Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Системное мышление для руководителей: Практика решения бизнес-проблем (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШервуд Деннис
ИздательствоМ.: Альпина Паблишер
Страниц301
ID810882
АннотацияБизнес-модель любой организации проще всего понять, строить и совершенствовать при помощи системного подхода, который рассматривает организацию как единое целое и изучает причинно-следственные связи между критичными элементами ее успеха. Цель любой организации — создать «круг процветания», то есть раскручивающуюся спираль роста, доходов, прибыли. К сожалению, часто этому мешают такие «порочные круги», как нехватка ресурсов, перегрузка, проблемы с качеством. Методика построения системных диаграмм, предлагаемая автором, позволяет связать факторы роста с факторами торможения и построить наглядную бизнес-модель, которая покажет руководителю, на какие параметры стоит влиять в первую очередь, чтобы существенно повысить конкурентоспособность.
Кому рекомендованоКнига будет полезна прежде всего руководителям-практикам коммерческих организаций
ISBN978-5-9614-5477-2 (рус.)
УДК303.732.4; 65.012
ББК65.291.213в7
Шервуд, Д. . Системное мышление для руководителей: Практика решения бизнес-проблем / Д. . Шервуд .— Пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2016 .— 301 с. — ISBN 978-1-85788-311-4 (англ.) .— ISBN 978-5-9614-5477-2 (рус.) .— URL: https://rucont.ru/efd/810882 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Системное_мышление_для_руководителей._Практика_решения_бизнес-проблем.pdf
УДК 303.732.4; 65.012 ББК 65.291.213в7 Ш49 Переводчик И. Окунькова Редактор Н. Нарциссова Шервуд Д. Ш49 Системное мышление для руководителей: Практика решения бизнеспроблем / Деннис Шервуд ; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2016. — 300 с. ISBN 978-5-9614-5477-2 Бизнес-модель любой организации проще всего понять, строить и совершенствовать при помощи системного подхода, который рассматривает организацию как единое целое и изучает причинно-следственные связи между критичными элементами ее успеха. Цель любой организации — создать «круг процветания», то есть раскручивающуюся спираль роста, доходов, прибыли. К сожалению, часто этому мешают такие «порочные круги», как нехватка ресурсов, перегрузка, проблемы с качеством. Методика построения системных диаграмм, предлагаемая автором, позволяет связать факторы роста с факторами торможения и построить наглядную бизнес-модель, которая покажет руководителю, на какие параметры стоит влиять в первую очередь, чтобы существенно повысить конкурентоспособность. Книга будет полезна прежде всего руководителям-практикам коммерческих организаций. УДК 303.732.4; 65.012 ББК 65.291.213в7 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru © Dennis Sherwood, 2002. This edition of “Seeing the Forest for the Trees: A Manager’s Guide to Applying Systems Thinking” fi rst published by Nicholas Brealey Publishing, London, 2002 ISBN 978-5-9614-5477-2 (рус.) ISBN 978-1-85788-311-4 (англ.) © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паб лишер», 2016 Данное издание издается по лицензии Nicholas Brealey Publishing и The Van Lear Agency © ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом», «От издателя», 2012
Стр.5
Оглавление От издателя Подход имеет значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пролог Что такое системное мышление? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Системное мышление — широкое понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Так в чем же суть системного мышления? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Взаимосвязанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Почему следует изучать системы в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Инструменты системного мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Преимущества системного мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Как устроена эта книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть I КАК СПРАВИТЬСЯ СО СЛОЖНОСТЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. СИСТЕМНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эмерджентность и самоорганизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обратная связь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Системное мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Продолжаем путешествие…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. ПРОБЛЕМА БЭК-ОФИСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . История. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Суть дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Изображение в виде диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дополняем диаграмму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . К чему приводят ошибки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 13 13 14 16 17 18 18 19 21 23 23 24 26 27 32 33 33 34 35 35 37 37
Стр.6
6 Системное мышление для руководителей Порочный круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Что еще влияет на возможность справляться?. . . . . . . . . . . . . . . А как же затраты?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чего-то не хватает… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вернемся к здравому смыслу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. ТВОРЧЕСТВО, КАЧЕСТВО И СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ. . . . . . . История. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Картинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Еще один порочный круг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Что следует сделать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Кто прав? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выбор стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть II ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. ПЕТЛИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Главенствующая роль петель обратной связи. . . . . . . . . . . . . . . . . Усиливающие петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уравновешивающие петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Свободные звенья, границы и реальные системы. . . . . . . . . . . . . . . Видов связи всего два — П и O . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Усиливающая или уравновешивающая петля?. . . . . . . . . . . . . . . . . Два основополагающих строительных элемента. . . . . . . . . . . . . . Важность языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Все ли связи всегда ведут себя как П или О? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нечеткие переменные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . П и О, которые работают только в одном направлении . . . . . . Заключительная мысль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. ДВИГАТЕЛИ РОСТА И УПАДКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Порочные круги и круги процветания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Порочный круг и круг процветания действительно имеют одинаковую структуру. . . . . . . . . . . . . . . . Стимулятор роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Схемы роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Экспоненциальный рост становится очень быстрым . . . . . . . . . Явные и неявные свободные звенья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Расцвет и крах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Усиливающие петли могут соединяться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 39 40 41 44 47 47 48 48 48 50 51 52 55 57 57 61 62 63 64 65 67 68 68 70 70 72 75 75 76 77 79 85 86 88 93
Стр.7
Оглавление 7 6. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И ВЫБОР ЦЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Более подробно об уравновешивающих петлях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 103 Уравновешивающие петли в бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Уравновешивающие петли часто соединяются. . . . . . . . . . . . . . . 114 Уравновешивающие петли и задержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Каково определение отклонения?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Время на размышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 7. КАК РИСОВАТЬ ДИАГРАММЫ ЦИКЛИЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правило 3: спросите «Что движет этот элемент?» и «Что движет этим элементом?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правило 6: не употребляйте такие термины, как «рост» или «снижение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правило 8: указывайте типы связей П и О по ходу составления диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правило 10: хорошая диаграмма должна выглядеть реалистичной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть III 127 Правило 1: определите границы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Правило 2: начните с интересного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 129 Правило 4: не перегружайте диаграмму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Правило 5: используйте существительные, а не глаголы . . . . . 131 132 Правило 7: не бойтесь необычных элементов . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 134 Правило 9: не останавливайтесь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 135 Правило 11: не влюбляйтесь в свои диаграммы! . . . . . . . . . . . . . . 136 Правило 12: не бывает «законченных» диаграмм . . . . . . . . . . . . . 136 ПРИМЕНЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 8. СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Экспоненциальный рост не бесконечен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Борьба с ограничениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Рост городского населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Не жмите на педали сильнее, а уменьшите торможение . . . . . 162 9. РЕШЕНИЯ, КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО . . . . . . . . . . . 165 Проблема талантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Но ведь это очевидно!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Ментальные модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Командная работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Аутсорсинг, партнерство и пограничный конфликт . . . . . . . . . 184
Стр.8
8 Системное мышление для руководителей 10. РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И СТРАТЕГИЯ . . . . . . . Рычаги воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 200 203 204 197 Как связаны между собой рычаги и результаты?. . . . . . . . . . . . . Рычаги, результаты и системное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . Рычаги, результаты и петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Соединяем петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 212 214 217 Как разбудить творческую мысль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вернемся к рычагам и результатам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть IV КАК СОЗДАТЬ «ЛАБОРАТОРИЮ БУДУЩЕГО». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 226 228 231 233 Последняя связь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А что другие рычаги? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Общая модель бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Общая картина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Стимулирование амбиций, проницательности и воображения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11. УСКОРЕНИЕ ВАШЕГО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ. . . . . . . . . . Системная динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Системная динамика и таблицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 238 Запасы и потоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Запасы и потоки в бизнесе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 Еще две объединяющие концепции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Диаграммы цикличной причинности и диаграммы запасов и потоков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 251 Моделирование в ithink. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12. МОДЕЛИРОВАНИЕ РОСТА БИЗНЕСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 Пример из бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 269 Нечеткие переменные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модели для получения ответов и обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 Управление комплексом маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 282 285 Какую политику вы бы выбрали для оптимизации бизнеса? . . . Идеально ли соотношение 80:20? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эпилог Мы справились с проблемой сложности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 293 295 299 Благодарности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Веб-сайты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