УДК 331.108.26
ББК 65.291.21я73
Б74
Рецензенты:
(Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации);
Карпенкова Т. В. — доктор исторических наук, профессор
Шевченко Б. И. — доктор экономических наук, профессор (Российский
государственный гуманитарный университет).
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учёным советом ИМЭС
(протокол №3 от 25.10.2018 года)
Б74 Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций,
проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные
задания) / Т. П. Богомолова, Э. А. Понуждаев. — Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2019. — 418 с.
Богомолова, Т. П.
ISBN 978-5-4475-9883-9
«Человек — мера всех вещей», «Человек — это звучит гордо», «Кадры решают
всё», «Люди — главная ценность компании»… В разные эпохи лучшие представители
человечества высказали немало конструктивных идей, призванных способствовать
общему прогрессу социума и гармоничному развитию личности. Между тем, проблемы,
связанные с раскрытием и реализацией человеческого потенциала, до сих пор не
решены…
Целью настоящего учебного пособия является формирование и развитие у студентов
программ бакалавриата компетенций, позволяющих эффективно решать
управленческие задачи на основе «сплава» фундаментальной теории HR-менеджмента
и передового опыта российских и зарубежных организаций.
Книга также может быть использована в процессе обучения слушателей на соответствующих
магистерских программах и программах дополнительного профессионального
образования.
Для студентов бакалаврита, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01
«Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»
Текст приводится в авторской редакции.
УДК 331.108.26
ББК 65.291.21я73
ISBN 978-5-4475-9883-9
© Богомолова Т. П., Понуждаев Э. А., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ....................................................................................................................................................... 7
Введение ............................................................................................................................................................... 8
Часть первая Курс лекций ...................................................................................................................... 14
Раздел I Теоретико-методологические основы управления человеческими
ресурсами (HR-менеджмента) .......................................................................................................... 14
Глава 1 Кадры, персонал и ресурсы человека как объекты управления .......... 14
1.1 Предмет и базовые понятия (тезаурус) учебной дисциплины ................ 14
1.2 Феноменология человека:
генетико-субъектно-функциональный подход ........................................................ 19
Глава 2 Культурно-исторические, мировоззренческие
и методологические предпосылки формирования
и развития HR-менеджмента ........................................................................................................ 22
2.1 Основные этапы культурно-исторической эволюции человека ............ 22
2.2 Мировоззренческие предпосылки управления человеком ....................... 27
2.3 Методологические основы HR-менеджмента: американский
и западноевропейский опыт (от Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера
до Г. Минцберга, Г. Хофстеде, Р. Кийосаки) .................................................................. 31
2.4 Методологические основы HR-менеджмента: азиатский опыт
(от К. Мацуситы и А. Мориты до Ли Куан Ю и Джека Ма) ................................... 79
Глава 3 Система законов, принципов и методов управления ................................ 101
3.1 Понятие закона управления. Подсистема законов управления ............ 102
3.2 Понятие принципа управления. Подсистема принципов
управления ..................................................................................................................................... 105
3.3 Понятие метода управления. Подсистема методов управления .......... 117
Раздел II Специфика HR-менеджмента в условиях рынка............................................ 119
Глава 4 Система управления человеческими ресурсами:
сущность, элементы, механизмы функционирования ............................................... 119
4.1 Понятие системы и сущность организации ....................................................... 119
4.2 Особенности функционирования социальных систем
(организаций) ............................................................................................................................... 122
4.3 Основные элементы системы управления организацией ........................ 123
4.4 Структуры и персонал в системе управления организацией ................. 124
4.5 Базовые стили управления и индивидуальный стиль менеджера ..... 127
Глава 5 Кадровое, информационно-техническое и правовое
обеспечение системы управления человеческими ресурсами .............................. 129
5.1 Основные функции и задачи HR-менеджеров .................................................. 129
5.2 Сущность и особенности информационного обеспечения СУЧР .......... 136
3
Стр.4
5.3 Сущность и особенности организационно-технического
обеспечения СУЧР ...................................................................................................................... 140
5.4 Сущность и особенности правового обеспечения СУЧР ............................ 143
Глава 6 Кадровый потенциал и кадровая политика организации ..................... 152
6.1 Потенциал и внутрифирменная политика организации:
общая характеристика ............................................................................................................ 152
6.2 Сущность и содержание кадровой политики организации .................... 154
6.3 Основные стратегии управления персоналом организации .................. 155
Раздел III Технологии HR-менеджмента в организации ............................................... 162
Глава 7 Планирование и рекрутинг персонала .............................................................. 162
7.1 Планирование персонала в организации: общие подходы ..................... 162
7.2 Отбор персонала ................................................................................................................. 168
7.3 Особенности подбора и расстановки кадров .................................................... 170
7.4 Кадровые проблемы российского футбола: любительская
заметка о спортивном профессионализме ................................................................ 171
Глава 8 Профориентация, социализация и адаптация персонала ...................... 176
8.1 Сущность и специфика профессиональной ориентации .......................... 176
8.2 Диалектика процессов социализации и адаптации персонала ............. 178
8.3 Основные факторы дифференциации персонала .......................................... 179
8.4 Тинькофф Банк: рекрутинг по-русски, инструкция
по применению ........................................................................................................................... 182
Глава 9 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации
и деловая карьера персонала ..................................................................................................... 184
9.1 Профессиональное обучение как фактор развития персонала ............ 184
9.2 Виды профессионального обучения и деловая карьера персонала ... 188
9.3 Диалектика организационных форм обучения персонала ...................... 189
9.4 Концепция интенсивного обучения
А. А. Золотарёва — И. Я. Лернера ...................................................................................... 190
