Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Управление человеческими ресурсами : учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторБогомолова Татьяна Павловна
АвторыПонуждаев Эдуард Александрович
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц419
ID811101
Аннотация«Человек — мера всех вещей», «Человек — это звучит гордо», «Кадры решают всё», «Люди — главная ценность компании»... В разные эпохи лучшие представители человечества высказали немало конструктивных идей, призванных способствовать общему прогрессу социума и гармоничному развитию личности. Между тем, проблемы, связанные с раскрытием и реализацией человеческого потенциала, до сих пор не решены... Целью настоящего учебного пособия является формирование и развитие у студентов программ бакалавриата компетенций, позволяющих эффективно решать управленческие задачи на основе «сплава» фундаментальной теории HR-менеджмента и передового опыта российских и зарубежных организаций. Книга также может быть использована в процессе обучения слушателей на соответствующих магистерских программах и программах дополнительного профессионального образования.
ISBN978-5-4475-9883-9
УДК331.108.26
ББК65.291.21я73
Богомолова, Т. П. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Э. А. Понуждаев; Т. П. Богомолова .— Москва : Директ-Медиа, 2019 .— 419 с. — ISBN 978-5-4475-9883-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/811101 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Управление_человеческими_ресурсами__учебное_пособие_(курс_лекций,_проблемно-тематический_курс,_тесты_и_практико-ориентированные_задания).pdf
УДК 331.108.26 ББК 65.291.21я73 Б74 Рецензенты: (Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации); Карпенкова Т. В. — доктор исторических наук, профессор Шевченко Б. И. — доктор экономических наук, профессор (Российский государственный гуманитарный университет). Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учёным советом ИМЭС (протокол №3 от 25.10.2018 года) Б74 Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т. П. Богомолова, Э. А. Понуждаев. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 418 с. Богомолова, Т. П. ISBN 978-5-4475-9883-9 «Человек — мера всех вещей», «Человек — это звучит гордо», «Кадры решают всё», «Люди — главная ценность компании»… В разные эпохи лучшие представители человечества высказали немало конструктивных идей, призванных способствовать общему прогрессу социума и гармоничному развитию личности. Между тем, проблемы, связанные с раскрытием и реализацией человеческого потенциала, до сих пор не решены… Целью настоящего учебного пособия является формирование и развитие у студентов программ бакалавриата компетенций, позволяющих эффективно решать управленческие задачи на основе «сплава» фундаментальной теории HR-менеджмента и передового опыта российских и зарубежных организаций. Книга также может быть использована в процессе обучения слушателей на соответствующих магистерских программах и программах дополнительного профессионального образования. Для студентов бакалаврита, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» Текст приводится в авторской редакции. УДК 331.108.26 ББК 65.291.21я73 ISBN 978-5-4475-9883-9 © Богомолова Т. П., Понуждаев Э. А., текст, 2019 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................................... 7 Введение ............................................................................................................................................................... 8 Часть первая Курс лекций ...................................................................................................................... 14 Раздел I Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента) .......................................................................................................... 14 Глава 1 Кадры, персонал и ресурсы человека как объекты управления .......... 14 1.1 Предмет и базовые понятия (тезаурус) учебной дисциплины ................ 14 1.2 Феноменология человека: генетико-субъектно-функциональный подход ........................................................ 19 Глава 2 Культурно-исторические, мировоззренческие и методологические предпосылки формирования и развития HR-менеджмента ........................................................................................................ 22 2.1 Основные этапы культурно-исторической эволюции человека ............ 22 2.2 Мировоззренческие предпосылки управления человеком ....................... 27 2.3 Методологические основы HR-менеджмента: американский и западноевропейский опыт (от Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера до Г. Минцберга, Г. Хофстеде, Р. Кийосаки) .................................................................. 31 2.4 Методологические основы HR-менеджмента: азиатский опыт (от К. Мацуситы и А. Мориты до Ли Куан Ю и Джека Ма) ................................... 79 Глава 3 Система законов, принципов и методов управления ................................ 101 3.1 Понятие закона управления. Подсистема законов управления ............ 102 3.2 Понятие принципа управления. Подсистема принципов управления ..................................................................................................................................... 105 3.3 Понятие метода управления. Подсистема методов управления .......... 117 Раздел II Специфика HR-менеджмента в условиях рынка............................................ 119 Глава 4 Система управления человеческими ресурсами: сущность, элементы, механизмы функционирования ............................................... 119 4.1 Понятие системы и сущность организации ....................................................... 119 4.2 Особенности функционирования социальных систем (организаций) ............................................................................................................................... 122 4.3 Основные элементы системы управления организацией ........................ 123 4.4 Структуры и персонал в системе управления организацией ................. 124 4.5 Базовые стили управления и индивидуальный стиль менеджера ..... 127 Глава 5 Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами .............................. 129 5.1 Основные функции и задачи HR-менеджеров .................................................. 129 5.2 Сущность и особенности информационного обеспечения СУЧР .......... 136 3
Стр.4
5.3 Сущность и особенности организационно-технического обеспечения СУЧР ...................................................................................................................... 140 5.4 Сущность и особенности правового обеспечения СУЧР ............................ 143 Глава 6 Кадровый потенциал и кадровая политика организации ..................... 152 6.1 Потенциал и внутрифирменная политика организации: общая характеристика ............................................................................................................ 152 6.2 Сущность и содержание кадровой политики организации .................... 154 6.3 Основные стратегии управления персоналом организации .................. 155 Раздел III Технологии HR-менеджмента в организации ............................................... 162 Глава 7 Планирование и рекрутинг персонала .............................................................. 162 7.1 Планирование персонала в организации: общие подходы ..................... 162 7.2 Отбор персонала ................................................................................................................. 168 7.3 Особенности подбора и расстановки кадров .................................................... 170 7.4 Кадровые проблемы российского футбола: любительская заметка о спортивном профессионализме ................................................................ 171 Глава 8 Профориентация, социализация и адаптация персонала ...................... 176 8.1 Сущность и специфика профессиональной ориентации .......................... 176 8.2 Диалектика процессов социализации и адаптации персонала ............. 178 8.3 Основные факторы дифференциации персонала .......................................... 