УДК 65.011; 629.33
ББК 65.291.21; 39.33
Л18
Издано при содействии компании «Норбит»
Редакция выражает благодарность Андрею Кирилловичу
Ступину, заместителю генерального директора
по качеству ЗАО «Форд Мотор Компани»
за помощь в подготовке книги.
Лайкер Дж.
Л18
Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология / Джеффри
Лайкер, Джеймс Морган; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 440 с. —
(Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
ISBN 978-5-9614-0571-2
Производственная система Toyota (бережливое производство) — непревзойденная
технология снижения издержек на производстве. Однако успех Toyota определяется не
только совершенством производства, но и великолепно отлаженной системой разработки
новых продуктов. Благодаря этой системе Toyota может создавать больше новых
моделей и делать это быстрее, чем любая другая автомобильная компания.
Книга впервые расскажет о том, как функционирует система разработки продукции
на Toyota. Подробно освещаются такие методы, как система главных инженеров, параллельное
проектирование на базе альтернатив, правильный старт процесса разработки,
выровненный процессный поток, жесткая стандартизация конструкции, процесса и
профессиональных навыков разработчиков и т. д.
Книга ориентирована на руководителей и инженеров, а также студентов и преподавателей
экономических и технических вузов.
УДК 65.011; 629.33
ББК 65.291.21; 39.33
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения владельца авторских прав.
© Productivity Press, a division of The Kraus
Organization Limited, 2006
ISBN 978-5-9614-0571-2 (рус.)
ISBN 1-56327-282-2 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007
Перевод издан по лицензии Productivity Press
Стр.4
Содержание
Бережливая система разработки продукции: предсказуемые результаты
в непредсказуемых условиях .....................................................................................15
Предисловие Джима Вумека.......................................................................................23
Благодарности ................................................................................................................25
Предисловие авторов ...................................................................................................27
Раздел I
Введение
Глава 1. Революция в разработке новой продукции.............................................33
Новый рубеж конкурентной борьбы: система разработки продукции ..............35
Совершенство разработок — важнейшая составляющая
потенциала компании ...................................................................................................38
Бережливая система разработки продукции: объединить усилия
функциональных подразделений и поставщиков ..................................................39
Почему именно Toyota? ................................................................................................40
Учиться у Toyota .....................................................................................................42
Глава 2. Модель бережливой системы разработки продукции ..........................45
Социотехническая система .........................................................................................45
Подсистема «Процесс»: принципы 1–4 LPDS ..................................................47
Принцип 1: Определить, в чем ценность продукта для потребителя,
чтобы отличать добавление ценности от потерь ....................................49
Принцип 2: Обеспечить правильный старт процесса разработки,
чтобы на ранней стадии проектирования досконально изучить
альтернативные варианты ..........................................................................49
Принцип 3: Обеспечить выровненный поток процесса
разработки продукции..................................................................................50
Принцип 4: Применять жесткую стандартизацию,
чтобы снизить вариацию, повысить гибкость и обеспечить
предсказуемость результатов ......................................................................50
Подсистема «Люди»: принципы 5–10 LPDS .....................................................51
Принцип 5: Развивать систему главных инженеров
для интеграции всего процесса разработки .............................................51
Принцип 6: Создать организационную структуру,
которая позволяет сочетать функциональную
компетентность и межфункциональную интеграцию ..........................52
5
Стр.5
Содержание
Принцип 7: Повышать уровень технических знаний
и навыков всех инженеров ..........................................................................52
Принцип 8: Сделать поставщиков составной частью системы
разработки продукции..................................................................................53
Принцип 9: Создать систему обучения и непрерывного
совершенствования .......................................................................................53
Принцип 10: Сформировать культуру постоянного
стремления к совершенству ........................................................................53
Подсистема «Инструменты и технология»: принципы 11–13 LPDS ...........53
Принцип 11: Адаптировать технологию к потребностям
людей и процесса ...........................................................................................54
Принцип 12: Координировать работу организации
с помощью простых средств визуальной коммуникации ....................54
Принцип 13: Использовать эффективные инструменты
стандартизации и организационного обучения ......................................55
Раздел II
Подсистема «Процесс»
Глава 3. Определить, в чем ценность продукта для потребителя,
чтобы отличать добавление ценности от потерь ..................................................59
Процесс определения ценности с точки зрения потребителя
в North American Car Company ...................................................................................60
Процесс определения ценности с точки зрения потребителя в Toyota ..............61
