теория организации в системе научного
знания ......................................................................................................................... 13
1.1. Исходные понятия: «организация»,
«концепция», «теория» .............................................................................. 14
1.3. Предмет и функции теории организации .............................. 23
1.4. Из книги А. А. Богданова «Тектология»
(1913, 1922) ...................................................................................................... 25
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................... 29
Глава 2. Организация как система ............................................................. 31
2.1. Понятие системы и сущность системного
подхода в управлении ................................................................................ 31
2.2. Специфика функционирования социальных
систем (организаций) ................................................................................. 38
2.3. Система управления организацией: базовые
подсистемы и элементы ........................................................................... 40
2.4. Из книги Дж. ван Гига «Прикладная общая
теория систем» (1974) ................................................................................ 43
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................... 45
Глава 3. Основы управления современной организацией .............. 46
3.1. Внешняя и внутренняя среда организации:
общая характеристика ............................................................................... 46
3.2. Базовые организационно-управленческие
инструменты (PEST-анализ, SWOT-анализ, «дерево
целей») ................................................................................................................ 49
3.3. Жизненный цикл организации: основные этапы
и критические точки ................................................................................... 63
3.4. Из книги И. Адизеса «Управляя изменениями.
Как эффективно управлять изменениями
в обществе, бизнесе и личной жизни» (1992) .............................. 67
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................... 73
5
Стр.6
Глава 4. Законы организации: общая характеристика .................. 74
4.1. Понятия «зависимость», «закономерность»,
«закон» ................................................................................................................ 74
4.2. Всеобщие (философские) законы и их роль
в управлении.................................................................................................... 79
4.3. Система законов организации ...................................................... 82
4.4. Варианты действия законов организации ............................ 86
4.5. Из книги И. Р. Пригожина «Конец
определенности» (1997) ........................................................................... 88
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................... 90
Глава 5. Основополагающие законы организации:
теория и практика ............................................................................................... 92
5.1. Закон самосохранения ....................................................................... 92
5.2. Закон развития ...................................................................................... 96
5.3. Закон синергии ................................................................................... 100
5.4. Из книги А. И. Пригожина «Методы развития
организации» (2003) ................................................................................ 104
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 107
Глава 6. Законы второго уровня: теория и практика .................. 109
6.1. Особенности законов второго уровня ................................... 109
6.2. Закон единства анализа и синтеза .......................................... 111
6.3. Закон информированности — упорядоченности .......... 117
6.4. Закон композиции — пропорциональности
(гармонии) ..................................................................................................... 121
6.5. Из книги Р. Т. Кийосаки «Почему отличники
работают на троечников, а хорошисты
на государство?» (2013) ......................................................................... 126
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 128
Глава 7. Законы социальной организации: теория
и практика ............................................................................................................. 131
7.1. Особенности законов социальной организации ............. 131
7.2. Законы организации компании ................................................ 134
7.3. Законы организации персонала ............................................... 139
7.4. Из книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей
и оказывать влияние на людей» (1936) ....................................... 155
6
Стр.7
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 159
Глава 8. Принципы организации: теория и практика ................. 161
8.1. Принципы организации как фундамент теории
и практики управления ............................................................................ 161
8.2. Анализ системы принципов организации
(на примере управленческой концепции
Э. А. Смирнова) ............................................................................................. 170
8.3. Из книги Г. Эмерсона «Двенадцать принципов
производительности» (1912) .............................................................. 190
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 196
Глава 9. Проектирование
организационно-управленческих структур и систем ................ 198
9.1. Типовые организационно-управленческие
структуры: основные элементы, сильные и слабые
стороны, тенденции развития ........................................................... 198
9.2. «Положение об организационной структуре
компании» и должностные инструкции персонала .............. 210
9.3. Стратегии развития и управленческие
структуры организаций ......................................................................... 212
9.4. Реструктуризация: сущность, специфика,
основные этапы и направления реализации ............................. 213
9.5. Реинжиниринг: сущность, основные этапы
и механизмы внедрения процессного подхода
в организациях ............................................................................................ 215
9.6. Из книги Г. Минцберга «Структура в кулаке»
(1993) ................................................................................................................ 223
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 229
Глава 10. Организационная (корпоративная) культура ............ 231
10.1. Сущность организационной (корпоративной)
культуры ......................................................................................................... 232
10.2. Корпоративная культура и деловая репутация
организации .................................................................................................. 236
10.3. Механизм развития корпоративной культуры:
основные этапы и управленческие процедуры ...................... 239
10.4. Основы кросс-культурного менеджмента:
типологии Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса ................................. 243
7
Стр.8
10.5. Из статьи Г. Хофстеде «Dimensionalizing
Cultures: The Hofstede Model in Context» (2011) ........................ 251
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 255
Глава 11. Субъекты организационно-управленческой
деятельности ....................................................................................................... 258
11.1. Сущность и особенности субъект-объектных
отношений ..................................................................................................... 258
11.2. Понятие «стиль управления» и типология
управленческих стилей .......................................................................... 260
11.3. Специфика организаторской деятельности
на внутрифирменном уровне ............................................................. 268
11.4. Из книги И. Канта «Антропология
с прагматической точки зрения» (1798) ...................................... 281
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 288
Глава 12. Управление изменениями как новая
парадигма теории организации ............................................................... 292
12.1. Change management: сущность и необходимость ......... 292
12.2. Модель управления изменениями К. Левина ................. 295
12.3. Модель управления изменениями Л. Грейнера ............ 297
12.4. Концепция организационных изменений
М. Бира и Н. Нориа ..................................................................................... 299
12.5. Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра
и Дж. Келли .................................................................................................... 303
12.6. «Формула изменений» Р. Бекхарда
и Д. Глейчера ................................................................................................. 305
12.7. Современный управленческий консалтинг:
некоторые идеи и школы ...................................................................... 306
12.8. Из книги Д. Дак «Монстр перемен…» (2001) ................... 313
Вопросы и задания для самоконтроля
и саморазвития ............................................................................................ 320
Практикум (проблемно-поисковые задания) ........................................ 322
Тест ................................................................................................................................... 341
Заключение ................................................................................................................. 368
Библиографический список ............................................................................... 371
Стр.9