Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Копинг-стратегии — ресурс саморазвития подростка : монография (1200,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц209
ID836134
АннотацияМонография посвящена изучению вопросов формирования саморазвивающейся личности ребенка. Актуальность проблемы задана ведущим направлением развития современного образования в Российской Федерации и за рубежом. В качестве важного фактора саморазвития личности рассмотрено преодоление, формирующее восприятие преодоления трудностей как возможность для самопроектирования и самоизменения. В монографии представлены результаты теоретического осмысления вопроса формирования копинг-стратегий, стрессоустойчивости, жизнестойкости личности в различных аспектах (педагогическом, психологическом, медико-психологическом, социальном). Работа представляет собой результат научного поиска ученых (И. В. Ивановой, В. А. Макаровой, А. Ю. Казаковой, В. В. Гурьевой, Е. Н. Буслаевой, Л. Г. Астаховой) в области рассмотрения вопросов, связанных с формированием копинг-стратегий личности в подростковом возрасте как сензитивном периоде для развития рефлексии, субъектности и адаптивного реагирования на стрессогенные ситуации. Книга адресована педагогическим работникам системы дополнительного образования, учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам работы с молодежью, а также студентам направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Организация работы с молодежью».
ISBN978-5-4499-2895-5
Копинг-стратегии — ресурс саморазвития подростка : монография .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 209 с. — ISBN 978-5-4499-2895-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/836134 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Копинг-стратегии_—_ресурс_саморазвития_подростка__монография.pdf
УДК 159.922.8 ББК 88.42-72 К65 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616 профессор, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования, научный сотрудник ФГБУК «ВЦХТ», г. Москва; Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук, Рецензенты: работы с молодежью ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Гущина Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации Иванова И. В., Макарова В. А., Казакова А. Ю., Буслаева Е. Н., Гурьева В. В., Астахова Л. Г. Авторы: Копинг-стратегии — ресурс саморазвития подростка : ISBN 978-5-4499-2895-5 Монография посвящена изучению вопросов формирования саморазК65 монография / И. В. Иванова, В. А. Макарова, А. Ю. Казакова [и др.]. — Москва: Директ-Медиа, 2022. — 208 с. вивающейся личности ребенка. Актуальность проблемы задана ведущим направлением развития современного образования в Российской Федерации и за рубежом. В качестве важного фактора саморазвития личности рассмотрено преодоление, формирующее восприятие преодоления трудностей как возможность для самопроектирования и самоизменения. В монографии представлены результаты теоретического осмысления вопроса формирования копинг-стратегий, стрессоустойчивости, жизнестойкости личности в различных аспектах (педагогическом, психологическом, медико-психологическом, социальном). Работа представляет собой результат научного поиска ученых (И. В. Ивановой, В. А. Макаровой, А. Ю. Казаковой, В. В. Гурьевой, Е. Н. Буслаевой, Л. Г. Астаховой) в области рассмотрения вопросов, связанных с формированием копинг-стратегий личности в подростковом возрасте как сензитивном периоде для развития рефлексии, субъектности и адаптивного реагирования на стрессогенные ситуации. Книга адресована педагогическим работникам системы дополнительного образования, учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам работы с молодежью, а также студентам направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование», «Организация работы с молодежью». УДК 159.922.8 ББК 88.42-72 ISBN 978-5-4499-2895-5 © Коллектив авторов, текст, 2022 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление Предисловие ........................................................................................................................... 3 Буслаева Е. Н., Макарова В. А. Глава I. Стресс в жизни современного подростка ............................................. 7 1.1. Сущностная характеристика стресса ........................................................ 7 1.1.1. Стресс, его причины ................................................................................. 7 1.1.2. Подходы к классификации стресса ............................................... 16 1.1.3. Фазы и стадии стресса .......................................................................... 22 1.1.4. Модели, теории и концепции стресса .......................................... 28 1.2. Психологические особенности стресса в подростковом возрасте ........................................................................................ 39 Выводы по главе .......................................................................................................... 48 Список литературы .................................................................................................... 49 Астахова Л. Г. Глава II. Формирование и актуализация копинг-стратегий в подростковом возрасте ............................................................................................... 52 2.1. Копинг-стратегии и копинг-поведение личности: ретроспективный анализ категорий .............................................................. 52 2.2. Особенности преодоления трудностей подростками .................. 66 2.3. Обзор отечественных и зарубежных исследований копинг-стратегий подростков ............................................................................ 70 2.3.1. Исследования гендерных различий в выборе подростками способа совладания со стрессовой ситуацией ...... 70 2.3.2. Исследования возрастных различий в выборе подростками способов преодоления возникающих трудностей ............................................................................................................... 74 2.3.3. Исследования влияния личностных особенностей, особенностей развития и поведения подростка на выбор копинг-стратегии ................................................................................................ 77 2.3.4. Исследования влияния особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, структуры и состава семьи подростков на выбор ими копинг-стратегии в стрессовой ситуации ............. 84 2.3.5. Исследования стратегий преодоления трудностей, возникающих в процессе школьного обучения подростков ......................................................................................... 86 205
Стр.206
2.3.6. Исследования влияния культуры на выбор подростками стратегий совладания со стрессовой ситуацией ................................................................................................................. 88 Выводы по главе .......................................................................................................... 92 Список литературы .................................................................................................... 95 Гурьева В. В. Глава III. Копинг-поведение несовершеннолетних в условиях пандемии COVID-19 ........................................................................................................ 100 3.1. Влияние распространения коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние ............................................................... 100 3.2. Проблемно-решающие формы поведения (копинг-поведение) ................................................................................................ 111 3.3. Взаимосвязь познавательного развития подростков и становления копинг-поведения .................................................................. 117 Выводы по главе ....................................................................................................... 130 Список литературы ................................................................................................. 131 Иванова И. В. Глава IV. Связь копинг-стратегий подростка с готовностью к саморазвитию: педагогический взгляд на проблему ............................ 134 4.1. Формирование восприятия преодоления трудностей как возможности для саморазвития — педагогическая задача воспитания подростков ........................................................................ 134 4.2. Корреляционная плеяда взаимосвязей между копинг-стратегиями и критериями готовности подростка к саморазвитию ................................................................................ 140 4.3. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в ситуации преодоления трудностей в условиях дополнительного образования ................... 150 Выводы по главе ....................................................................................................... 158 Список литературы ................................................................................................. 160 Казакова А. Ю. Глава V. Досуг как выбор и досуг как копинг: спорт и подвижные игры в городских дворовых пространствах ..................... 163 5.1. Методология: «приватизм» или «дружественный город» ...... 163 5.2. Материалы и методы .................................................................................... 170 5.3. Результаты и обсуждение .......................................................................... 177 5.3.1. Досуг и жилище: связность шкал ................................................ 177 206
Стр.207
5.3.2. Жилищные ограничения досуга .................................................. 181 5.3.3. Частота посещений площадок и жилье ................................... 184 5.3.4. Мотивация посещений площадок и жилье ............................ 187 Выводы по главе ....................................................................................................... 191 Список литературы ................................................................................................. 195 Заключение ........................................................................................................................ 199 Об авторах ........................................................................................................................... 204
Стр.208

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