Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Экономические основы социальной работы

0   0
АвторыЛатыпова Лидия Васильевна, Хромов Евгений Александрович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц75
ID824803
АннотацияУчебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и может быть использовано для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Экономические основы социальной работы", входящей в основную образовательную программу по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата).
Экономические основы социальной работы : учебно-методическое пособие : направление подготовки 39.03.02 "Социальная работа" (уровень бакалавриата) / Л.В. Латыпова, Е.А. Хромов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 75 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824803 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономические_основы_социальной_работы.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Экономические_основы_социальной_работы.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ Л.В. Латыпова Е.А. Хромов ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) Сургут, 2023
Стр.1
УДК 364(075.8) ББК 60.9я73-9 Л 27 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания» М.Э. Беспалова, директор, Латыпова, Л. В. Л 27 Экономические основы социальной работы : учебно-методическое пособие : направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) / Л. В. Латыпова, Е. А. Хромов ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 74, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие написано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и может быть использовано для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономические основы социальной работы», входящей в основную образовательную программу по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата). УДК 364(075.8) ББК 60.9я73-9 © Латыпова Л.В., Хромов Е.А., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................... 4 Условные обозначения ...................................................................................................................... 7 Раздел 1. Теоретические и нормативно-правовые основы экономики социальной работы ............................................................................................................................ 8 Тема 1.1. Понятия, принципы и задачи экономики социальной работы и нормативно-правовая база экономической деятельности социальной работы ............................... 8 Тема 1.2. Экономическое пространство социальной работы и социальной сферы ...................... 19 Основные понятия к разделу 1 ............................................................................................................ 26 Раздел 2. Экономическая деятельность социальной работы .................................................. 28 Тема 2.1. Ресурсная обеспеченность социальной работы ............................................................. 28 Тема 2.2. Экономическая деятельность общепрофильных и специализированных социальных учреждений и служб ........................................................................................................ 37 Тема 2.3. Эффективность и методы оценки эффективности деятельности социальной работы .............................................................................................................................. 48 Основные понятия к разделу 2 ............................................................................................................ 59 Список использованной литературы .............................................................................................. 62 Приложения ........................................................................................................................................ 66 – 3 –
Стр.3
Предисловие Современный этап развития рыночных отношений в России характеризуется наличием множества проблем во всех отраслях народного хозяйства. При этом в особенно тяжелом положении оказалась социальная сфера, призванная в первую очередь обеспечивать достойные условия жизни и всестороннего развития личности. В дореформенный период функционирование социальной сферы страны осуществлялось при дотационном способе финансирования, к тому же основанном на остаточном принципе распределения ресурсов. Максимальная централизация управления не обеспечивала в полной мере целостность и сбалансированность развития социальной сферы. В последнее время многие проблемы в социальной работе, накопленные при административно-командной системе управления, еще более усугубились трудностями переходного периода к рыночным отношениям. Это обусловлено тем, что социальная сфера как особый объект экономических отношений и управления оказалась менее всего подготовленной к реформированию. Отстаивая свои интересы на потребительском рынке в условиях, когда из государственного и региональных бюджетов субсидируются и потребитель, и производитель социальных услуг, функциональные комплексы, как правило, статически реагируют на изменения во внешней и внутренней среде, а потому не способны обеспечить насыщенность иерархии потребностей. Сказанное выше объясняется отсутствием адекватной методологии и методики управления. Используемые в