Руководство проектом: роль главного инженера ............................................62
Этапы создания ценности для потребителя .....................................................62
Конкретная ситуация: Команда разработчиков кузова Lexus уменьшает
допустимый предел погрешности вдвое ...................................................................65
Почему этот принцип стал первым? .........................................................................69
Глава 4. Обеспечить правильный старт процесса разработки,
чтобы на ранней стадии проектирования досконально
изучить альтернативные варианты .........................................................................71
Правильный старт как фабрика идей: разработка разных продуктов
на основе единой платформы .....................................................................................73
Производные модели на основе существующих платформ .................................74
Долгосрочное технологическое планирование ........................................................76
Правильный старт при реализации отдельных проектов:
внешний вид автомобиля и техническая осуществимость ...................................79
Параллельное проектирование на базе альтернатив ..............................................79
Применение кенто к разработке кузова и каркаса Toyota .....................................84
6
Стр.6
Содержание
Пример того, как стандартизация производственных операций
обеспечивает быстрое решение проблем ..................................................................86
Унифицированная компоновка и использование единых комплектующих .......88
Анализ базовых целей создания автомобиля и принятие решений ...................88
Технология производства в Toyota: обязанности инженера
по параллельному проектированию ..........................................................................89
Инженеры по параллельному проектированию должны обеспечить
достижение плановых показателей по инвестициям
и переменным издержкам ............................................................................................91
Мидзен боси и посещение производственных предприятий .......................92
Обмен информацией со специалистами функциональных групп .............92
Инженер по параллельному проектированию представляет план .............93
Использование средств автоматизированного проектирования .........................93
Раннее решение проблем на этапе кенто: конкретная ситуация .........................94
Кодзокейкаку (K4) — соединить части в единое целое .........................................98
Правильный человек, правильная работа, правильный момент .........................98
Глава 5. Обеспечить выровненный поток процесса
разработки продукции ...............................................................................................101
Потенциал потока ........................................................................................................101
Разработка продукции как процесс ..........................................................................102
Составление карт потока создания ценности ................................................103
Семь видов потерь в процессе разработки продукции ........................................106
Три типа потерь реально существуют .....................................................................109
Факторы, способствующие и препятствующие потоку:
подход теории очередей ..............................................................................................111
Выровненный поток вместо неразберихи: кенто и поток ...................................116
Роль логики процесса ..................................................................................................117
Выравнивание объема работ, планирование цикла
и распределение ресурсов ...........................................................................................118
Использование общих платформ .............................................................................119
Скользящий график запуска в производство ........................................................120
Завершение разработки продукции .........................................................................120
Синхронизация работы внутри и между функциональными
подразделениями ..........................................................................................................121
Примеры межфункциональной синхронизации ..................................................122
Обеспечение гибкости .................................................................................................123
Детальные (фундоси) графики как средство борьбы с неравномерностью .......... 125
Детальные (фундоси) графики работы функциональных подразделений ........... 126
Скользящий график выпуска документации для обеспечения
потока между функциональными подразделениями ...........................................127
7
Стр.7
Содержание
Обеспечение потока процесса при несерийном производстве ...........................128
Определение ритма проектно-конструкторских работ
и сокращение времени управленческого цикла ............................................129
Использование дзидока и пока-ёкэ для поддержания потока
разработки продукции ........................................................................................130
Вытягивание информации в системе разработки продукции ............................132
Объединение операций в единый поток .................................................................133
Глава 6. Применять жесткую стандартизацию, чтобы снизить вариацию,
повысить гибкость и обеспечить предсказуемость
результатов ...................................................................................................................137
Три вида стандартизации ...........................................................................................138
Стандартизация конструкции и контрольные листки ........................................139
