Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц143
ID821419
АннотацияЦель настоящего учебного пособия — ознакомить студентов с основными жанрами литературной критики Бурятии: рецензией, обзором, критической статьей, литературным портретом и очерком в контексте истории бурятской литературы. В пособие вошли редкие работы не только первых бурятских критиков 1920‒1930-х годов, но и критиков и литературоведов второй половины ХХ века и начала ХХI века. Тексты литературно-критических работ предваряются теоретической частью, к ним даются вопросы и задания, рекомендации, призванные помочь студентам при изучении не только литературной критики Бурятии, но и истории бурятской литературы. Пособие адресовано студентам-филологам и педагогам, а также учителям литературы.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Преподавание филологических дисциплин (родной язык и литература, русский язык и литература), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: родной язык и литература, русский язык и литература)
ISBN978-5-9793-1834-9
УДК821.512.31-95(075.8)
ББК83.3 (2 Рос Бур)
Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии / Л.Ц. Халхарова, И.В. Булгутова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2023 .— 143 с. — ISBN 978-5-9793-1834-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/821419 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Становление_и_развитие_жанров_в_литературной_критике_Бурятии.pdf
Л. Ц. ХАЛХАРОВА И. В. БУЛГУТОВА Улан-Удэ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ 2023 Улан-Удэ 2023
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА Л. Ц. Халхарова И. В. Булгутова СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ подготовки 45.03.01 Филология. Преподавание филологических дисциплин (родной язык и литература, русский язык и литература), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: родной язык и литература, русский язык и литература) Издательство Бурятского госуниверситета 2023 Улан-Удэ 1
Стр.2
УДК 821.512.31-95(075.8) ББК 83.3 (2 Рос Бур) Х 17 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Рецензенты Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова С. В. Шойбонова кандидат филологических наук, доцент, М. Д. Данчинова Восточно-Сибирский государственный институт культуры кандидат филологических наук, доцент, Х 17 Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии : учебное пособие / Л. Ц. Халхарова, И. В. Булгутова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2023. — 142 с. ISBN 978-5-9793-1834-9 Халхарова Л. Ц. Цель настоящего учебного пособия — ознакомить студентов с основными жанрами литературной критики Бурятии: рецензией, обзором, критической статьей, литературным портретом и очерком в контексте истории бурятской литературы. В пособие вошли редкие работы не только первых бурятских критиков 1920‒1930-х годов, но и критиков и литературоведов второй половины ХХ века и начала ХХI века. Тексты литературно-критических работ предваряются теоретической частью, к ним даются вопросы и задания, рекомендации, призванные помочь студентам при изучении не только литературной критики Бурятии, но и истории бурятской литературы. Пособие адресовано студентам-филологам и педагогам, а также учителям литературы. УДК 821.512.31-95(075.8) ББК 83.3 (2 Рос Бур) ISBN 978-5-9793-1834-9 © Л. Ц. Халхарова, И. В. Булгутова, 2023 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2023 2 Бурятского государственного университета Протокол № 4 от 21 декабря 2022 г.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие «Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии» подготовлено для дисциплины «История литературной критики» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлениям 45.03.01 Филология. Преподавание филологических дисциплин (родной язык и литература, русский язык и литература), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: родной язык и литература и русский язык и литература) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования. История литературной критики — дисциплина, венчающая историко- и теоретико-литературное образование студентовфилологов и педагогов. В этом курсе собираются все необходимые понятия и представления о литературном процессе, с которыми студенты знакомились с первых дней своего филологического образования. Вникая в историю литературной критики, студенты получают и известные практические представления и навыки: опыт первичной оценки нового писательского имени, нового текста, литературного направления и течения, владение разными способами сопоставительных разборов, умение заражать других своими предпочтениями. Изучение жанров литературной критики Бурятии позволяет сформировать представление о литературной критике в ее историческом развитии, ознакомить студентов с процессом становления и развития литературно-критической мысли Бурятии, говорить о ее влиянии на развитие литературы, проследить основные закономерности и неоднозначность развития литературно-критической мысли в Бурятии. В пособии дан теоретический материал, в нем раскрываются особенности жанров литературной критики, даны тексты для анализа, к которым сформулированы вопросы и задания. 3
Стр.4
