УДК 336.7
ББК 65.291.9
Р69
Книга издана при финансовой
поддержке Сбера
Переводчик М. Витебский
Редактор Я. Чечнёв
Романс Э.
Р69
Повелители корпоративного венчурного капитала : Реальные истории
корпоративных инвесторов. Как получить доступ к инновациям
стартапов и как получить финансирование / Эндрю Романс ; Пер.
с англ. — М.: Альпина ПРО, 2022. — 269 с.
ISBN 978-5-907534-04-9
Эндрю Романс, соучредитель и генеральный партнер 7BC Venture Capital,
собрал самую важную информацию обо всех нюансах корпоративного венчурного
капитала и провел более 50 интервью с лучшими специалистами по CVC,
экспертами по традиционному венчурному инвестированию и стартаперами,
работавшими с CVC. Эта книга о том, как извлекать прибыль из быстрорастущих
бизнесов и не потеряться в «бермудских треугольниках» инноваций, для чего
корпорации создают CVC и как структурируют работу со стартапами, как управляют
капиталом и как используют инновации в конкурентной борьбе.
УДК 336.7
ББК 65.291.9
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца
авторских прав. По вопросу организации доступа
к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-907534-04-9 (рус.)
ISBN 978-1-530088-69-0 (англ.)
Copyright © Andrew С. Romans.
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина ПРО»,
2022
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ЗНАКОМСТВО С ОБСТАНОВКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Руководителям корпораций, обдумывающим
запуск программ CVC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Читателям изРоссии идругих государств —
членов СНГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛИ — ПОЧЕМУ КОРПОРАЦИИ
СОЗДАЮТ ГРУППЫ CVC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Корпоративная служба НИОКР должна быть перестроена
ввиде CVC, открывающих новую эру для корпоративного
венчурного капитала (Игорь Силл) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ГЛАВА 2 КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ КОРПОРАТИВНЫХ VC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Пример для изучения — Motorola Ventures (Мэтью Грауни) . . . . . . . . . . . 41
Пример для изучения — Telefónica Ventures (Джек Лини) . . . . . . . . . . . . . . . 45
Пример для изучения — Swisscom Ventures (Пер Ланге) . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Пример для изучения — IBM Venture Capital Group
(Клаудия Фэн Манс ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Пример для изучения — SalesForce Ventures (Вилли Ильчев) . . . . . . . . 59
Пример для изучения — VMware (Алекс Ван) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Пример для изучения — Draper Nexus (Митч Китамура) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Пример для изучения — Simon Venture Group (SVG)
(Скайлер Фернандес) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Пример для изучения — слишком много питчеров инедостаточно
кэтчеров — AGC Ventures (Asahi Glass America) (Масатоси Уэно) . . . . . . . . 74
Пример для изучения — Intel Capital (Уильям Килмер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Пример для изучения — Intel Capital — основные правила
создания успешной группы CVC (Сита Васан) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Стр.6
6
Содержание
Один доллар стоит тысячи слов (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Пример для изучения — Cisco Systems and Qualcomm Ventures
(Фредерик Ромбо) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Пример для изучения — Qualcomm Life Fund (Джек Янг) . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Пример для изучения — Verizon Ventures (Суреш Мадхаван) . . . . . . . . . 93
Пример для изучения — USAA Ventures (Виктор ПаскуччиIII ) . . . . . . 95
Пример для изучения — Volvo Ventures (Йонас Ландстром) . . . . . . . . . 100
Пример для изучения — BMW I–Ventures (Марк Платшон) . . . . . . . . . . . 103
Пример для изучения — Docomo Innovations, Vodafone
Incubation & Venture (Кристина Ку) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Размышления офинансировании, привязанном кконкретным
условиям, иинвестировании ресурсоввнатуральной форме
(Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Пример для изучения — ОАО «Ростелеком» (Николай
Дмитриев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Пример для изучения — Legend Holdings (Саман Фарид) . . . . . . . . . . . . . . . 116
Пример для изучения — Telecom Italia иFininvest
(Мауро Претолани) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Пример для изучения — Merck Ventures (Роэл Бултуис) . . . . . . . . . . . . . . . 123
Пример для изучения — Google Ventures, IDG Ventures иMTG
(Анил Хансжи) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Пример для изучения — Middle East, North Africa & Turkey
(Ближний Восток, Северная Африка иТурция — далее MENAT) —
как корпорации, семейные инвестиционные фирмы ифонды
национального благосостояния создают фонды корпоративного
венчурного финансирования (Озан Сонмез) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Пример для изучения — программы Microsoft Ventures &
Microsoft Accelerators (Рахуль Суд) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
ГЛАВА 3 БИЗНЕС- ИНКУБАТОРЫ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ
ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ КОРПОРАЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Пример для изучения — бизнес- инкубатор Citrix
(Майкл Харрис) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Пример для изучения — Silicon Catalyst — (Рик Лазански) . . . . . . . . . . 156
Стр.7
7
Содержание
Пример для изучения — корпоративные бизнес- инкубаторы
Techstars (Брэд Фелд) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Пример для изучения — Techstars иTechstars Disney Accelerator
(Дэвид Коэн) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Спонсорская поддержка бизнес- инкубаторов