настоящее время подходы, принципы и механизмы управления социальной сферой, как правило, основываются на ранее накопленном опыте и слабо адаптированы к современным требованиям функционирования в условиях рынка. В целом система управления не позволяет обеспечить нормальные условия жизнедеятельности человека, и, соответственно, высокое качество жизни населения. Кроме того, необходимо отметить, что процесс реформирования социальной сферы связан с переносом центра тяжести управления ею на региональный уровень. Этот процесс является неизбежным и закономерным, так как, с одной стороны, государство не в состоянии решить все социальные проблемы регионов централизовано. С другой стороны, в связи с тем, что работники социальной сферы оказывают услуги не столько обществу в целом, сколько конкретным людям, поэтому сущностные проявления полезного действия тех или иных услуг выступают наиболее четко именно в региональном аспекте (частично на основе отраслевого, но, прежде всего, на основе территориального фактора). Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся направлений подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономические основы социальной работы». Оно призвано помочь будущим бакалаврам обеспечить эффективность профессиональной деятельности в социальной работе. Особенностью данного учебно-методического пособия является то, что материал пособия структурирован таким образом, чтобы при выполнении самостоятельных практических заданий обучающим было доступно в плане поиска необходимой учебной информации и выполнения заданий. К каждой теме предлагаются шаблоны схем, таблиц и практические задания, позволяющие определить уровень усвоения материала и сформированности компонентов компетенций. Использование схем-шаблонов, таблиц не только делает менее трудным процесс запоминания учебного материала, но и существенно облегчает процесс самоподготовки к занятиям. Роль и место дисциплины в структуре учебного плана. Дисциплина «Экономические основы социальной работы» относится к дисциплинам обязательной части и представляет наряду с такими дисциплинами, как теория социальной работы, социальная политика, теоретическую основу в процессе подготовки обучающихся по направлениям подготовки 39.03.02 Социальная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Итоговая аттестация осуществляется по результатам рейтинговой оценки. Методическое пособие предназначено для оказания помощи обучающимся в самостоятельной подготовке, выполнения заданий по дисциплине «Экономические основы социальной работы», а также может быть использовано в процессе написания курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Цель учебно-методического пособия заключается в организации самостоятельной работы обучающихся по усвоению содержания учебной дисциплины «Экономические основы социальной работы» и выработке соответствующих навыков. – 4 –
Стр.4
Задачи обучающихся в освоении курса: 1. Сформировать умение выделять качественные характеристики принципов и задач экономики социальной работы, соотносить с запросами общества в соответствии с существующей нормативно-правовой базой экономической деятельности в сфере социальной работы. 2. Научить осуществлять обоснованный выбор экономических решений в сфере социальной работы. тенций: В целом пособие направлено на формирование у обучающихся профессиональных компеУК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности. ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов. ПК-3 Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. Структура учебного курса и место раздела в его структуре Данный курс состоит из двух разделов: Первый раздел – «Теоретические и нормативно-правовые основы экономики социальной работы». Цель: сформировать умение выделять качественные характеристики принципов и задач экономики социальной работы, соотносить с запросами общества в соответствии с существующей нормативно-правовой базой экономической деятельности в сфере социальной работы. Задачи: 1. Научить выделять качественные характеристики принципов и задач экономики социальной работы, применять нормативно-правовую базу экономической деятельности в сфере социальной работы. 2. Описывать процессы экономического пространства социальной работы. Изучив первый раздел, обучающийся должен: знать:  терминологию, применяемую в экономике социальной работы;  принципы и задачи экономики социальной работы;  нормативно-правовую базу экономической деятельности социальной работы;  социальные явления и процессы экономического пространства;  уровни системного подхода экономического взаимодействия органов и учреждений социальной сферы; уметь:  выделять и анализировать основные принципы и задачи экономики социальной работы;  применять нормативно-правовую базу экономической деятельности социальной работы;  описывать социальные явления и процессы экономического пространства на основе анализа и обобщения профессиональной информации;  выделять основные уровни экономического взаимодействия органов и учреждений социальной сферы для решения поставленных задач; владеть:  методами анализа нормативно-правовой базы экономической деятельности социальной;  алгоритмом частных экономических процессов социальной работы. – 5 –
Стр.5
