УДК 159.922.8
ББК 88.42-72
К65
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
в рамках научного проекта № 20-013-00616
профессор, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат
Премии Правительства РФ в сфере образования,
научный сотрудник ФГБУК «ВЦХТ», г. Москва;
Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук,
Рецензенты:
работы с молодежью ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Гущина Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук,
профессор кафедры социальной педагогики и организации
Иванова И. В., Макарова В. А., Казакова А. Ю.,
Буслаева Е. Н., Гурьева В. В., Астахова Л. Г.
Авторы:
Копинг-стратегии — ресурс саморазвития подростка :
ISBN 978-5-4499-2895-5
Монография посвящена изучению вопросов формирования саморазК65
монография / И. В. Иванова, В. А. Макарова, А. Ю. Казакова
[и др.]. — Москва: Директ-Медиа, 2022. — 208 с.
вивающейся личности ребенка. Актуальность проблемы задана ведущим
направлением развития современного образования в Российской Федерации
и за рубежом. В качестве важного фактора саморазвития личности
рассмотрено преодоление, формирующее восприятие преодоления трудностей
как возможность для самопроектирования и самоизменения.
В монографии представлены результаты теоретического осмысления
вопроса формирования копинг-стратегий, стрессоустойчивости, жизнестойкости
личности в различных аспектах (педагогическом, психологическом,
медико-психологическом, социальном).
Работа представляет собой результат научного поиска ученых
(И. В. Ивановой, В. А. Макаровой, А. Ю. Казаковой, В. В. Гурьевой, Е. Н. Буслаевой,
Л. Г. Астаховой) в области рассмотрения вопросов, связанных
с формированием копинг-стратегий личности в подростковом возрасте
как сензитивном периоде для развития рефлексии, субъектности и
адаптивного реагирования на стрессогенные ситуации.
Книга адресована педагогическим работникам системы дополнительного
образования, учителям, педагогам-психологам, социальным
педагогам, организаторам работы с молодежью, а также студентам
направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психологопедагогическое
образование», «Организация работы с молодежью».
УДК 159.922.8
ББК 88.42-72
ISBN 978-5-4499-2895-5
© Коллектив авторов, текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Предисловие ........................................................................................................................... 3
Буслаева Е. Н., Макарова В. А.
Глава I. Стресс в жизни современного подростка ............................................. 7
1.1. Сущностная характеристика стресса ........................................................ 7
1.1.1. Стресс, его причины ................................................................................. 7
1.1.2. Подходы к классификации стресса ............................................... 16
1.1.3. Фазы и стадии стресса .......................................................................... 22
1.1.4. Модели, теории и концепции стресса .......................................... 28
1.2. Психологические особенности стресса
в подростковом возрасте ........................................................................................ 39
Выводы по главе .......................................................................................................... 48
Список литературы .................................................................................................... 49
Астахова Л. Г.
Глава II. Формирование и актуализация копинг-стратегий
в подростковом возрасте ............................................................................................... 52
2.1. Копинг-стратегии и копинг-поведение личности:
ретроспективный анализ категорий .............................................................. 52
2.2. Особенности преодоления трудностей подростками .................. 66
2.3. Обзор отечественных и зарубежных исследований
копинг-стратегий подростков ............................................................................ 70
2.3.1. Исследования гендерных различий в выборе
подростками способа совладания со стрессовой ситуацией ...... 70
2.3.2. Исследования возрастных различий в выборе
подростками способов преодоления возникающих
трудностей ............................................................................................................... 74
2.3.3. Исследования влияния личностных особенностей,
особенностей развития и поведения подростка на выбор
копинг-стратегии ................................................................................................ 77
2.3.4. Исследования влияния особенностей
детско-родительских отношений, стиля семейного
воспитания, структуры и состава семьи подростков
на выбор ими копинг-стратегии в стрессовой ситуации ............. 84
2.3.5. Исследования стратегий преодоления
трудностей, возникающих в процессе школьного
обучения подростков ......................................................................................... 86
205
Стр.206
2.3.6. Исследования влияния культуры на выбор
подростками стратегий совладания со стрессовой
ситуацией ................................................................................................................. 88
Выводы по главе .......................................................................................................... 92
Список литературы .................................................................................................... 95
Гурьева В. В.
Глава III. Копинг-поведение несовершеннолетних в условиях
пандемии COVID-19 ........................................................................................................ 100
3.1. Влияние распространения коронавирусной инфекции
на психоэмоциональное состояние ............................................................... 100
3.2. Проблемно-решающие формы поведения
(копинг-поведение) ................................................................................................ 111
3.3. Взаимосвязь познавательного развития подростков
и становления копинг-поведения .................................................................. 117
Выводы по главе ....................................................................................................... 130
Список литературы ................................................................................................. 131
Иванова И. В.
Глава IV. Связь копинг-стратегий подростка с готовностью
к саморазвитию: педагогический взгляд на проблему ............................ 134
4.1. Формирование восприятия преодоления трудностей
как возможности для саморазвития — педагогическая
задача воспитания подростков ........................................................................ 134
4.2. Корреляционная плеяда взаимосвязей
между копинг-стратегиями и критериями готовности
подростка к саморазвитию ................................................................................ 140
4.3. Технология педагогического сопровождения
саморазвития подростков в ситуации преодоления
трудностей в условиях дополнительного образования ................... 150
Выводы по главе ....................................................................................................... 158
Список литературы ................................................................................................. 160
Казакова А. Ю.
Глава V. Досуг как выбор и досуг как копинг: спорт
и подвижные игры в городских дворовых пространствах ..................... 163
5.1. Методология: «приватизм» или «дружественный город» ...... 163
5.2. Материалы и методы .................................................................................... 170
5.3. Результаты и обсуждение .......................................................................... 177
5.3.1. Досуг и жилище: связность шкал ................................................ 177
206
Стр.207
5.3.2. Жилищные ограничения досуга .................................................. 181
5.3.3. Частота посещений площадок и жилье ................................... 184
5.3.4. Мотивация посещений площадок и жилье ............................ 187
Выводы по главе ....................................................................................................... 191
Список литературы ................................................................................................. 195
Заключение ........................................................................................................................ 199
Об авторах ........................................................................................................................... 204
Стр.208