Л. Ц. ХАЛХАРОВА
И. В. БУЛГУТОВА
Улан-Удэ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ
В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ
2023
Улан-Удэ
2023
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Л. Ц. Халхарова
И. В. Булгутова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ
В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ
в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
подготовки 45.03.01 Филология. Преподавание филологических дисциплин
(родной язык и литература, русский язык и литература),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки:
родной язык и литература, русский язык и литература)
Издательство Бурятского госуниверситета
2023
Улан-Удэ
1
Стр.2
УДК 821.512.31-95(075.8)
ББК 83.3 (2 Рос Бур)
Х 17
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Рецензенты
Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова
С. В. Шойбонова
кандидат филологических наук, доцент,
М. Д. Данчинова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
кандидат филологических наук, доцент,
Х 17 Становление и развитие жанров в литературной критике
Бурятии : учебное пособие / Л. Ц. Халхарова, И. В. Булгутова.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2023. — 142 с.
ISBN 978-5-9793-1834-9
Халхарова Л. Ц.
Цель настоящего учебного пособия — ознакомить студентов с основными
жанрами литературной критики Бурятии: рецензией, обзором, критической
статьей, литературным портретом и очерком в контексте истории бурятской
литературы. В пособие вошли редкие работы не только первых бурятских
критиков 1920‒1930-х годов, но и критиков и литературоведов второй половины
ХХ века и начала ХХI века. Тексты литературно-критических работ
предваряются теоретической частью, к ним даются вопросы и задания, рекомендации,
призванные помочь студентам при изучении не только литературной
критики Бурятии, но и истории бурятской литературы.
Пособие адресовано студентам-филологам и педагогам, а также учителям литературы.
УДК
821.512.31-95(075.8)
ББК 83.3 (2 Рос Бур)
ISBN 978-5-9793-1834-9
© Л. Ц. Халхарова, И. В. Булгутова, 2023
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2023
2
Бурятского государственного университета
Протокол № 4 от 21 декабря 2022 г.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие «Становление и развитие жанров в
литературной критике Бурятии» подготовлено для дисциплины
«История литературной критики» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлениям
45.03.01 Филология. Преподавание филологических дисциплин
(родной язык и литература, русский язык и литература),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки:
родной язык и литература и русский язык и литература) в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта
высшего образования.
История литературной критики — дисциплина, венчающая историко-
и теоретико-литературное образование студентовфилологов
и педагогов. В этом курсе собираются все необходимые
понятия и представления о литературном процессе, с которыми
студенты знакомились с первых дней своего филологического образования.
Вникая в историю литературной критики, студенты получают
и известные практические представления и навыки: опыт первичной
оценки нового писательского имени, нового текста, литературного
направления и течения, владение разными способами сопоставительных
разборов, умение заражать других своими предпочтениями.
Изучение
жанров литературной критики Бурятии позволяет
сформировать представление о литературной критике в ее историческом
развитии, ознакомить студентов с процессом становления и
развития литературно-критической мысли Бурятии, говорить о ее
влиянии на развитие литературы, проследить основные закономерности
и неоднозначность развития литературно-критической мысли
в Бурятии.
В пособии дан теоретический материал, в нем раскрываются
особенности жанров литературной критики, даны тексты для анализа,
к которым сформулированы вопросы и задания.
3
Стр.4
Компетенции обучающегося по направлению 45.03.01 «Филология»,
формируемые в результате освоения дисциплины:
ОПК-3,1 — знает основные положения и концепции в области
теории литературы, истории отечественной литературы (литератур)
и мировой литературы; истории литературной критики, различных
литературных и фольклорных текстов
ОПК-3,2 — владеет литературоведческой терминологией;
ОПК-3,3 — соотносит знания в области теории литературы с
конкретным литературным материалом;
ОПК-3,4 — дает историко-литературную интерпретацию прочитанного;
ОПК-3,5
— определяет жанровую специфику литературных
явлений;
ОПК-3,6 — применяет литературные концепции к анализу литературных,
литературно-критических и фольклорных текстов;
ОПК-3,7 — корректно осуществляет библиографические
разыскания и описания;
ПК-4,1 — знает основы ведений научной дискуссии и формы
устного научного высказывания;
по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование».
жений и концепций в области общего языкознания, теории литературы;
формируемые
в результате освоения дисциплины:
ПК-2,1 — способен демонстрировать знания основных полоПК-2,2
— способен демонстрировать знания основных полоПК-3,8
— демонстрировать знания основных текстов родной
жений и концепций в области теории межкультурной коммуникации;
литературы
и концепций в области литературоведения.