9.5 Как обучают блогеры? Наблюдения и личное впечатление
о западных и российских «звёздах YouTube» ........................................................... 197
Глава 10 Стимулирование и мотивация персонала ..................................................... 199
10.1 Сущность и специфика стимулирования и мотивации
персонала ........................................................................................................................................ 200
10.2 Содержательные теории (концепции) мотивации .................................... 203
10.3 Иерархия потребностей человека: новый подход ...................................... 208
10.4 Процессуальные теории (концепции) мотивации ..................................... 212
10.5 Программы стимулирования профессиональной деятельности ...... 219
10.6 Почему россияне любят сказки и как устроены
фирмы-однодневки (на примере финансовой пирамиды
или ОАО «Гарант-Инвест») .................................................................................................. 221
4
Стр.5
Глава 11 Деловая оценка персонала и эффективность
HR-менеджмента ................................................................................................................................ 229
11.1 Деловая оценка персонала: общая характеристика ................................... 229
11.2 Диалектика современных систем оплаты труда .......................................... 230
11.3 Эффективность управления и оценка управленческого труда .......... 233
11.4 Загадочные KPI & BSC, TPS, etc: просто о сложном ...................................... 239
11.5 Тейлор, Шмидт и … KPI ................................................................................................. 251
11.6 «Золотые страницы»: лучшие примеры внедрения BSC (ССП) ........... 253
Глава 12 Этика и психология делового общения ........................................................... 256
12.1 Феноменология делового общения ...................................................................... 256
12.2 Сущность и специфика делового имиджа: биологический,
эстетический и этический компоненты ...................................................................... 262
12.3 Культура деловой речи ................................................................................................ 274
12.4 Основные формы делового общения .................................................................. 286
12.4.2 Организация .............................................................................................................................. 288
12.5 Основы стратегии, тактики и техники делового общения .................... 301
12.6. Татьяна Фаундер: «Рецепт от выгорания?
Смените профессию!» .............................................................................................................. 308
Глава 13 Управление конфликтами в организации
(основы конфликтологии) ........................................................................................................... 312
13.1 Сущность и структура конфликта ......................................................................... 312
13.2 Классификация конфликтов ..................................................................................... 315
13.3 Причины возникновения конфликтов ............................................................... 318
13.4 Предупреждение и разрешение конфликтов ................................................. 318
13.5 Основы коррекции и профилактики конфликтных ситуаций
(на примере гендерных конфликтов) ........................................................................... 326
13.6 Внимание, конфликт: как независимые АЗС потеряли треть
клиентов из-за роста цен на топливо ............................................................................ 328
Глава 14 Современные тенденции и перспективы развития
HR-менеджмента ................................................................................................................................ 335
14.1 Тенденции, характеризующие ожидания работников ............................ 336
14.2 Тенденции, характеризующие цели и ожидания
работодателей .............................................................................................................................. 338
14.3 Тенденции, характеризующие систему УЧР в организациях ............... 340
14.4 Перспективы развития HR-менеджмента: гиг-экономика
или классическая традиция? ............................................................................................... 341
14.5 ИМЭС: территория единства классики и модерна ...................................... 349
Часть вторая Проблемно-тематический курс (практикум) ............................................ 355
Тема 1 Кадры, персонал и ресурсы человека как объекты управления .............. 356
5
Стр.6
Тема 2 Культурно-исторические, мировоззренческие
и методологические предпосылки формирования и развития
HR-менеджмента .................................................................................................................................... 357
Тема 3 Система законов, принципов и методов управления ..................................... 361
Тема 4 Система управления человеческими ресурсами: сущность,
элементы, механизм функционирования .............................................................................. 362
Тема 5 Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение
системы управления человеческими ресурсами ............................................................... 363
Тема 6 Кадровый потенциал и кадровая политика организации........................... 363
Тема 7 Планирование и рекрутинг персонала .................................................................... 364
Тема 8 Профессиональная ориентация, социализация и адаптация
персонала .................................................................................................................................................... 365
Тема 9 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации
и деловая карьера персонала ......................................................................................................... 366
Тема 10 Стимулирование и мотивация персонала ........................................................... 366
Тема 11 Деловая оценка персонала и эффективность HR-менеджмента ........... 367
Тема 12 Этика и психология деловых отношений ............................................................ 368
Тема 13 Управление конфликтами в организации
(основы конфликтологии) ............................................................................................................... 369
Тема 14 Современные тенденции и перспективы развития
HR-менеджмента .................................................................................................................................... 370
Часть третья Тесты и практико-ориентированные задания ......................................... 373
Итоговый тест по дисциплине ...................................................................................................... 373
Практико-ориентированные задания ...................................................................................... 388
Заключение ................................................................................................................................................... 400
Библиография .............................................................................................................................................. 402
Стр.7