Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Античная литература

0   0
АвторыПараскева Елена Владимировна, Кашкарева Алена Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц84
ID824613
АннотацияУчебно-методическое пособие выполнены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Издание содержит методические указания по изучению курса, а также подробные рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Рекомендации содержательно ориентированы на практическую сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Античная литература : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература» / Е.В. Параскева, А.П. Кашкарева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824613 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Античная_литература.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Античная_литература.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра филологического образования и журналистики Е.В. Параскева А.П. Кашкарёва Учебно-методическое пособие Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность Русский язык и литература Сургут, 2022 ~ 1 ~
Стр.1
УДК 821(3).09(078) ББК 83.3(0)32я73-9 П 18 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры Филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета 22 мая 2019 года, протокол № 9 Рецензент: Галян С.В., к.филол.н., доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Параскева, Е. В. П 18 Античная литература : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература» / Е. В. Параскева, А. П. Кашкарёва ; Департамент образования и науки ХантыМансийского Автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО СурГПУ, 2022. – 83 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие выполнены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Издание содержит методические указания по изучению курса, а также подробные рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Рекомендации содержательно ориентированы на практическую сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся. УДК 821(3).09(078) ББК 83.3(0)32я73-9 © Параскева Е.В., Кашкарева А.П., 2022 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 ~ 2 ~
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................................... 4 Методические указания по изучению раздела «Античная литература» ................................. 5 Раздел № 1. Мифология и эпос Древней Греции .............................................................................. 5 У.Э. 1.1. Античность как историко-культурный феномен: принципы, периодизация, теория мифа ............................................................................................. 6 У.Э. 1.2. Древнегреческая мифология: классификация, сюжеты и образы .............................. 7 У.Э. 1.3–1.4. Древнегреческий эпос: Гомер («Илиада», «Одиссея») и Гесиод («Труды и дни») ..................................................................................................................... 8 Раздел № 2. Жанры высокой драматической поэзии и философской прозы Древней Греции ..... 10 У.Э. 2.1. Древнегреческая лирика ................................................................................................... 10 У.Э. 2.5. Художественные и мировоззренческие особенности древнегреческой комедии. Творчество Аристофана ........................................................................ 14 У.Э. 2.6. Эллинизм в греческой литературе ................................................................................. 15 Раздел № 3. Литература Древнего Рима: от республики к «золотому веку» Августа ................... 18 У.Э. 3.1. Римская литература: мифология и римский эллинизм. Литература эпохи Республики ........................................................................................................... 18 У.Э. 3.2.–3.3. Римская литература эпохи «золотого века» Августа ........................................ 21 Раздел № 4. Жанры литературы Древнего Рима эпохи Империи .................................................... 23 У.Э. 4.1–4.2. Литература Римской Империи (I–II вв. н.э.) ......................................................... 23 У.Э. 4.3. Историческая биография в поздней античности ........................................................ 24 У.Э. 4.4. Роман Апулея «Метаморфозы» как завершение античной литературы .................. 25 Планы семинарских занятий ........................................................................................................... 26 Учебно-контрольные материалы .................................................................................................... 62 Заключение .......................................................................................................................................... 73 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ...................................... 74 Приложения ......................................................................................................................................... 65 ~ 3 ~