Второй раздел – «Экономическая деятельность социальной работы». Цель: научить осуществлять обоснованный выбор экономических решений в сфере социальной работы. Задачи: 1. Формировать целостное понятие об обеспеченности экономическими ресурсами сферы социальной работы. 2. Уметь анализировать источники финансирования и выделять особенности предпринимательской деятельности в учреждениях социальной сферы. 3. Уметь определять виды и методы эффективности деятельности социальной работы. Изучив второй раздел, обучающийся должен: знать:  ресурсы социальной работы, их виды;  источники финансирования учреждений социального обслуживания при предоставлении социальных услуг;  предпринимательскую деятельность в системе социальных служб;  виды и особенности эффективности деятельности социальной работы;  методы оценки эффективности деятельности социальной работы; уметь:  определять ресурсы социальной работы;  анализировать экономические ресурсы социальной работы;  определять источники финансирования учреждений социального обслуживания и определять индивидуальные потребности граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;  принимать обоснованные экономические решения предпринимательской деятельности в системе социальных служб;  определять методы оценки эффективности деятельности социальной работы; владеть:  навыками оценки экономических ресурсов социальной работы;  навыками оценки эффективности деятельности социальной работы;  анализом источников финансирования в сфере социальной работы; опыт:  оценки экономических ресурсов социальной работы;  оценки эффективности деятельности социальной работы;  оценки источников финансирования в сфере социальной работы. Каждая из представленных тем занимает важное место при изучении данной дисциплины, т.к. все показатели экономической деятельности социальной работы следуют друг за другом в логической последовательности, тесно взаимосвязаны между собой и требуют изучения в комплексе. Каждый раздел обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Каждый обучающийся переходит от раздела к разделу по мере усвоения материала и проходит этапы текущего и рубежного контроля. Каждая тема в разделе имеет свой перечень практических заданий. Для каждого задания разработаны методические рекомендации для его эффективного выполнения. Темы завершаются основными понятиями, изучение которой позволит обучающимся расширить свои познания по изученной теме. Решение представленных в учебном пособии практических заданий даст возможность обучающимся не только анализировать экономические проблемы и процессы в социальной сфере, но и выработать умения и навыки, необходимые и в других сферах деятельности бакалавров социального направления подготовки. Представленные практические задания дифференцированы в зависимости от уровня познавательной активности обучающихся. Выполнение обучающимися данных практических заданий поможет им успешно освоить учебный материал, а для преподавателя станет хорошим диагностическим инструментом освоенных обучающимися компонентов компетенций. Информация, входящая в раздел, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. – 6 –
Стр.6
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины. Теоретический материал дисциплины «Экономические основы социальной работы» изучается на занятиях. По результатам освоения теоретических знаний, обучающимся необходимо выполнить самостоятельные задания, направленные на проверку результатов освоения содержания курса. Лекции направлены на формирование знаний об основных понятиях и закономерностях экономики социальной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа занимает значительное место в организации учебного процесса – это задания для самостоятельной работы при подготовке к семинарским, практическим и интерактивным занятиям, и темы, выносимые на самостоятельное изучение. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Требования к оценке самостоятельной деятельности обучающихся: При выполнении самостоятельной работы очень важно правильно оценить её результаты. Для оценки результатов самостоятельной деятельности используют такие критерии как:  уровень освоения обучающимся учебного материала;  умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  сформированность общеучебных умений;  обоснованность и четкость изложения ответа;  оформление материала в соответствии с требованиями. Самостоятельная работа влияет на формирование таких качеств как мобильность, умение прогнозировать ситуацию, активно влиять на нее и давать самостоятельную оценку. Это позволит обучающимся видеть положительные результаты своего труда и трансформировать достигаемый ими успех в обучении. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения экономических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для обучающегося крайне важно овладеть её правильной методикой. Краткие рекомендации по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:  работа над лекционным материалом;  работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;  изучение и конспектирование нормативного материала;  подготовка к семинарам. Условные обозначения ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения ГК – Гражданский кодекс РФ – Российская Федерация ФЗ – Федеральный закон ЭСР – эффективность социальной работы ЮЛ – юридические лица – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.