ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 4 (79) 2022 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 4 (79) 2022 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных
результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные библиографические базы
данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 77-40-70 (доб. 252).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 02.11.2022 г.
Формат 70х100/16. Авт. л.: 12,74.
Печать цифровая.
Гарнитура DejaVu Serif.
Тираж 1000. Заказ № 41.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2022.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (79) 2022 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (79) 2022.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database:
RSCI, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 77-40-70 (ext. 252).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 02.11.2022
Format 70x100/16. Auth. l.: 12,74.
Digital printing.
The DejaVu Serif headset.
The circulation is 1000.
Order No. 41.
Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный педагогический университет, 2022
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (79) 2022 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аксютина З. А., Удалова Т. Ю., Мордык А. В.
Беляева А. В., Янова М. Г.
Профессиональные ценности будущих педагогов
и медиков в университетском образовании.........................................9
К определению понятия «командная работа»
(на основе опыта медицинского вуза)................................................24
Егорова Г. И., Маринова А. А.
Образовательный потенциал функциональной грамотности
в параметрах концептуальности и региональной практики............32
Завьялова М. С.
Развитие коммуникативной мотивации в процессе обучения
иностранному языку в профессиональной деятельности................45
Капустина Н. Г., Багнетова Е. М.
Циулина М. В.
Чуракова А. В.
Роль проектного обучения в подготовке
будущих учителей-дефектологов........................................................53
Формирование рефлексивно-ценностной
позиции в рамках профессионально-творческой подготовки
студентов педагогического вуза.........................................................63
Значение когнитивного компонента при формировании
универсальных компетенций будущих педагогов............................73
Смольникова Е. В., Власова В. К., Закирова В. Г.
Еговцева Н. Н.
Подготовка эффективных менеджеров в цифровой
образовательной среде вуза: основные понятия и подходы...........81
Коммуникативно- речевая игра как системообразующий фактор
коммуникативной подготовки студентов в высшей школе.............92
ПЕДАГОГИКА СПО И ДПО
Колозина И. М. , Малова Н. А. , Шрамкова О. В.
Организационно-функциональный механизм сетевого
взаимодействия учреждений СПО и ДПО
на базе системы мастерских: опыт Саратовской области..............102
Монгуш С. Р.
Феттер И. В.
Влияние профессионально-прикладной
физической подготовки на мотивацию и установку
к профессиональной деятельности обучающихся в СПО...............110
Специфика курса «Основы педагогики»
в профессиональной подготовке студентов
музыкального колледжа.....................................................................115
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (79) 2022 г.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Семенов Л. А.
Толканов К. А.
Мониторинг как определяющий фактор управления
подготовкой детей и подростков к сдаче норм ГТО.......................126
Педагогическая технология на основе
принципов здоровьесбережения как способ сохранения
контингента хоккеистов......................................................................133
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Якоб С. А.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Михайлова Н. Л., Швейд Е. Н., Повзун В. Д., Степанова Г. А., Демчук А. В.
Модель профессионального самоопределения
детей и молодёжи................................................................................145
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ……………………………………………………………………………….….157
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ……….…………………….….…… 162
Повышение компетентности педагогов ДОО в реализации
регионального компонента дошкольного образования.................138
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (79) 2022 г.
7
CONTENTS
QUESTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Aksyutina Z. A., Udalova T.Yu., Mordyk A. V.
Professional Values of Future Teachers
and Medical Men in University Education..................................................9
Belyaeva A. V., Yanova M. G.
To The Definition of the Concept of «Teamwork»
(Based on the Experience of a Medical University).................................24
Egorova G. I., Marinova A. A.
The Educational Potential of Functional Literacy in the Parameters
of Conceptuality and Regional Practice...................................................32
Zavyalova M. S.
Communicative Motivation Development while Teaching
a Foreign Language in Professional Activity.............................................45
Kapustina N. G., Bagnetova E. M.
The Role of Project- Based Learning
while Training Future Teachers- Defectologists.........................................53
Tsiulina M. V.
Churakova A. V.
Formation of a Reflexive and Valuable Position
within the Framework of Professional and Creative Training
of Students of a Pedagogical University...................................................63
The Importance of the Cognitive Component in the Formation
of Universal Competencies of Future Teachers........................................73
Smolnikova E. V., Vlasova V. K., Zakirova V. G.
Training Effective Managers in a Digital Educational Environment:
Basic Concepts and Approaches..............................................................81
Egovtseva N. N.
Communicative- Speech Game as a System- Forming Factor
of Students’ Communicative Training in Higher Education.....................92
PEDAGOGY OF SPO AND DPO
Kolozina I. M., Malova N. A., Shramkova O. V.
Organizational and Functional Mechanism of Network Interaction
of Secondary and Additional Professional Education
Institutions Based on the Workshops System:
Experience of the Saratov Region..........................................................102
Mongush S. R.
Fetter I. V.
The Influence of Professional- Applied Physical Training
on the Motivation And Attitude to Professional Activities
of Students in Secondary Vocational Education....................................110
Specifics of Mastering the «Fundamentals of Pedagogy» Course
in Vocational Training of Students of the Music College........................115
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (79) 2022 г.
QUESTIONS OF EDUCATION IN THE FIELD
OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Semenov L. A.
Tolkanov K. A.
Monitoring as a Key Determinant in Management
of Training Children and Teens for Performing GTO Stand- Ards............126
Pedagogical Technology Based on the Principles of Health Saving
as a Way to Preserve the Contingent of Hockey Players.......................133
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS
Yakob S. A.
Increasing the Competence of Preschool Teachers
in the Implementation of the Regional Component
of Preschool Education...........................................................................138
VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
Mikhailova N. L., Shveyd E. N., Povzun V. D., Stepanova G. A., Demchuk A. V.
Model of Professional Self- Determination of Children and Youth...........145
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS……… …………………………………………………..……157
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS…………………………………………162
Стр.8