(Виктор ПаскуччиIII) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Стартап-экосистема Сбера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Заключение потеме бизнес- инкубаторов (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . 174
ГЛАВА 4 ИНВЕСТИЦИИ ФОНДОВ КОРПОРАТИВНОГО ВЕНЧУРНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ В ДРУГИЕ ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ — ФОНДЫ ФОНДОВ . . . . 176
Почему использование фонда фондов целесообразно
длякорпораций, стартапов ивенчурных фондов (Джон
Фрэнкел) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Фонд фондов — это первый шаг, затем следует прямое
корпоративное венчурное финансирование (Эндрю Романс) . . . . 178
Переход фондов корпоративного венчурного финансирования
намодель «генеральный партнер — ограниченный партнер»,
обретение независимости иребрендинг (Эндрю Романс) . . . . . . . . . 182
Пример для изучения — изNovell вPelion Ventures
(Блэйк Модерзицки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
ГЛАВА 5 СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРПОРАТИВНОМУ ВЕНЧУРНОМУ
ФИНАНСИРОВАНИЮ СВЯЗАННОМУ С ФОНДАМИ CVC,
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ФИНАНСОВЫМИ ВЕНЧУРНЫМИ
ФОНДАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Размышления окорпоративном венчурном финансировании
(Тим Дрэйпер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Размышления окорпоративном венчурном финансировании
(Брэд Фелд) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Разочарование вкорпоративном венчурном финансировании
(Том Фогарти) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Корпорации должны приспособиться кскорости стартапов
(Аноним) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Финансовый венчурный фонд, работающий вКремниевой
долине (Аноним) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Стр.8
8
Содержание
Почему корпоративное венчурное финансирование — отстой
(Фред Уилсон) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Совет, как построить венчурную сделку так, чтобы вы могли
оптимизировать ее для выхода (Гаурав Бхасин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Рассмотрение первоочередного права наведение переговоров
иправа первого уведомления вовремя переговоров
окорпоративном венчурном финансировании (Кертис Мо) . . . . . . . . . 199
Передовые методы создания новых фондов корпоративного
венчурного финансирования (Армандо Кастро-мл.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Корпоративное венчурное финансирование иструктура
клиентских сделок (Мэттью Майерс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Размышления оботраслевой иширокой направленности
инвестиций (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Как корпоративное венчурное финансирование может
добавить стоимость японским корпорациям? (Иэн Майерс) . . . . . . . . 205
Вкаких районах Кремниевой долины лучше размещать офисы
корпоративных венчурных фондов? (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Продажа фондом Intel Capital части своих портфельных активов
за$1 млрд (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Соединенные Штаты идругие государственные венчурные
фонды (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Программа венчурного фонда 7BC «Ограниченный партнеррезидент»
(Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
ГЛАВА 6 ИЗ ОПЫТА ДИРЕКТОРОВ, УЧРЕДИТЕЛЕЙ И ВЕНЧУРНЫХ
КАПИТАЛИСТОВ — «ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Никогда не отказывайтесь от умного стратегического
инвестора (Кенни Хоук) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Корпоративный венчурный фонд как инвестор икрупнейший
клиент (Якоб Браттинг Педерсен) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Как мы превратили плохие права первого предложения
ипервого отказа впобеду (Эрик Элфмэн) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
TrueСar (Виктор Паскуччи II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Медицинские перспективы, когда, где сделки все чаще
требуют, чтобы корпорация вообще выполняла их (Питер Рул) . . . 227
Стр.9
9
Содержание
Что делать, когда деньги корпоративного венчурного фонда
приходят без приглашения? (Том Николсон) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Наличие собственного генерального директора обеспечило им
наилучшую возможную финансово-правовую экспертизу
(Барт Вюрман) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Понятие времени имеет разное значение
длякорпорацийистартапов (Мориц фон Плате) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Классическая байка окорпоративном венчурном
финансировании (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
ГЛАВА 7 КАК ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ОТ КОРПОРАТИВНЫХ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Что вам следует знать, когда вы размышляете
опривлечении денег от корпоративного инвестора?
(Вильям Килмер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Как найти подход ккорпоративному венчурному фонду
ивыиграть (Игорь Шойфот) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Как вступить вконтакт скрупной корпорацией: различия между
европейскими предпринимателями ипредпринимателями из США
(Фредерик Ромбо) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Как правильно подготовить иотправить сообщение
по электронной почте обычному венчурному фонду или
корпоративному венчурному фонду, когда ищешь
финансирование (Эндрю Романс) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
ГЛАВА 8 БУДУЩЕЕ КОРПОРАТИВНЫХ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ —
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМЫХ
ЭФФЕКТИВНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ВЕНЧУРНЫХ
ПРОГРАММ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
ПОСЛЕСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
БЛАГОДАРНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Стр.10