УДК 159.947.3
ББК 88.35+88.61-8
М18
М18 Я — человек! (курс «Человековедение»: старшеклассникам
о самопознании и самовоспитании) / Л. И. Маленкова.
— Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. —
514 с.
Маленкова, Л. И.
ISBN 978-5-4499-1647-1
Материал данной книги адресован детям, но может быть
использован учителями, ведущими факультативный курс «Человековедение»,
классными руководителями и воспитателями
старшеклассников, а также родителями, помогающими своим детям
в нелегком процессе взросления.
УДК 159.947.3
ББК 88.35+88.61-8
ISBN 978-5-4499-1647-1
© Маленкова Л. И., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
О книгах Л. И. Маленковой ......................................................... 10
Введение 1 .......................................................................................... 14
Введение 2 .......................................................................................... 20
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И НАУКА О НЕМ —
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ .................................................................... 22
§ 1. Что поможет возрождению России! ...................................... 22
§ 2. Быть человеком — это... ......................................................... 29
§ 3. «Духовное развитие» — что бы это значило! ...................... 31
§ 4. Как человеку стать Человеком ............................................... 38
§ 5. Человек в зеркале наук о человеке ............................................ 43
§ 6. Как «Человековедение» поможет найти ответ
на вопрос «Я — человек, но какой?» ............................................... 46
Раздел II. Я — ЧЕЛОВЕК ............................................................... 51
§ 1. Что такое человек? .................................................................. 51
Урок 1. Человек — это... .......................................................... 51
Урок 2. Человек — существо мыслящее .............................. 53
Урок 3. Удивительное, загадочное, непознанное... .......... 56
Урок 4. Что происходит с человеком в отрочестве? ......... 59
Урок 5. Если ты — мальчик, если ты — девочка… ........... 62
§ 2. Человек и его тело .................................................................... 66
Урок 1. «Дано мне тело»... ....................................................... 66
3
Стр.4
Урок 2. Визитная карточка человека ................................... 71
Урок 3. «Жаворонок», «сова» или «аритмик»? .................. 73
Урок 4. Экстраверт — интраверт — амбаверт
(урок-практикум) ...................................................................... 75
Урок 5. Настроение и самочувствие человека.
Что такое «катарсис»? .............................................................. 79
Урок 6. Маленькие секреты большой памяти ................... 86
§ 3. Индивид — личность — индивидуальность ......................... 94
Урок 1. Человек: особь? индивид? личность?
индивидуальность? .................................................................. 94
Урок 2. Как и почему личность развивается? .................. 100
Урок 3. Что человек хочет? ................................................... 105
Урок 4. Что человек может? ................................................. 109
Урок 5. Человек и его темперамент .................................... 112
Урок 6. Человек и его характер ........................................... 116
Урок 7. Человек и его воля ................................................... 119
§ 4. Я — какой человек! ................................................................. 121
Урок 1. Каждый — индивидуальность .............................. 121
Урок 2. О загадочном в психике человека
(для самостоятельного чтения) ........................................... 123
Урок 3. С чего начинается личность?
(о пробуждении интереса к себе, своей жизни
и самовоспитанию) ................................................................. 124
Урок 4. Какой же я человек? (основы методики
самопознания и самоанализа) ............................................. 126
§ 5. Сам себе — воспитатель ....................................................... 127
Урок 1. Как себя воспитать (о средствах и приемах
самовоспитания) ..................................................................... 127
Урок 2. Как жить по своей программе ............................... 130
Раздел III. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ ................................................ 133
§ 1. Единственная и настоящая роскошь» ... ............................. 133
Урок 1. Человек среди людей Подумай: ........................... 133
4
Стр.5
Урок 2. Содержание и средства общения ......................... 136
Урок 3. Я и моя потребность в общении ........................... 142
§ 2. «Я» среди людей ...................................................................... 145
Урок 1. Человек в социальной группе ............................... 145
Урок 2. Коллектив. Ты в коллективе. Коллективизм ..... 150
Урок 3. Нужен ли я людям? .................................................. 154
Урок 4. Лидер? Звезда? Предпочитаемый?
