Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в профессию

0   0
АвторыБагнетова Екатерина Михайловна, Капустина Наталья Геннадьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц67
ID824632
АннотацияУчебно-методическое пособие «Введение в профессию» представляет собой учебное издание, соответствующее одноименному курсу, который осваивают студенты-первокурсники согласно учебному плану подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата). Оно содержит систематизированные материалы, способствующие самостоятельной подготовке обучающихся к семинарским и практическим занятиям. Учебно-методическое пособие делает системным изучение учебной дисциплины «Введение в профессию» в случае онлайн обучения. В пособие включены материалы, которые могут помочь также начинающим специалистам в осмыслении специфики профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Оно будет также полезно для преподавателей высшей школы, ведущих подобные курсы в вузах, для педагогов-дефектологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации.
Введение в профессию : учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование". Направленность "Дошкольная дефектология" (уровень бакалавриата) / Е.М. Багнетова, Н.Г. Капустина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 67 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824632 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_профессию.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Введение_в_профессию.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) Сургут, 2022
Стр.1
УДК 376.1(075.8) ББК 74.50р.я73-9 В 24 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Коротовских Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут Хлыстова Е.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург В 24 Введение в профессию : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет» / авторы-составители Е. М. Багнетова, Н. Г. Капустина. – Сургут : РИО СурГПУ, 2022. – 66 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие «Введение в профессию» представляет собой учебное издание, соответствующее одноименному курсу, который осваивают студенты-первокурсники согласно учебному плану подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата). Оно содержит систематизированные материалы, способствующие самостоятельной подготовке обучающихся к семинарским и практическим занятиям. Учебно-методическое пособие делает системным изучение учебной дисциплины «Введение в профессию» в случае онлайн обучения. В пособие включены материалы, которые могут помочь также начинающим специалистам в осмыслении специфики профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Оно будет также полезно для преподавателей высшей школы, ведущих подобные курсы в вузах, для педагогов-дефектологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации. УДК 376.1(075.8) ББК 74.50р.я73-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................................................... 4 Раздел 1. Профессия «педагог-дефектолог» и как стать педагогом-дефектологом .................... 12 У.Э. 1.1. Отношение к детям с нарушениями развития в ретроспективе ............................................. 14 У.Э. 1.1.1. Выделение профессиональной области «педагог-дефектолог» ......................................... 14 У.Э. 1.1.2. Генезис профессии педагог-дефектолог ............................................................................... 16 У.Э. 1.2. Дефектология как научное интегрированное знание ............................................................. 19 У.Э. 1.2.1. Дефектология как наука и практическая деятельность ....................................................... 19 У.Э. 1.2.2. Классики дефектологии .......................................................................................................... 21 У.Э. 1.3. Дети с нарушениями в развитии как субъекты образовательного процесса ......................... 23 У.Э. 1.3.1. Основные черты и виды нарушенного развития .................................................................. 23 У.Э. 1.3.2. Основные параметры психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями в развитии ........................................................................................................................ 25 У.Э. 1.4. Образование детей с нарушениями в развитии на современном этапе развития общества ..................................................................................................................................... 27 У.Э. 1.4.1. Модели образования детей с нарушениями в развитии ...................................................... 27 У.Э. 1.4.2. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии как субъект взаимодействия в профессиональной деятельности педагога-дефектолога ........................................ 29 Раздел 2. Образ-эталон профессионала педагога-дефектолога ....................................................... 32 У.Э. 2.1. Объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога ....................................... 34 У.Э. 2.1.1. Объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога .................................... 34 У.Э. 2.1.2. Характеристика объектов профессиональной деятельности педагога-дефектолога ........ 38 У.Э. 2.2. Нормативно-правовые основы деятельности педагог-дефектолога ..................................... 42 У.Э. 2.2.1. Роль нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-дефектолога ................................................................................................................................ 