179 8.4 Тинькофф Банк: рекрутинг по-русски, инструкция по применению ........................................................................................................................... 182 Глава 9 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и деловая карьера персонала ..................................................................................................... 184 9.1 Профессиональное обучение как фактор развития персонала ............ 184 9.2 Виды профессионального обучения и деловая карьера персонала ... 188 9.3 Диалектика организационных форм обучения персонала ...................... 189 9.4 Концепция интенсивного обучения А. А. Золотарёва — И. Я. Лернера ...................................................................................... 190 9.5 Как обучают блогеры? Наблюдения и личное впечатление о западных и российских «звёздах YouTube» ........................................................... 197 Глава 10 Стимулирование и мотивация персонала ..................................................... 199 10.1 Сущность и специфика стимулирования и мотивации персонала ........................................................................................................................................ 200 10.2 Содержательные теории (концепции) мотивации .................................... 203 10.3 Иерархия потребностей человека: новый подход ...................................... 208 10.4 Процессуальные теории (концепции) мотивации ..................................... 212 10.5 Программы стимулирования профессиональной деятельности ...... 219 10.6 Почему россияне любят сказки и как устроены фирмы-однодневки (на примере финансовой пирамиды или ОАО «Гарант-Инвест») .................................................................................................. 221 4
Стр.5
Глава 11 Деловая оценка персонала и эффективность HR-менеджмента ................................................................................................................................ 229 11.1 Деловая оценка персонала: общая характеристика ................................... 229 11.2 Диалектика современных систем оплаты труда .......................................... 230 11.3 Эффективность управления и оценка управленческого труда .......... 233 11.4 Загадочные KPI & BSC, TPS, etc: просто о сложном ...................................... 239 11.5 Тейлор, Шмидт и … KPI ................................................................................................. 251 11.6 «Золотые страницы»: лучшие примеры внедрения BSC (ССП) ........... 253 Глава 12 Этика и психология делового общения ........................................................... 256 12.1 Феноменология делового общения ...................................................................... 256 12.2 Сущность и специфика делового имиджа: биологический, эстетический и этический компоненты ...................................................................... 262 12.3 Культура деловой речи ................................................................................................ 274 12.4 Основные формы делового общения .................................................................. 286 12.4.2 Организация .............................................................................................................................. 288 12.5 Основы стратегии, тактики и техники делового общения .................... 301 12.6. Татьяна Фаундер: «Рецепт от выгорания? Смените профессию!» .............................................................................................................. 308 Глава 13 Управление конфликтами в организации (основы конфликтологии) ........................................................................................................... 312 13.1 Сущность и структура конфликта ......................................................................... 312 13.2 Классификация конфликтов ..................................................................................... 315 13.3 Причины возникновения конфликтов ............................................................... 318 13.4 Предупреждение и разрешение конфликтов ................................................. 318 13.5 Основы коррекции и профилактики конфликтных ситуаций (на примере гендерных конфликтов) ........................................................................... 326 13.6 Внимание, конфликт: как независимые АЗС потеряли треть клиентов из-за роста цен на топливо ............................................................................ 328 Глава 14 Современные тенденции и перспективы развития HR-менеджмента ................................................................................................................................ 335 14.1 Тенденции, характеризующие ожидания работников ............................ 336 14.2 Тенденции, характеризующие цели и ожидания работодателей .............................................................................................................................. 338 14.3 Тенденции, характеризующие систему УЧР в организациях ............... 340 14.4 Перспективы развития HR-менеджмента: гиг-экономика или классическая традиция? ............................................................................................... 341 14.5 ИМЭС: территория единства классики и модерна ...................................... 349 Часть вторая Проблемно-тематический курс (практикум) ............................................ 355 Тема 1 Кадры, персонал и ресурсы человека как объекты управления .............. 356 5
Стр.6
Тема 2 Культурно-исторические, мировоззренческие и методологические предпосылки формирования и развития HR-менеджмента .................................................................................................................................... 357 Тема 3 Система законов, принципов и методов управления ..................................... 361 Тема 4 Система управления человеческими ресурсами: сущность, элементы, механизм функционирования .............................................................................. 362 Тема 5 Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами ............................................................... 363 Тема 6 Кадровый потенциал и кадровая политика организации........................... 363 Тема 7 Планирование и рекрутинг персонала .................................................................... 364 Тема 8 Профессиональная ориентация, социализация и адаптация персонала .................................................................................................................................................... 365 Тема 9 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и деловая карьера персонала ......................................................................................................... 366 Тема 10 Стимулирование и мотивация персонала ........................................................... 366 Тема 11 Деловая оценка персонала и эффективность HR-менеджмента ........... 367 Тема 12 Этика и психология деловых отношений ............................................................ 368 Тема 13 Управление конфликтами в организации (основы конфликтологии) ............................................................................................................... 369 Тема 14 Современные тенденции и перспективы развития HR-менеджмента .................................................................................................................................... 370 Часть третья Тесты и практико-ориентированные задания ......................................... 373 Итоговый тест по дисциплине ...................................................................................................... 373 Практико-ориентированные задания ...................................................................................... 388 Заключение ................................................................................................................................................... 400 Библиография .............................................................................................................................................. 402
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