ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 3 (72) 2021
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 1 (76) 2022 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 1 (76) 2022 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных
результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные библиографические базы
данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 08.04.2022 г.
Формат 70х100/16. Авт. л. 12,93.
Печать цифровая.
Гарнитура DejaVu Serif.
Тираж 1000. Заказ № 8.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2021.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 3 (72) 2021
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 1 (76) 2022 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 1 (76) 2022.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database:
RSCI, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 08.04.2022
Format 70x100/16. Auth. l. 12,93.
Digital printing.
The DejaVu Serif headset.
The circulation is 1000.
Order No. 8. Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный педагогический университет, 2021
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (76) 2022 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Лазарев В. С.
Гаврилов В. В.
Гадзина Е. В.
Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века……....9
К вопросу о развитии специальных компетенций
студентов- журналистов вуза в цифровую эпоху…………….…….……..19
Роль художественно- проектной деятельности
в формировании эстетической культуры будущих дизайнеров….….29
Мулендейкина Т. А. Исследование уровня иноязычной профессиональной
коммуникативной компетентности курсантов военного вуза…........34
Косинцева Т. Д., Яцевич О. Е., Юдашкина В. В.
Кривуть М. Л.
Опыт применения «перевернутого обучения»/ «flipped learning»
на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе…….....……..42
Коммуникативная компетентность педагога:
критериально- диагностический инструментарий………………………..50
Рочняк А. В., Чернышев Д. А.
«Самоопределение» как понятие
в современной педагогической науке……....................…………………..57
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ,
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Абашина В. В., Болдарева О. А.
Методическое сопровождение педагогов
дошкольного образования в освоении ИКТ-технологий
(на примере цифровой лаборатории «Наураша»)………………………..64
Арасланова А. А., Асланова А. Т., Бойко Н. А., Захарченко С. С.,
Кожанова Н. С., Терехова С. А.
Проектирование программы курса повышения квалификации
педагогов по формированию
и оценке функциональной грамотности обучающихся…………….…..74
Гимазов Р. М., Булатова Г. А.
Ценностный потенциал урока физической культуры..............………..84
Горбунова В. А., Зырянова С. М.
Научно- теоретические подходы к формированию готовности
педагогов дошкольной образовательной организации
к процедуре аттестации…………………..........................................……..90
Громова С. Ф.
Еремин С. В.
Особенности решения задач на игровые стратегии
средствами информационных технологий
в школьном курсе информатики…………….............................…………..99
Организация работы поискового отряда в образовательном
учреждении………………….............................................................……..113
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (76) 2022 г.
Захарченя Н. Ф. Маркетинговый подход при управлении образовательными
услугами дошкольной образовательной организации......................124
Каранец Е. М., Власенко Н. Э.
Индивидуально- дифференцированный подход
при проведении диагностики физической
подготовленности детей дошкольного возраста……………….……..135
Романовская В. Г. Обоснование эффективности воспитательной работы
с контингентом наркозависимых юношей на основе
их включения в групповую проектную деятельность
по созданию социальной рекламы.......................................................143
Сухова М. В., Королев М. А., Рубанова И. В.
Использование материалов региональной истории
в смешанном обучении...........................................................................151
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………………………………………..161
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ…….....…………………….….…….166
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (76) 2022 г.
7
CONTENTS
GENERAL ISSUES OF HIGHER EDUCATION
Lazarev V. S.
Gavrilov V. V.
Gadzina E. V.
Teacher Training Topical Issues for the School of the 21st Century..............9
On the Issue of the Development of Special Competencies
of University Journalism Students in the Digital Age.................................19
The Role of Artistic and Design Activities in the Development
of the Aesthetic Culture of Future Designers..............................................29
Mulendeikina T. A. Research of the Level of Foreign Language Professional
Communicative Competence in Military Institute Cadets`........................34
Kosintseva T. D., Yatsevich O. E., Yudashkina V. V.
Practical Usage of «Flipped Learning» Method
in Foreign Language Classes at a Non- Linguistic University………………42
Krivut M. L.
Communicative Competence of a Teacher:
Criterial- Diagnostic Instrumentation..........................................................50
Rochnyak A. V., Chernushev D. A.
«Self- Determination» as a Concept in Modern Pedagogical Science.........57
GENERAL ISSUES OF EDUCATION AND UPBRINGING IN SECONDARY
SCHOOL, PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS
Abashina V. V., Boldareva O. A.
Methodical Support of Preschool Teachers
in the Development of Ict- Technologies
(Using the Example of the Digital Laboratory «Naurasha»)......................64
Araslanova A. A., Aslanova A. T., Boyko N. A., Zakharchenko S. S.,
Kozhanova N. S., Terekhova S. A.
Projecting of the Programme of Professional Development
Course for Teachers in Formation and Assessment
of Functional Literacy of the Students........................................................74
Gimazov R. M., Bulatova G. A.
Value Potential Of The Physical Education Lesson.....................................84
Gorbunova V. A., Zyryanova S. M.
Scientific And Theoretical Approaches to Forming
the Readiness of Teachers of a Preschool Educational Organization
for the Certification Procedure....................................................................90
Gromova S. F.
Eremin S. V.
Features of Solving Problems of Game Strategies by Means
of Information Technologies in the School
Course of Computer Studies.......................................................................99
Organization of the Search Squad in an Educational Institution.............113
Zakharchenya N. F. Marketing Approach to the Management of Educational Services
of a Preschool Educational Organization..................................................124
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (76) 2022 г.
Karanets E. M., Vlasenko N. E.
Individual- Differentiated Approach in Conducting Diagnostics
of Physical Preparedness of Preschool Children.......................................135
Romanovskaya V. G. Reasoning for Educational Work with a Contingent
of Drug Addicted Young People on the Basis of Their Inclusion
in the Group Project Activity to Create Social Advertising.......................143
Sukhova M. V., Korolev M. A., Rubanova I. V.
Use of Regional History Materials in Blended Learning............................151
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS…………………………………………...……………….……161
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS…………………………………………166
Стр.8