Учебное пособие «Становление и развитие жанров в литературной
критике Бурятии» предназначено для учебных дисциплин
«История литературной критики», «История родной литературы»,
«Фольклор и литература Бурятии» по направлениям 45.03.01 «Филология»,
44.03.05 «Педагогическое образование».
Жанровый подход в изучении литературной критики целесоообразен
и необходим для формирования навыков написания литера4
Стр.5
турно-критических работ студентами. Для освоения жанровой
структуры важно проследить и сам исторический процесс становления
литературной критики как важного компонента самого литературного
процесса.
Бурятская литературная критика формировалась в сложное
время исторических событий эпохального масштаба, когда происходит
столкновение разных идеологий, формировались новые тенденции.
В этих условиях происходила попытка осознать процессы в
общественном, идеологическом поле через призму национальной
литературы. По мнению исследователей, формирование первых основ
критики можно увидеть уже в творчестве Б. Барадина в 10-е
годы ХХ века, так, предисловие его книги «Отрывки из бурятской
народной литературы» (Санкт-Петербург, 1910 год) содержит критико-аналитическое
суждение о роли фольклора в развитии национальной
культуры.
Большую роль в становлении бурятской литературной критики
в ХХ веке сыграла т. н. «писательская критика», так, писатели
начального этапа
С. Туя, Ц. Дон, М. Саридак выступили и как
критики, осваивая все многообразие жанровых разновидностей литературной
критики.
Критика как вид профессиональной деятельности появляется
тогда, когда возникают первые периодические издания. Журналы и
альманахи отразили потребность читателей толковать литературные
произведения, следить за современной литературой. Сфера критики
– это прежде всего живая, развивающаяся и меняющаяся современность,
критика первой берется за толкование современных произведений.
Публицистичность, научность и художественность — важные
составляющие литературной критики. Освоение этого сложного
вида деятельности в литературном процессе Бурятии имеет свои
периоды. Начальный этап, когда зарождается литературнокритическая
мысль, отразившаяся в статьях синтетической жанровой
природы, — это 20‒30-е годы ХХ века; затем период становления
— 50‒60-е годы ХХ в., когда одновременно с литературоведением
начинает развиваться и литературная критика, далее период
70‒80-х годов ХХ в. — период становления и развития основных
жанров критики, и, начиная с 90-х годов ХХ в. по нынешнее время,
5
Стр.6
выделяется современный этап развития критики. Предлагаемая
нами периодизация не является устоявшейся, но она удобна для
прослеживания основных закономерностей развития литературного
процесса.
Критика — важный вид общественной мысли, развитие критического
мышления всегда было актуальной задачей образования.
Критика влияет на формирование общественного мнения, прогнозирует
перспективы литературного развития и воздействует на него,
определяя особенности современной литературы.
6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тема 1. Рецензия как жанр литературной критики
Смирнов И. Цветостепь. Стихи Солбонэ Туя
Вопросы и задания
Найдаков В. Ц. Заметки о современном романе
Вопросы и задания
Тема 2. Жанр литературного обзора
Халхарова Л. Ц. Д.-Д. Очировай уран hайханай юртэмсэ
Асуудалнууд ба даабаринууд
Солбонэ Туя. О бурят-монгольском эпосе и шаманской поэзии
Вопросы и задания
Очирова Т. Н. Постоянство или цена устойчивости и бунта
Вопросы и задания
Балданов С. Ж. Бурятская литература: современное состояние, проблемы
и перспективы
Вопросы и задания
Тема 3. Критическая статья
Мунко Саридак. Мэлжэлгэ (Листки из блокнота)
Вопросы и задания
Чернинов Д. О бурят-монгольской советской литературе
Вопросы и задания
Дементьев В. Оставаться собой! (Открытое письмо Галине Раднаевой)
Вопросы
и задания
Тема 4. Литературный портрет
Солбонэ Туя. М. Саридак
Вопросы и задания
Вопросы и задания
Халхарова Л. Ц. Ч. Цыдендамбаев: опыт литературной биографии
Вопросы и задания
Библиографический список
141
3
7
8
11
12
16
16
22
23
24
29
29
51
52
62
63
67
77
77
87
88
99
Дугарнимаев Ц.-А. Н. Жамсо Тумунов. Критико-биографический
очерк
100
101
108
108
125
125
138
139
Стр.142