Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Управление организационными изменениями (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) : учебное пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторМедведев Виктор Петрович
АвторыПонуждаев Эдуард Александрович, Понуждаева Маргарита Эдуардовна
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц458
ID811086
Аннотация«Изменяетесь быстро или умрите медленно», — эта яркая и глубокая мысль-альтернатива Ицхака Адизеса должна быть не только безотлагательно осознана на личностном и организационном уровнях, но, что не менее важно, воспринята как руководство к действию. Современный мир полон изменений — масштабных, динамичных, разноплановых и зачастую непредсказуемых. Сосуществование наций, народов, социальных общностей, групп и индивидов, а также глобальных корпораций, фирм среднего и малого бизнеса в условиях жёсткой конкуренции и стремление этих «игроков» стать успешными, эффективными на фоне небывалой турбулентности внешней среды порождают новые проблемы и задачи в области управления. Управление изменениями (Change management) — сравнительно молодая отрасль науки, в которой гармонично соединены теоретико-методологические основы менеджмента и прикладные инструменты организационных преобразований. По этой причине знания, умения и навыки в данной сфере актуальны не только в рамках подготовки академических бакалавров и магистров. Они также необходимы и уже состоявшимся, «продвинутым» управленцам.
ISBN978-5-4499-1455-2
УДК65.015(075)
ББК65.291.218я73
Медведев, В. П. Управление организационными изменениями (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) : учебное пособие / Э. А. Понуждаев, М. Э. Понуждаева; В. П. Медведев .— Москва : Директ-Медиа, 2020 .— 458 с. — ISBN 978-5-4499-1455-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/811086 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Управление_организационными_изменениями_(курс_лекций,_практикум,_консультационный_курс,_тесты)__учебное_пособие.pdf
УДК 65.015(075) ББК 65.291.218я73 П56 Рецензенты: (Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)) (Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева) Лысаков Н. Д., доктор психологических наук, профессор Гавриленко Н. И., доктор экономических наук, профессор Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учёным советом ИМЭС (протокол № 3 от 31.10.2019 года) П65 Понуждаев, Э. А. Управление организационными изменениями : учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. П. Медведев, М. Э. Понуждаева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 457 с. ISBN 978-5-4499-1455-2 «Изменяетесь быстро или умрите медленно», — эта яркая и глубокая мысльальтернатива Ицхака Адизеса должна быть не только безотлагательно осознана на личностном и организационном уровнях, но, что не менее важно, воспринята как руководство к действию. Современный мир полон изменений — масштабных, динамичных, разноплановых и зачастую непредсказуемых. Сосуществование наций, народов, социальных общностей, групп и индивидов, а также глобальных корпораций, фирм среднего и малого бизнеса в условиях жёсткой конкуренции и стремление этих «игроков» стать успешными, эффективными на фоне небывалой турбулентности внешней среды порождают новые проблемы и задачи в области управления. Управление изменениями (Change management) — сравнительно молодая отрасль науки, в которой гармонично соединены теоретико-методологические основы менеджмента и прикладные инструменты организационных преобразований. По этой причине знания, умения и навыки в данной сфере актуальны не только в рамках подготовки академических бакалавров и магистров. Они также необходимы и уже состоявшимся, «продвинутым» управленцам. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент». Текст приводится в авторской редакции. УДК 65.015(075) ББК 65.291.218я73 ISBN 978-5-4499-1455-2 © Понуждаев Э. А., Медведев В. П., Понуждаева М. Э., текст, 2020 © Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ОБ АВТОРАХ ........................................................................................................................................................ 7 ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................................. 9 ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................................... 10 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................ 14 Глава 1. Законы организации и предпосылки изменений ............................................. 14 1.1. Внешняя и внутренняя среда организации как источник изменений ...... 14 1.2. Базовые понятия (тезаурус) учебной дисциплины ............................................... 18 1.3. Законы организации — теоретико-методологический фундамент управления организационными изменениями ................................................................ 20 1.4. Жизненный цикл организации. Основные модели ЖЦО ................................... 23 1.5. Из книги А. А. Богданова «Тектология…» ..................................................................... 33 1.6. Российская «Трансаэро» и европейский Airbus 380 — «кометы-неудачники» авиационной отрасли .................................................................... 35 Вопросы для самоконтроля и саморазвития ...................................................................... 50 Глава 2. Многомерность организационных изменений и принципы управления изменениями ..................................................................................... 52 2.1. Понятие и общая методология организационных изменений ....................... 52 2.2. Классификация организационных изменений ......................................................... 55 2.3. Сопротивление изменениям в организации: основные причины и способы преодоления .................................................................................................................... 56 2.4. Принципы организации и управление изменениями .......................................... 