Принятый? Изгой? ................................................................. 159
Урок 5. «Нет уз святее товарищества» (Н. В. Гоголь) ..... 162
Урок 6. Дружба как ценность. Какой я друг? .................. 163
Урок 7. Одиночество: беда? благо? ..................................... 173
Урок 8. Человек, деньги, вещи и ... другие люди ............ 179
Урок 9. Мода — «за» и «против» ......................................... 185
§ 3. Этикет — «этикетка» или «культура общения» ............ 190
Урок 1. Что такое «культура поведения»? ........................ 190
Урок 2. Этикет — «ярлык, этикетка» ................................. 195
Урок 3. По ступенькам этикета ........................................... 201
Урок 4. Человек в конфликтной ситуации ...................... 204
Урок 5. Я— кто такой? ........................................................... 207
§ 4. Когда общение — роскошь (о нравственных качествах,
определяющих успешность общения) .......................................... 217
Урок 1. Добро, доброта, добрый ......................................... 217
Урок 2. Гуманизм и гуманность .......................................... 223
Урок 3. Великодушие ............................................................. 227
Урок 4. О равнодушии и равнодушных............................ 230
Урок 5. Достоинство личности: гордость + скромность 234
Урок 6. Застенчивость: хорошо ли? Плохо ли? ............... 237
Урок 7. Эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм ............... 240
Урок 8. «Совесть, стыд — это «гнев»,
обращенный вовнутрь» (К. Маркс) .................................... 241
Урок 9. А что еще? .................................................................. 246
5
Стр.6
Раздел IV. Я И МОЯ СЕМЬЯ (этика и психология
семейной жизни) ........................................................................... 248
§ 1. Я в моей родительской семье ................................................. 248
Урок 1. Что такое семья? Зачем она человеку? ................ 248
Урок 2. Зачем человеку ... родители? ................................. 254
Урок 3. О маме и об отце ....................................................... 264
Урок 4. Извечные проблемы — отцы и дети .................... 273
Урок 5. Какой я сын? Какая я дочь? ................................... 278
§ 2. Я — будущий семьянин .......................................................... 279
Урок 1. Нужно ли готовить себя к будущей
семейной жизни? Когда и как? ............................................ 279
Урок 2. Мужественность и женственность ....................... 290
Урок 3. Любовь как высшее человеческое чувство ......... 296
Урок 4. «Про это» (Физиология и культура
интимных отношений) ......................................................... 301
Урок 5. О вечных дисгармониях и противоречиях
любви ......................................................................................... 304
Урок 6. Свадьба — всему начало... ...................................... 319
Урок 7. Как самому построить свой дом ........................... 324
Урок 8. Слагамые тепла и уюта ........................................... 329
§ 3. Семья и дети ........................................................................... 338
Урок 1. Азы семейного воспитания .................................... 338
Раздел V. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ .... 350
§ 1. Человек, его жизнь и философия жизни ............................... 350
Урок 1. Человек — и его мировоззрение........................... 350
Урок 2. Размышляя о... дураках ........................................... 352
Урок 3. Что значит «философское»
осмысление жизни? ................................................................ 358
Урок 4. Жизнь — это ... .......................................................... 365
Урок 5. В чем смысл жизни? ................................................. 369
Урок 6. Как стать счастливым? ............................................ 373
Урок 7. Как жить, когда трудно? ......................................... 379
6
Стр.7
§ 2. Человек в мире парадоксов ..................................................... 382
Урок 1. Жизнь полна парадоксов... .................................... 382
Урок 2. Как разрешать парадоксы? .................................... 387
Урок 3. Две стороны магнита, или о «пользе»
и «вреде» одних и тех же явлений. ..................................... 390
Урок 4. Мы знаем, время растяжимо ................................. 395
Урок 5. Научно-технический прогресс,
цивилизация и человек (самодискуссия
с позиций оптимиста и пессимиста) .................................. 398
§ 3. Явления жизни — вокруг ....................................................... 403
Урок 1. Социальная сущность человека ........................... 403
Урок 2. Человек и экономика .............................................. 407
Урок 3. Человек и его дело ................................................... 407
Урок 4. Ты и твой досуг ......................................................... 413
Урок 5. Человек и искусство ................................................. 414
Урок 6. Зачем человеку музыка? Какая музыка ему
нужна? ....................................................................................... 418
Урок 7. Сын (дочь) своей нации .......................................... 425
§ 4. «... не поле перейти» (о трудностях и невзгодах жизни) ... 426
Урок 1. Человек, его здоровье и болезни .......................... 426
Урок 2. «Безобразное» в природе и жизни человека ..... 434
Урок 3. В мире соблазнов ...................................................... 439
Урок 4. Человек и его ошибки ............................................. 444
Урок 5. Вредные привычки или болезни? ........................ 446
Урок 6. Есть ли у меня ... враги? .......................................... 448
Урок 7. «С кем поведешься...» Какой выбор сделаешь? 452
Урок 8. Человек и его судьба ............................................... 454
§ 5. Человек в экстремальных условиях ...................................... 457
Урок 1. Что такое — экстремальная ситуация? ............... 457
Урок 2. Мысли, навеянные практикой жизни ................. 461
Урок 3. Если случилась беда... ............................................. 466
7
Стр.8
§ 6. Сам себя воспитать должен! ................................................. 470
Урок 1. «Научитесь приставать к себе»
(А. С. Макаренко).................................................................... 470
Урок 2. Как себя воспитать? ................................................. 472
ЛИРИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ................................................. 481
Юные поэты о себе и о жизни ...................................................... 481
Взрослые — о себе и о жизни ......................................................... 491
Стихи СКЛЯРОВА Ю. А. ........................................................ 491
Стихи КАРПЕНКО П. С. ......................................................... 497
Стихи ГАФТ В. И. .................................................................... 508
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ........................................................... 513
Стр.9