УДК 372.016:811.161.1*01
ББК 74.268.1Рус я72
Б19
Б19
Бакулина Г. А.
Уроки литературного чтения в период обучения
грамоте. 1 класс. Комплексно-действенный подход :
методическое пособие с примерными разработками
уроков для учителя начальных классов общеобразовательных
организаций / Г.А. Бакулина. – М.: Издательство
ВЛАДОС, 2021. – 214 с.
ISBN 978-5-00136-177-0
В пособии представлены примерные разработки уроков литературного
чтения, проводимых в период обучения грамоте на основе
комплексно-действенного подхода, предполагающего активное
участие школьника в организации учебного процесса.
Этот подход направлен на интенсивное развитие важнейших
интеллектуальных качеств (внимания, памяти, логического мышления,
устной речи и др.) ребенка с первых дней его обучения в начальной
школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов, студентов
педвузов, родителей.
В пособии использованы в учебных целях отрывки из произведений
поэтов и писателей.
УДК 372.016:811.161.1*01
ББК 74.268.1Рус я72
ISBN 978-5-00136-177-0
© Бакулина Г.А., 2021
© ООО «Издательство ВЛАДОС, 2021
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС, 2021
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС, 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ . . . . . . . . . . . 11
Урок 1. Речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Урок 2. Слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Урок 3. Слог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Урок 4. Гласные и согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Урок 5. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение
(Обобщение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Урок 6. Звук [а] и буква А, а . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Урок 7. Звук [о] и буква О, о . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Урок 8. Звук [и] и буква И, и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Урок 9. Звук [ы] и буква ы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Урок 10. Звук [у] и буква У, у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Урок 11. Звуки [н], [н′] и буква Н, н . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Урок 12. Звуки [c], [c′] и буква С, с . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Урок 13. Звуки [к], [к′] и буква К, к . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Урок 14. Звуки [т], [т′] и буква Т, т . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Урок 15. Звуки [л], [л′] и буква Л, л . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Урок 16. Звуки [р], [р′] и буква Р, р . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Урок 17. Звуки [в], [в′] и буква В, в . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Урок 18. Буква Е и звуки, которые она обозначает . . . . . . . 89
Урок 19. Звуки [п], [п′] и буква П, п . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Урок 20. Звуки [м], [м′] и буква М, м . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Урок 21. Звуки [з], [з′] и буква З, з . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Урок 22. Звуки [б], [б′] и буква Б, б . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Урок 23. Звуки [д], [д′] и буква Д, д . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Урок 24. Буква Я и звуки, которые она обозначает . . . . . . . 121
Урок 25. Обозначение буквой я звука [а] после мягкой
согласной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Урок 26. Звуки [г], [г′] и буква Г, г . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Урок 27. Звук [ч] и буква Ч, ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Урок 28. Буква Ь как обозначение мягкости согласных . . . . . 141
Урок 29. Буква Ь в конце и в середине слова для обозначения
мягкости согласного (закрепление) . . . . . . . . . . . 146
Урок 30. Звук [ш] и буква Ш, ш . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Урок 31. Звук [ж] и буква Ж, ж . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Урок 32. Буква Ё и звуки, которые она обозначает . . . . . . . 159
Урок 33. Звук [й] и буква Й, й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Урок 34. Звук [х] и буква Х, х . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
3
Стр.4
Оглавление
Урок 35. Буква Ю и звуки, которые она обозначает . . . . . . . 174
Урок 36. Звук [ц] и буква Ц, ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Урок 37. Звук [э] и буква Э, э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Урок 38. Звук [щ] и буква щ, щ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Урок 39. Звук [ф], [ф′] и буква Ф, ф . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Урок 40. Разделительный твердый знак
и разделительный мягкий знак . . . . . . . . . . . . . 200
Урок 41. Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
1. Приемы чтения слогов и слов . . . . . . . . . . . . . . 208
2. Приемы чтения текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
4
Стр.5