ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БАРАБАНОВА К.С., ГОЛОЛОБОВ Е.И.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
С ОТКРЫТЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ:
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)
Направленность «История и обществознание»
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 004.58:94(470)«1941/1945»(075.8)
ББК 32.973.43я73-9 + 63.3(2)622,88я73-9
Б 24
Печатается по рекомендации
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Барабанова, К. С.
Алгоритм работы с открытыми базами данных. Великая Отечественная война : учебноБ
24
методическое пособие ; направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями), направленность «История и обществознание» / К. С. Барабанова, Е. И. Гололобов ;
Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 59, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое
пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных
ФГОС, в частности умение работать с электронными информационными источниками.
Пособие на примере работы с открытыми базами данных, посвященных истории Великой отечественной
войны, обучает извлекать и интерпретировать историческую информацию из электронных ресурсов.
Оно ориентирует обучающихся на практическую деятельность.
Учебно-методическое пособие «Алгоритм работы с открытыми базами данных. Великая Отечественная
война» предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями). Направленность: История и обществознание.
УДК 004.58:94(470)«1941/1945»(075.8)
ББК 32.973.43я73-9 + 63.3(2)622,88я73-9
© Барабанова К. С., Гололобов Е. И., 2023
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................................................. 4
Базы данных и источники в них ............................................................................................................ 6
I. Подготовка к поиску ........................................................................................................................... 6
Алгоритм составления семейного архива ............................................................................................ 6
Примерный вопросник ........................................................................................................................... 7
Проблемы поиска и их решения ........................................................................................................... 8
II. Поиск по базам данных ..................................................................................................................... 9
ОБД Мемориал (https://obd-memorial.ru/html/) .................................................................................... 9
Память народа (https://pamyat-naroda.ru/) ............................................................................................. 14
Блокада Ленинграда. Эвакуация (https://evacuation.spbarchives.ru/) .................................................. 23
База данных «Жертвы политического террора в СССР» (https://base.memo.ru/) ............................. 31
Государственный архив Югры – ЭБД «Жители ХМАО – Югры награжденные
“За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”» (http://gahmao.ru/) ........... 38
Победа одна на всех! (победа86.рф) ..................................................................................................... 40
III. Справочники и компьютерные программы в помощь с работой с базами данных ................... 44
Открытые базы данных .......................................................................................................................... 44
Справочники ........................................................................................................................................... 44
Сведения о пленных ............................................................................................................................... 44
Архивы .................................................................................................................................................... 44
Поиск ....................................................................................................................................................... 45
Заключение ............................................................................................................................................. 57
Литература .............................................................................................................................................. 58
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в обществе наблюдается большой интерес к истории, особенно к событиям XX в.
Изучение истории своего Отечества важная составляющая социализации личности, является условием
трансляции ценностей и традиций общества молодому поколению, выступает своеобразным
«мостом» в воспроизводстве коллективной памяти. История Великой Отечественной войны занимает
здесь особое место. Во многом это обуславливает широкий интерес к судьбам участников этой
великой войны.
Сегодня одной из важнейших задач является возвращение имен солдат и мирного населения,
чьи жизни разрушили боевые действия, оккупация, плен и эвакуация. Современные технологии
позволяют самостоятельно найти или восстановить информацию об участниках событий, рассказать
об их подвиге или трагедии.
Современный учитель истории, безусловно, должен владеть навыками работы с электронными
ресурсами сети Интернет и уметь организовать такую работу с обучающимися. Предлагаемое
учебно-методическое пособие предназначено для освоения студентами алгоритмов поиска необходимой
информации в открытых базах данных по истории Великой Отечественной войны. Оно ориентировано
на формирование у бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями) направленности история и обществознание компетенции:
способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный
подход для решения поставленных задач (УК-1).
Самым доступным инструментом поиска информации являются открытые базы данных.
Их основное преимущество перед другими инструментами поиска является их открытость и доступность,
а также отсутствие необходимости личного обращения в различные инстанции.
База данных – это упорядоченный набор структурированной информации или данных.
Для поиска в них необходимой информации, используются запросы. Базы данных, посвященные
Великой Отечественной войной, снабжены готовыми формами запросов, которые необходимо
только заполнить. Отметим, что такой подход делает доступным поиск для пользователей с минимальной
подготовкой.
В основу баз данных, посвященных Великой Отечественной войне, положены оцифрованные
архивные документы. То есть при поиске можно ознакомиться с цифровой копией документа
и узнать его выходные данные, а также скачать себе на компьютер для формирования семейного
архива.
Это источники, хранящиеся в архивах Российской Федерации. Основной массив данных
по Великой Отечественной войне сосредоточен в Центральном архиве Министерства обороны и его
филиалах, в том числе Архиве военно-медицинских документов. Большой проект по восстановлению
документов эвакуированных из Ленинграда запущен архивной службой Санкт-Петербурга.
Важной составляющей для баз данных стали материалы немецких архивов по военнопленным
и узникам концентрационных лагерей.
Исследователь во время своих поисков сможет познакомиться с большим массивом статистических
и делопроизводственных документов. В этих источниках отражены сведения о:
награжденных (наградные документы; учетные картотеки; юбилейные картотеки);
месте призыва, местах службы (документы военно-пересыльных пунктов);
погибших (донесения о безвозвратных потерях; документы госпиталей и медсанбатов; документы,
уточняющие потери; приказы об исключении из списков);
пропавших без вести (документы, уточняющие потери; приказы об исключении из списков;
документы о военнопленных);
раненных (документы госпиталей и медсанбатов);
местах захоронения (поименные списки захоронения).
До появления баз данных самым доступным источником информации об участниках Великой
Отечественной войны были Книги Памяти. Сегодня они оцифрованы и доступны в электронном
варианте на сайтах баз данных.
Учебное-методическое пособие содержательно и методически дополняет курс К.М.08.04 Источниковедение,
на котором обучающиеся знакомятся с корпусом письменных источников российской
истории, рассматривают важнейшие методологические аспекты источниковедения: понятие
исторического источника, классификацию исторических источников, основные этапы источниковедческого
анализа, историографию отечественного источниковедения. И курс К.М.01.01 История
(история России, всеобщая история), на котором обучающиеся знакомятся с основными событиями
XX в., их интерпретацией и осмыслением в научной литературе.
4
Стр.4
Структуризация материала пособия осуществлена по технологическому принципу. В нем
представлены этапы работы с базами данных. На первом этапе осуществляется подготовка к поиску.
На этом этапе необходимо систематизировать все имеющиеся данные лица, по которому будет
осуществляться поиск информации. На втором этапе даны алгоритмы работы непосредственно
с электронными базами данных. На третьем этапе показаны алгоритмы работы со справочниками
и компьютерными программами, помогающими в работе с базами данных.
5
Стр.5