Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Вестник Сургутского государственного педагогического университета №1 (82) 2023

0   0
Авторы
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц176
ID833074
АннотацияНаучный журнал "Вестник Сургутского государственного педагогического университета" включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал основан в августе 2007г. Учредитель издания: Сургутский государственный педагогический университет.
Вестник Сургутского государственного педагогического университета .— Сургут : РИО СурГПУ .— 2023 .— №1 (82) .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/833074 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вестник_Сургутского_государственного_педагогического_университета_№_1_(82)_2023.pdf
ISSN 2078-7626 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (82) 2023 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Научный журнал Основан в августе 2007 г. № 1 (82) 2023 г. «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук». Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные библиографические базы данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus. Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» является бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г. Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Президент Сургутского государственного педагогического университета Адрес издательства, редакции и типографии: г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2. Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru Периодичность издания: 6 выпусков в год. Выход в свет: 20.03.2023 г. Формат 70х100/16. Авт. л. 13,5. Печать цифровая. Гарнитура DejaVu Serif. Тираж 1000. Заказ № 143_23. Отпечатано в РИО СурГПУ. © Сургутский государственный педагогический университет, 2022. Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ISSN 2078-7626 Surgut State Pedagogical University BULLETIN AN ACADEMIC JOURNAL № 1 (82) 2023 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY B U L L E T I N AN ACADEMIC JOURNAL № 1 (82) 2023. This Bulletin has started its publishing activity since 2007. «Surgut State Pedagogical University Bulletin» is in «The List of Russian peer-reviewed journals recommended by State Commission of Academic Degrees and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses». The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database: RSCI, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus. This academic journal has been registered in the Russian Federal Agency supervising over the mass media, tele- and radio-communication saving in its way the Russian Federation State Cultural Heritage. The Mass-Media Information Registration Certificate is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007. Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra «Surgut State Pedagogical University». The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor, Prezident of the Surgut State Pedagogical University. Address of the publishing house, editorial office and printing house is: 628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2. Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru Publication frequency: 6 issues per year. Release date: 20.03.2022 Format 70x100/16. Auth. l. 13,5. Digital printing. The DejaVu Serif headset. The circulation is 1000. Order No. 143_23. Printed in RIO SurGPU. Distributed for free, 12+ © Сургутский государственный педагогический университет, 2022
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (82) 2023 г. 5 СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ Зборовский Г. Е. Социальное благополучие студентов колледжей северного региона: взгляд социолога..................................................9 Мальцев А. В., Данилов А. Н., Шкурин Д. В. Отношение выпускников школ к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)....................................22 Нархова Е. Н., Нархов Д. Ю., Трубарева Д. Н. Национальные традиции в воспитательном потенциале цифрового социокультурного пространства студенчества.............29 Новикова А. А., Мехришвили Л. Л. Развитие когнитивных компетенций в структуре социальной компетентности обучающихся.......................................42 Костина Н. Б., Чижов А. А. Цифровое неравенство при цифровизации образовательного процесса: социологический аспект.....................48 Засыпкин В. П. Благополучие и безопасность в оценках студенческой молодежи (региональный срез)..................................60 Богдан Д. И., Власова О. В., Засыпкин В. П., Коноплина Н. В. Качество высшего образования в оценках субъектов образовательного процесса (на примере эмпирических исследований в ХМАО — Югре).............69 ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Коноплина Н. В. Гераскевич Н. В., Нургалиева В. Ю. Геймификация процесса развития языковой компетенции в иноязычном школьном образовании................................................86 Громова С. Ф., Осипченко Д. А. К вопросу об оценке уровня сформированности информационно- технологических компетенций у студентов бакалавров в процессе изучения дисциплины «Практикум по решению задач по информатике»............................95 Халудорова Л. Е. Инновационные образовательные практики как средство реализации обновленного ФГОС ООО.......................112 Необходимость научного управления развитием педагогического вуза...........................................................................80
Стр.5
6 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (82) 2023 г. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВВ Бондаренко С. И. Народные врачевательные практики русских крестьян Западной Сибири XIX — нач. XХ вв. (духовно- экологический аспект)........................................................122 Кудинов Е. В. Морозов Н. М. Учебные заведения и органы местного самоуправления на Урале в 1917 — начале 1918 гг......................................................132 Социалистическое соревнование на Кемеровском руднике в годы первой пятилетки (1928–1932)..............................................138 Неупокоев И. В., Федоров С. Г. Пьянство как социальная девиация и борьба за народную трезвость во второй половине XIX — начале XХ в. (на примере крестьянской общины Тобольской губернии)............146 Чуркин М. К., Чуркин К. А. Практики землепользования крестьянства в контексте аграрно- экологической среды Западной Сибири в рецепции А.А. Кауфмана..................................157 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………………………………….....…165 ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ……… ………………………………170