43 У.Э. 2.2.2. Содержание деятельности в избранной профессиональной сфере .................................... 45 У.Э. 2.3. Современный образ педагога-дефектолога ............................................................................. 47 У.Э. 2.3.1. Роль педагога-дефектолога в развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии ........................................................................................................................ 47 У.Э. 2.3.2. Портрет современного педагога-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста ............................................................................................................................... 50 Учебно-методическое и программное обеспечение ........................................................................... 54 Тезаурус курса .......................................................................................................................................... 56 Аббревиатуры .......................................................................................................................................... 60 Приложение .............................................................................................................................................. 61 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / направленность Дошкольная дефектология очной и заочной форм обучения и обеспечивает успешное освоение соответствующей учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Курс «Введение в профессию» включен в Блок 1 Дисциплины рабочего учебного плана (РУП) по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) / направленность Дошкольная дефектология. Он входит в обязательную часть РУП и относится к Модулю 5 «Психолого-педагогическому». Связь с другими курсами учебного плана. Курс «Введение в профессию» осваивается обучающимися на 1 курсе в 1 семестр и тесно связан с такими курсами, как «Основы саморазвития личности», «Основы учебной деятельности». В последующие годы обучения эта связь прослеживается с такими предметами как: «Основы правовых знаний», «Волонтерство в специальном образовании», «Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями», «Дошкольная логопедия», «Воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра», «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата», «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта», «Теория и методика игры», «Изучение, образование и реабилитация детей с комплексными нарушениями в развитии», «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития». Курс «Введение в профессию» закладывает основы для успешного прохождения практик: ознакомительной, предметно-содержательной (волонтерской), предметно-содержательной (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха), предметно-содержательной (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения), психолого-педагогической (психолого-педагогическое сопровождение), педагогической практика (инклюзивной), педагогической (преподавательской) (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями речи), педагогической (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями). Курс «Введение в профессию» вносит свой вклад в подготовленность обучающихся к будущей профессии, сдаче государственного экзамена, выполнения и защиты ими выпускной квалификационной работы (ВКР). Цели и задачи освоения дисциплины Цель – научить студентов проектировать профессиональное саморазвитие на этапе вузовского обучения с опорой на образ профессии «педагог-дефектолог» и образ-эталон профессионала. Задачи дисциплины: 1) сформировать у студентов-первокурсников представления о требованиях профессии «педагог-дефектолог» к субъектам труда и образ-эталон профессионала педагога-дефектолога; 2) научить студентов-первокурсников приемам и способам саморазвития в период вузовского обучения Планируемые результаты обучения Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-6 – способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; ОПК-1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. В результате изучения обучающийся должен: знать: УК. 6.1.6. Сущности категорий «субъект учебной деятельности», «субъект деятельности» и «субъект труда». УК. 6.1.8. Содержания деятельности в избранной профессиональной сфере и требований к представителю избранной профессии. УК. 6.1.10. Путей и способов самосовершенствования в учебной и профессиональной деятельности. УК. 6.1.11. Принципов планирования саморазвития. УК. 6.1.12. Способов оценки результатов самосовершенствования в личностной сфере, учебной и профессиональной деятельности – практически нет в содержании. – 4 –
Стр.4
ОПК. 1.1.2. Законодательства в области образования. Конвенции о правах ребенка. ОПК. 1.1.4. Правовых нормативных актов, регламентирующих сферу образования – назначение, структуры ФГОС, этапы развития. ОПК. 1.1.5. Концепции воспитания и развития личности гражданина России. ОПК. 1.1.8. Норм и принципов профессиональной этики педагогических работников. ОПК. 1.1.9. Ценностных ориентиров образования. Уметь: УК. 6.3.5. Обосновывать значимость саморазвития в течение всей жизни. УК. 6.3.6. Ставить цель саморазвития. УК. 6.3.7. Выделять качества, необходимые для личностного и профессионального развития. УК. 6.3.8. Отбирать средства и методы саморазвития. УК. 6.3.10. Разрабатывать план профессионального самосовершенствования. УК. 6.3.11. Оценивать достижимость плана саморазвития. Владеть: УК. 6.2.1. Способом самоорганизации. УК. 6.2.2. Способом постановки цели, отбора средств и методов для саморазвития. УК. 6.2.3. Способом оценки результатов саморазвития. ОПК. 1.2.3. Умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативноправовым актам. Иметь опыт: УК. 6.4.2. Постановки целей саморазвития. УК. 6.4.3. Отбора средств и методов саморазвития. УК. 6.4.5. Построения траектории своего профессионального развития. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них:  контактная работа (лекционные, практические, семинарские занятия, контроль самостоятельной работы) – 36 часов;  самостоятельная работа – 36 часов. Формы организации учебного процесса Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекции, практические и семинарские занятия, на которых происходит формирование профессиональных умений будущих дефектологов. В свою очередь, тематика семинаров предполагает различные формы их организации: классические, проблемные, интеллектуальные игры, творческие мероприятия и т.д. Большая роль в рамках курса отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа по курсу «Введение в профессию» включает два направления: первое – самостоятельное изучение некоторых вопросов с последующей проверкой на часах индивидуальной работы, второе – подготовка к ответам на вопросы семинарских и практических занятий, разработка текстов докладов и сообщений. Основные формы самостоятельной работы: анализ основной и дополнительной литературы, составление сравнительных таблиц, схем, логических цепочек и т.д. Формы и виды контроля  формы и виды текущего контроля успеваемости: выступления на семинарских и практических занятиях, контрольные и проверочные работы; тесты; терминологические карты; задания на сравнительный анализ; реферат; доклад и сообщения, решение кейс-задач и др.;  формы контроля самостоятельной работы – собеседование, контрольные работы, рейтинг успеваемости, разработка плана профессионального саморазвития на 4 года и др.;  форма и процедуры промежуточной аттестации – зачет, на котором обучающиеся защищают проект плана своего профессионального саморазвития, рассчитанного на 4 года обучения в вузе. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинноследственных связей), технология модульного обучения (построение курса в модульной системе), технология интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), технология проблемного обучения (при работе на семинарских и практических занятиях). – 5 –
Стр.5
Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение представлено ресурсами аудиторного фонда и помещений для самостоятельного работы, оснащенных учебной мебелью, техническими средствами обучения – персональными компьютерами / переносными ноутбуками / мобильными классами с доступом к сети Интернет, электронной информационно-образовательной среде университета, мультимедийными проекторами (стационарным / переносным), экранами, интерактивными досками (в отдельных аудиториях). Структура и содержание пособия Пособие «Введение в профессию» включает в себя два раздела: «Профессия «педагогдефектолог» и как стать педагогом-дефектологом», второй – «Образ-эталон профессионала учителядефектолога». В процессе освоения первого раздела у студентов-первокурсников будут сформированы системные представления о том, с кем работает педагог-дефектолог и что необходимо делать для освоения профессии уже в процессе обучения в вузе. В процессе изучения второго – первокурсники поймут, что реально делает педагог-дефектолог на своем рабочем месте и как он это делает. Все два раздела тесно связаны друг с другом и способствуют формированию у студентовпервокурсников необходимых компетенций, но при этом объединяются достижением единой для курса «Введение в профессию» цели. Соотношение соответствующего раздела и формируемых в нем компонентов компетенций представлено в таблице 1. Таблица 1 Соотношение разделов курса «Введение в профессию» и формируемых в нем компонентов компетенций № п/п Разделы курса 1. Профессия «педагог-дефектолог» и как стать педагогом-дефектологом 2. Образ-эталон профессионала педагога-дефектолога Формируемые компоненты компетенций УК 6.1.8; УК 6.3.7; ОПК 1.1.1; ОПК 1.1.2; ОПК 1.1.4; ОПК 1.1.5; ОПК 1.1.9; ОПК 1.1.10; ОПК 1.2.3; УК 6.1.6; УК 6.1.10; УК 6.1.11; УК 6.1.12; УК 6.2.1; УК 6.2.2; УК 6.2.3; УК 6.3.6; УК 6.3.7; УК 6.3.8; УК 6.3.10; УК 6.3.11; УК 6.4.2; УК 6.4.3; УК 6.4.5 УК 6.1.6; УПК 6.1.8; УК 6.3.7; УК 6.3.10; ОПК 1.1.8 Структура каждого раздела содержит цели и задачи, предполагаемые результаты, а также его учебные элементы (У.Э.). В свою очередь содержание У.Э. включает задачи и компоненты. В процессе самостоятельной работы обучающимся целесообразно обращаться к основному и дополнительному спискам литературы, а также Интернет-ресурсам. В пособии приведен список литературы, использованной при его разработке и рекомендуемой для углубленного изучения вопросов учебного курса. Методические указания по организации самостоятельной деятельности студентов по данному направлению профессиональной подготовки. Самостоятельная работа студентов по курсу «Психология саморазвития личности» имеет свои отличительные особенности, которые определяются спецификой цели, задач и содержания названного курса. В нем важно не столько усвоить определенную систему научных знаний, сколько уметь применить их по отношению к самому себе. Вся самостоятельная работа основана на самодиагностике. Ее результаты в конечном итоге становятся основой разработки плана работы над собой каждого студента. В связи с этим, все предлагаемые упражнения должны быть добросовестно выполнены студентом, и результаты обсуждены с преподавателем в ходе индивидуальной работы. – 6 –
Стр.6
СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ Цель дисциплины – разработать научно обоснованный план саморазвития на период обучения в вузе, опирающийся на образ профессии, образэталон профессионала и данные о своем собственном актуальном развитии. Задачи дисциплины: 1) сформировать у студентов-первокурсников образ профессии «педагог-дефектолог» и путях ее освоения, начиная с периода обучения в вузе; 2) сформировать у студентов-первокурсников образ-эталон профессионала педагога-дефектолога. Название раздела Раздел 1. ПРОФЕССИЯ «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ» И КАК СТАТЬ ПЕДАГОГОМДЕФЕКТОЛОГОМ Цель раздела создание у студентов-первокурсников положительного образа профессии «педагог-дефектолог» Задачи раздела 1. Формировать представления о ретроспективе отношения к детям с нарушениями в развитии как характеристике состояния общества. 2. Научить характеризовать современный этап развития дефектологии как научного интегрированного знания. 3. Научить характеризовать группы детей с нарушением в развитии как субъектов образовательного процесса. 4. Научить характеризовать образование детей с нарушениями в развитии на современном этапе развития общества. Раздел 2. ОБРАЗ – ЭТАЛОН ПРОФЕССИОНАЛА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА формирование у студентов-первокурсников образа-эталона педагога-дефектолога 1. Научить характеризовать объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога. 2. Научить выделять нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность педагога-дефектолога и раскрывать их содержание. 3. Научить характеризовать портрет современного педагога-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста и его роль в современном обществе. Учебные элементы раздела (У.Э.) У.Э. 1.1. Отношение к детям с нарушениями в развитии в ретроспективе У.Э. 1.2. Дефектология как научное интегрированное знание У.Э. 1.3. Дети с нарушениями в развитии как субъекты образовательного процесса У.Э. 1.4. Образование детей с нарушениями в развитии на современном этапе развития общества У.Э. 2.1. Объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога У.Э. 2.2. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-дефектолога У.Э. 2.3. Современный образ педагогадефектолога
Стр.7
СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Учебные элементы (У.Э.) У.Э. 1.1. Отношение к детям с нарушениями в развитии в ретроспективе У.Э. 1.2. Дефектология как научное интегрированное знание У.Э. 1.3. Дети с нарушениями в развитии как субъекты образовательного процесса У.Э. 1.4. Образование детей с нарушениями в развитии на современном этапе развития общества У.Э. 2.1. Объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога У.Э. 2.2. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-дефектолога У.Э. 2.3. Современный образ педагога-дефектолога Задачи У.Э. 1. Научиться характеризовать последовательное изменение отношения со стороны социума к детям с нарушениями в развитии. 2. Усвоить содержание Конвенции о правах ребенка, Саламанкской декларации и рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, Конвенции о правах инвалидов. 1. Научить раскрывать и обосновывать основные характеристики дефектологии на научном знании и практической деятельности. 2. Научить характеризовать вклад классиков отечественной и зарубежной дефектологии в ее развитие. 1. Усвоить, что педагог-дефектолог должен в первую очередь видеть возможности развития ребенка с ОВЗ. 2. Понять роль коррекционно-развивающей работы педагогадефектолога в развитии ребенка с ОВЗ. 1. Научить характеризовать законодательство в области образования, правовые нормативные акты, регламентирующие сферу образования. 2. Научить выделять качества, необходимые для личностного и профессионального развития и оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативно-правовым актам. 1. Научиться выделять основные признаки объектов профессиональной деятельности педагога-дефектолога. 2. Научиться характеризовать онтогенез и дизонтогенез развития ребенка в профессиональной деятельности педагога-дефектолога. 1. Научиться характеризовать роль нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность педагога-дефектолога. 2. Научиться определять содержание деятельности в избранной профессиональной сфере и требований к представителю избранной сферы. 1. Научиться выделять роль педагога-дефектолога в развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. 2. Научиться характеризовать портрет современного педагогадефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста. Компоненты У.Э. У.Э. 1.1.1. Выделение профессиональной области «педагог-дефектолог» У.Э. 1.1.2. Генезис профессии педагог-дефектолог У.Э. 1.2.1. Дефектология как наука и практическая деятельность У.Э. 1.2.2. Классики дефектологии У.Э. 1.3.1. Основные черты и виды нарушенного развития У.Э. 1.3.2. Основные параметры психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями в развитии У.Э. 1.4.1. Модели образования детей с нарушениями в развитии У.Э. 1.4.2. Психолого-педагогические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии У.Э. 2.1.1. Объекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога У.Э. 2.1.2. Характеристика объектов профессиональной деятельности педагога-дефектолога 2.2.1. Роль нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-дефектолога 2.2.2. Содержание деятельности в избранной профессиональной сфере 2.3.1. Роль педагога-дефектолога в развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии 2.3.2. Портрет современного педагога-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста – 8 –
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