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Изучение «Античной литературы», входящей в дисциплину Б1.О.07.01 «История зарубежной литературы» (вариативная часть учебного плана, предметно-содержательный модуль), представляет для студентов-первокурсников немалые трудности, так как идейно-художественные свойства данной литературы не просто отделены от современного читателя глубиной веков, но и представляют совершенно иной тип культуры, иной тип сознания, во многом неясный современному человеку. Однако, особенно для специалиста-филолога, понимание динамики мирового литературного процесса, вопросов жанрового развития, вопросов поэтики и идейно-тематического наполнения художественной литературы невозможно без знания истоков европейской художественной и литературной традиции, представленной античным наследием. Курс «История зарубежной литературы» имеет практико-ориентированный характер и дает возможность освоить тот обязательный теоретический и практический минимум, который необходим для формирования у студента, чья будущая профессия связана с процессом изучения, в том числе, и словесного творчества, подлинно гуманитарного мировоззрения. В рамках раздела «Античная литература» и в процессе изучения всей «Истории зарубежной литературы» у студентов формируются профессиональные компетенции, определяющие специфику образовательной программы и являющиеся ключевыми для овладения содержанием будущей профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы. В рамках изучения данной дисциплины обучающиеся овладевают базовыми знаниями по анализу литературных процессов, что является совершенно необходимым в профессиональной деятельности учителя-словесника. Реализация заявленных задач курса закладывает прочную основу знаний по истории мировой литературы и создает предпосылки для формирования умения анализировать лирические и прозаические произведений зарубежной литературы, как на этапе прохождения практики и государственной аттестации, так и в последующей профессиональной деятельности. Цель курса – изучить основные этапы развития и наиболее значительные явления античной литературы, научиться выделять художественные особенности и динамику художественных систем и жанров в древнегреческой и древнеримской литературах. В ходе освоения курса «Античная литература» в контексте «Истории зарубежной литературы» ставятся следующие задачи: 1. Сформировать систему теоретических понятий, необходимых для восприятия античной литературы и мифологического типа сознания, художественных и идейных открытий древнегреческого эпоса. 2. Выявить основные художественные открытия классической литературы Древней Греции, а именно: пути развития лирических и драматических жанров, особенности тематики, конфликтов и художественных персонажей, получивших характер «вечных» образов и «мировых» тем. 3. Сформировать систему понятий об историко-художественных закономерностях, новаторстве и жанровой специфике литературы Древнего Рима эпохи Республики и ранней Империи. 4. Определить закономерности развития литературы римской Империи и поздней античности на разных уровнях (жанровом, проблемно-тематическом, структурно-композиционном, образном). Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции студента:  способен научить интерпретировать литературный текст для формирования мировоззренческого и духовно-нравственного компонентов структуры личности (ПК-2). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 ч.), из них:  контактная работа (лекционные, семинарские, КСР) – 44 ч.;  самостоятельная работа 62 ч.;  контроль 2 часа; дисциплина изучается во 2 семестре. Формы организации учебного процесса Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекции и семинарские занятия, на которых происходит формирование профессиональных умений студентов – будущих учителей. ~ 4 ~
Стр.4
Большая роль в рамках курса отводится самостоятельной работе. В большинстве своем самостоятельная работа тесно связана или параллельна аудиторной, т.е. дополнение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию, подготовка доклада или сообщения с последующим выступлением на семинаре и т.п. Основные формы самостоятельной работы – это анализ литературы, основной и дополнительной, составление сравнительных таблиц, схем, логических цепочек, выполнение творческих работ и т.д. Формы и виды контроля:  текущий контроль успеваемости: устные ответы на семинарском занятии, письменный контроль, письменные работы по отдельным темам (лекционным и семинарским);  рубежный контроль успеваемости: контрольная работа, коллоквиум, мини-зачет;  промежуточная аттестация – экзамен. Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации образовательных технологий, как традиционных, так и новых, направленных на развитие у обучающихся способностей к самостоятельному мышлению (анализу, интерпретации, оценке и др.), выполнению универсального учебного действия (построение понятия, проведение сравнения), творческому решению проблем, самообразованию (технология развития критического мышления, метод дискуссий и другие активные методы обучения). При проведении занятий используются различные, в том числе, интерактивные формы работы и оценочные средства: 1. Работа в группах. Этот вид занятия проводится в том случае, когда необходимо обобщить знания, провести сравнительно-сопоставительный анализ в синтагматическом и в парадигматическом аспектах. Студенты делятся на группы (2-3 группы, в зависимости от объема и сложности). В качестве итога работы студенты составляют обобщающие таблицы, формируют сравнительные характеристики по заявленной теме. 2. Дискуссия. Этот групповой вид работы предполагает коллективное обсуждение заявленной проблемы, спорных идей, мнений и совместный поиск студентами решения. Данные оценочные средства позволяют включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. 3. Коллоквиум. Средство контроля усвоения учебного материала, темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования. 4. Задачи и задания разного уровня (вариативные): а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. 5. Реферат. Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. 6. Контрольная работа. Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Самостоятельная работа. Предполагает изучение учебной, научной, справочной литературы, словарей, теоретическую и практическую подготовку к ответам на поставленные вопросы, обязательное прочтение текстов из списка произведений античной литературы, работу с читательским дневником, подготовку сообщений и презентаций, ознакомление с актуальной информацией, размещенной на различных порталах, сайтах, с целью последующего обсуждения ее на занятиях. ~ 5 ~
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