Компетенции обучающегося по направлению 45.03.01 «Филология», формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-3,1 — знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных текстов ОПК-3,2 — владеет литературоведческой терминологией; ОПК-3,3 — соотносит знания в области теории литературы с конкретным литературным материалом; ОПК-3,4 — дает историко-литературную интерпретацию прочитанного; ОПК-3,5 — определяет жанровую специфику литературных явлений; ОПК-3,6 — применяет литературные концепции к анализу литературных, литературно-критических и фольклорных текстов; ОПК-3,7 — корректно осуществляет библиографические разыскания и описания; ПК-4,1 — знает основы ведений научной дискуссии и формы устного научного высказывания; по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование». жений и концепций в области общего языкознания, теории литературы; формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-2,1 — способен демонстрировать знания основных полоПК-2,2 — способен демонстрировать знания основных полоПК-3,8 — демонстрировать знания основных текстов родной жений и концепций в области теории межкультурной коммуникации; литературы и концепций в области литературоведения. Учебное пособие «Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии» предназначено для учебных дисциплин «История литературной критики», «История родной литературы», «Фольклор и литература Бурятии» по направлениям 45.03.01 «Филология», 44.03.05 «Педагогическое образование». Жанровый подход в изучении литературной критики целесоообразен и необходим для формирования навыков написания литера4
Стр.5
турно-критических работ студентами. Для освоения жанровой структуры важно проследить и сам исторический процесс становления литературной критики как важного компонента самого литературного процесса. Бурятская литературная критика формировалась в сложное время исторических событий эпохального масштаба, когда происходит столкновение разных идеологий, формировались новые тенденции. В этих условиях происходила попытка осознать процессы в общественном, идеологическом поле через призму национальной литературы. По мнению исследователей, формирование первых основ критики можно увидеть уже в творчестве Б. Барадина в 10-е годы ХХ века, так, предисловие его книги «Отрывки из бурятской народной литературы» (Санкт-Петербург, 1910 год) содержит критико-аналитическое суждение о роли фольклора в развитии национальной культуры. Большую роль в становлении бурятской литературной критики в ХХ веке сыграла т. н. «писательская критика», так, писатели начального этапа С. Туя, Ц. Дон, М. Саридак выступили и как критики, осваивая все многообразие жанровых разновидностей литературной критики. Критика как вид профессиональной деятельности появляется тогда, когда возникают первые периодические издания. Журналы и альманахи отразили потребность читателей толковать литературные произведения, следить за современной литературой. Сфера критики – это прежде всего живая, развивающаяся и меняющаяся современность, критика первой берется за толкование современных произведений. Публицистичность, научность и художественность — важные составляющие литературной критики. Освоение этого сложного вида деятельности в литературном процессе Бурятии имеет свои периоды. Начальный этап, когда зарождается литературнокритическая мысль, отразившаяся в статьях синтетической жанровой природы, — это 20‒30-е годы ХХ века; затем период становления — 50‒60-е годы ХХ в., когда одновременно с литературоведением начинает развиваться и литературная критика, далее период 70‒80-х годов ХХ в. — период становления и развития основных жанров критики, и, начиная с 90-х годов ХХ в. по нынешнее время, 5
Стр.6
выделяется современный этап развития критики. Предлагаемая нами периодизация не является устоявшейся, но она удобна для прослеживания основных закономерностей развития литературного процесса. Критика — важный вид общественной мысли, развитие критического мышления всегда было актуальной задачей образования. Критика влияет на формирование общественного мнения, прогнозирует перспективы литературного развития и воздействует на него, определяя особенности современной литературы. 6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Тема 1. Рецензия как жанр литературной критики Смирнов И. Цветостепь. Стихи Солбонэ Туя Вопросы и задания Найдаков В. Ц. Заметки о современном романе Вопросы и задания Тема 2. Жанр литературного обзора Халхарова Л. Ц. Д.-Д. Очировай уран hайханай юртэмсэ Асуудалнууд ба даабаринууд Солбонэ Туя. О бурят-монгольском эпосе и шаманской поэзии Вопросы и задания Очирова Т. Н. Постоянство или цена устойчивости и бунта Вопросы и задания Балданов С. Ж. Бурятская литература: современное состояние, проблемы и перспективы Вопросы и задания Тема 3. Критическая статья Мунко Саридак. Мэлжэлгэ (Листки из блокнота) Вопросы и задания Чернинов Д. О бурят-монгольской советской литературе Вопросы и задания Дементьев В. Оставаться собой! (Открытое письмо Галине Раднаевой) Вопросы и задания Тема 4. Литературный портрет Солбонэ Туя. М. Саридак Вопросы и задания Вопросы и задания Халхарова Л. Ц. Ч. Цыдендамбаев: опыт литературной биографии Вопросы и задания Библиографический список 141 3 7 8 11 12 16 16 22 23 24 29 29 51 52 62 63 67 77 77 87 88 99 Дугарнимаев Ц.-А. Н. Жамсо Тумунов. Критико-биографический очерк 100 101 108 108 125 125 138 139
Стр.142

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.