58 2.5. Из книги И. Адизеса «Управляя изменениями…» .................................................... 63 2.6. Ford Motor vs АВТОВАЗ: немного истории и современность............................ 66 Вопросы для самоконтроля и саморазвития ...................................................................... 76 Глава 3. Концептуальные идеи и модели организационных изменений ............. 78 3.1. Модель управления изменениями К. Левина ............................................................ 78 3.2. Модель управления изменениями Л. Грейнера ....................................................... 79 3.3. Концепция организационных изменений М. Бира и Н. Нориа ........................ 80 3.4. Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли ................................... 82 3.5. «Кривая перемен» Дж. Дак ..................................................................................................... 84 3.6. «Формула изменений» Р. Бекхарда и Д. Глейчера ................................................... 86 3.7. Современный управленческий консалтинг: некоторые идеи и школы ................................................................................................................ 86 3.8. Из книги А. И. Пригожина «Дезорганизация…» ........................................................ 91 3.9. LE FREEPORT: швейцарская точность, сингапурская безопасность ............ 98 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 101 3
Стр.4
Глава 4. Инструментарий организационных изменений ............................................. 104 4.1. Методы, подходы и субъекты ОИ .................................................................................... 104 4.2. Концепция «обучающейся организации» П. Сенге .............................................. 111 4.3. Концепция интенсивного обучения А. А. Золотарёва — И. Я. Лернера ......................................................................................................................................... 116 4.4. Бенчмаркинг и концепция «шесть сигм» ................................................................... 122 4.5. Из книги Г. Минцберга «Действуй эффективно!..» ............................................... 134 4.6. Почему USD, EUR, etc. являются мировыми бенчмарками, а RUB нет? ............................................................................................................................................... 136 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 142 Глава 5. Проектирование организационных структур и реструктуризация ............................................................................................................................. 145 5.1. Типовые организационно-управленческие структуры: основные элементы, сильные и слабые стороны, тенденции развития ........ 145 5.2. «Положение об организационной структуре компании» и должностные инструкции персонала ............................................................................... 154 5.3. Стратегии развития и управленческие структуры организаций ............... 156 5.4. Реструктуризация: сущность, специфика, основные этапы и направления реализации ......................................................................................................... 156 5.5. Из книги Р. Л. Дафта «Уроки лидерства» .................................................................... 158 5.6. ПАО «Северсталь»: несколько штрихов к портрету владельца ................... 160 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 165 Глава 6. Реинжиниринг бизнес-процессов ............................................................................ 168 6.1. Бизнес-процессы: сущность, содержание, специфика инжиниринга и реинжиниринга .............................................................................................................................. 169 6.2. Реинжиниринг: основные этапы и механизмы внедрения процессного подхода в организациях ................................................................................... 173 6.3. Системы показателей для управления бизнес-процессами (на примере Tableau de Bord) ..................................................................................................... 177 6.4. Из книги М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпорации» ............. 182 6.5. «Золотые страницы»: лучшие примеры внедрения BSC (ССП) .................... 187 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 191 Глава 7. Продукт (качество) как объект изменений ....................................................... 195 7.1. Товар, торговая марка (бренд) и ребрендинг: общая характеристика ................................................................................................................... 195 7.2. Концепция marketing-mix: базовая и расширенная версии ............................ 203 7.3. Менеджмент качества: генезис, этапы развития и концепции ................... 206 7.4. Стандарты ISO серии 9000 — универсальный инструмент 4
Стр.5
организационных изменений .................................................................................................... 208 7.5. Из книги Г. Бехара «Дело не в кофе…» .......................................................................... 209 7.6. Продукты Apple: кто-то однозначно «За», кто-то — «Против»! Почему? ............................................................................................................................. 211 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 218 Глава 8. Организационная (корпоративная) культура как объект изменений ........................................................................................................................ 220 8.1. Организационная (корпоративная) культура как система ............................ 220 8.2. Основные концепции совершенствования оргкультуры компании ........ 224 8.3. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление. Концепции организационной культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса .................................................................................................. 227 8.4. Из статьи Г. Хофстеде «Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context» (2011) .................................................................................... 233 8.5. McDonald’s: просто, но всерьёз и надолго ................................................................... 235 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 244 Глава 9. Международный опыт управления изменениями: страны БРИКС ........................................................................................................................................... 246 9.1. История БРИКС: итоги десятилетия и перспективы развития .................... 246 9.2. Некоторые особенности политики, экономики и управления в странах БРИКС (на примере Индии, Китая, России) ................ 251 9.3. Из наследия великой китайской «троицы»: Мао — Дэн — Си ...................... 256 9.4. Embraer и Tata Motors — лидеры второго эшелона или более того?! .................................................................................................................................. 262 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 272 Глава 10. Международный опыт управления изменениями: СНГ ........................... 274 10.1. Содружество независимых государств: страницы истории, цели и организационная структура ....................................................................................... 274 10.2. Основные итоги и перспективы развития СНГ .................................................... 280 10.3. СНГ и ЕАЭС: некоторые цифры и факты ................................................................... 284 10.4. Из книги Сапармурата Туркменбаши «Рухнама»................................................ 287 10.5. Концерн «Беллесбумпром»: мировое качество по доступной цене.............................................................................................................................. 292 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 300 Глава 11. Корпоративный опыт управления изменениями ........................................ 303 11.1. Сущность корпорации и основы корпоративного управления ................. 303 11.2. Зарубежные модели корпоративного управления ........................................... 308 11.3. Особенности планирования и проведения ОИ в корпорациях .................. 309 5
Стр.6
11.4. Из книги Э. Дюркгейма «Метод социологии» ....................................................... 317 11.5. Модель 7С как инструмент корпоративного развития (на примере АО «СИБЕР») ............................................................................................................. 320 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 326 Глава 12. Индивидуальный стиль управления оргизменениями ........................... 330 12.1. Стиль управления: понятие, классификации, особенности реализации .............................................................................................................. 330 12.2. Сущность и содержание персонального менеджмента .................................. 337 12.3. Методы саморазвития менеджера (концепция Т. Бойделла) ..................... 340 12.4. Из поэмы А. Поупа «Опыт о человеке» ...................................................................... 343 12.5. В фокусе AliExpress: «Покупай умнее, живи веселее!»..................................... 351 Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 355 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАКТИКУМ ............................................................................................................. 356 Тема 1. Законы организации и предпосылки изменений ............................................ 357 Тема 2. Многомерность организационных изменений и принципы управления изменениями ................................................................................... 358 Тема 3. Концептуальные идеи и модели организационных изменений ........... 359 Тема 4. Инструментарий организационных изменений .............................................. 360 Тема 5. Проектирование организационных структур и реструктуризация ............................................................................................................................. 361 Тема 6. Реинжиниринг бизнес-процессов .............................................................................. 363 Тема 7. Продукт (качество) как объект изменений ......................................................... 365 Тема 8. Организационная культура как объект изменений ....................................... 367 Тема 9. Международный опыт управления изменениями: страны БРИКС .......................................................................................................................................... 368 Тема 10. Международный опыт управления изменениями: СНГ ............................ 369 Тема 11. Корпоративный опыт управления изменениями ......................................... 371 Тема 12. Индивидуальный стиль управления оргизменениями ............................ 373 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ КУРС ......................................................................... 375 ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ТЕСТЫ .................................................................................................................. 397 ПРИЛОЖЕНИЕ. Медведев В. П., Понуждаева М. Э. Актуальные проблемы управления изменениями: от лидерства в командах к командам лидеров ....................................................................... 414 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................................................. 438 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................................................... 439
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