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (82) 2023 г. 7 CONTENTS SOCIOLOGY OF EDUCATION AND SOCIOLOGY OF YOUTH Zborovsky G. E. Social Well- Being of College Students Northern Region: the Sociologist’s View.................................................................................9 Maltsev A. V., Danilov A. N., Shkurin D. V. The Attitude of School Graduates to the Unified State Exam (Use)..............................................................22 Narkhova E. N., Narkhov D. Yu., Trubareva D. N. National Traditions in the Educational Potential of the Digital Socio- Cultural Space of Students.......................................29 Novikova A. A., Mehrishvili L. L. Cognitive Competencies Development in the Structure of Students’ Social Competence....................................42 Kostina N. B., Chizhov A. A. Digital Divide During the Digitalization of the Educational Process: a Sociological Aspect................................................................................48 Zasypkin V. P. Well- Being and Safety in Students’ Assessments (Regional Data)..........60 Bogdan D. I., Vlasova O. V., Zasypkin V. P., Konoplina N. V. The Quality of Higher Education in Assessments of the Subjects of the Educational Process (on the Example of Empirical Studies in KHMAO — Yugra)......................69 PEDAGOGY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION Konoplina N. V. The Need for Scientific Management Development of a Pedagogical University.......................................................................80 Geraskevich N. V., Nurgaliyeva V. Yu. Gamification of the Process of Language Competence Development in Foreign Language School Education....................................................86 Gromova S. F., Osipchenko D. A. On the Question of Assessing the Level of Formation of Information and Technology Competences of Bachelor Students in the Process of Studying the Discipline «Practice on Solving Problems in Computer Science»............................95 Khaludorova L. E. Innovative Educational Practices as a Means of Introducing the Updated Federal State Educational Standard of Basic General Education (FSES BGE).................................................112
Стр.7
8 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (82) 2023 г. THE HISTORY OF WESTERN SIBERIA AT THE END OF XIX — THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY Bondarenko S. I. Kudinov E. V. Morozov N. M. Folk Healing Practices of Russian Peasants of Western Siberia of the XIX — Beginning XX Century (Spiritual and Ecological Aspect)............................................................122 Educational Institutions and Local Self- Government Bodies in the Urals in 1917 — Early 1918..........................................................132 Ocialist Competition at the Kemerovo Mine During the First Five- Year Plan (1928–1932).......................................................138 Neupokoev I. V., Fedorov S. G. Drunkenness as a Social Deviation and the Struggle for National Sobriety in the Second Half of the XIX — Early XX Century (on the Example of the Peasant Community of Tobolsk Province)........146 Churkin M. K., Churkin K. A. Land- Use Practices of the Peasantry in the Context of the Agrarian- Ecological Environment of Western Siberia in the Reception of A.A. Kaufman...........................................................157 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS……… …………………………………………………………165 RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS…………………………………………170
Стр.8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (82) 2023 г. 9 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ SOCIOLOGY OF EDUCATION AND SOCIOLOGY OF YOUTH DOI 10.26105/SSPU.2023.82.1.001 УДК 37.015.4 ББК 60.561.9р20 Г. Е. ЗБОРОВСКИЙ G. E. ZBOROVSKY СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА SOCIAL WELL-BEING OF COLLEGE STUDENTS NORTHERN REGION: THE SOCIOLOGIST'S VIEW Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021–2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций». The research was carried out within the framework of the state task for science of the Surgut State Pedagogical University for 2021–2023 on the topic «Dynamics of social well-being of young people in the conditions of the North: the Ugra cross- section in the context of all- Russian trends». В статье с социологических позиций рассматривается социальное благополучие студентов колледжей ХМАО-Югры. Цель: характеристика оценок, мнений, представлений студентов относительно различных сторон их социального благополучия. Рассматривается трактовка социального благополучия студентов. Показывается, что понимают под благополучной жизнью студенты колледжей. Анализируются результаты изучения социального благополучия студентов, его отдельных сторон. Материалы и методы: Статья написана на основе данных репрезентативного социологического исследования учащейся молодежи ХМАО-Югры, включая студентов колледжей округа. Основной метод исследования — анкетный опрос студентов по репрезентативной выборке. Был осуществлен анализ ряда базовых проблем их социального благополучия. Был проведен анализ трактовок теоретических положений социального благополучия и среднего профессионального образования. Результаты и научная новизна: В конце статьи ряд результатов подвергается обсуждению. Среди них: отношение студентов к учебе; факторы выбора будущей профессии; готовность выпускников колледжей работать по выбранной специальности; удовлетворенность студентов самыми различными сторонами жизни. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней представлена одна из первых в России попыток обобщения и анализа данных репрезентативного социологического исследования мнений, представлений и оценок студентов СПО их социального благополучия. На базе представленного материала сделаны выводы и рекомендации, имеющие как теоретический, так и практический характер. Introduction: The article examines the social well-being of college students of KhMAO-Yugra from a sociological perspective. Objective: characterization of students’ assessments, opinions, and
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