Стандартизация процесса ...........................................................................................143
Стандартизированный процесс организации производства в Toyota ......145
Разработка штампов в Toyota ............................................................................145
Разработка технологического процесса и фиксаторов .................................146
Производство инструмента и штампов в Toyota ..........................................147
Типовые сроки производства штампов и инструментов ............................147
Станочная обработка штампов в Toyota .........................................................148
Сборка штампов в Toyota ...................................................................................149
Разработка технологии сборки автомобиля в Toyota ...................................150
Стандартизация профессиональных знаний и навыков .....................................151
Заключение ....................................................................................................................153
Раздел III
Подсистема «Люди»
Глава 7. Развивать систему главных инженеров для интеграции
всего процесса разработки ........................................................................................157
Культурная составляющая системы главных инженеров ...................................158
История двух главных инженеров проекта: Lexus и Prius ..................................161
Lexus: главный инженер, который не идет на компромиссы .....................162
Prius: новый главный инженер и новый подход к разработкам
при создании автомобиля XXI века .........................................................................166
Главный инженер — лидер ........................................................................................172
Руководство разработкой продукции в NAC: от главного инженера
к бюрократу ...................................................................................................................175
Организация групповой работы в Chrysler ............................................................177
Система главных инженеров Toyota: избегать компромиссов,
порождающих бюрократию.......................................................................................178
8
Стр.8
Содержание
Глава 8. Создать организационную структуру,
которая позволяет сочетать функциональную компетентность
и межфункциональную интеграцию .....................................................................181
Какая структура лучше? ..............................................................................................181
Недостатки продуктовой структуры ...............................................................182
Достоинства и недостатки матричной структуры при управлении
процессом разработки продукции ...........................................................................184
Матричная организация Toyota: давняя традиция сочетания
двух структур ................................................................................................................185
Реорганизация матричной структуры Toyota ........................................................188
Структура проектных команд Chrysler: сравнение с центрами
разработки автомобилей ............................................................................................191
Параллельное проектирование: обея .......................................................................196
Параллельное проектирование: команды разработки модулей
и главные инженеры по организации производства ............................................198
Команды разработки модулей: кузов и организация производства .........199
Организационная структура как развивающееся явление ..................................204
Глава 9. Повышать уровень технических знаний
и навыков всех инженеров .......................................................................................207
Наем, развитие и сохранение персонала .................................................................208
Процесс подбора и найма персонала в NAC ..........................................................209
Процесс отбора и найма в отделе разработки продукции NAC ................210
Процесс найма в отделе организации производства NAC ..........................210
Обучение и развитие в NAC ..............................................................................211
Развитие людей в Toyota .............................................................................................213
Наем в Toyota ........................................................................................................213
Обучение и развитие в Toyota ...........................................................................214
Обучение и развитие в отделе разработки кузова ........................................215
Обучение и развитие в отделе организации производства .........................216
Генти генбуцу в процессе разработки ......................................................................218
Демонтаж продукции конкурентов .................................................................219
Сборка опытного образца ..................................................................................219
Ежедневные совещания на сборочном участке .............................................220
Система бережливой разработки продукции должна обеспечивать
развитие людей .............................................................................................................221
Глава 10. Сделать поставщиков составной частью
системы разработки продукции ..............................................................................223
Деталь — не деталь, а поставщик — не поставщик .............................................224
Сила кейрецу ........................................................................................................227
9
Стр.9
Содержание
Равны ли поставщики между собой? ...............................................................227
Отбор и развитие поставщиков до уровня партнера в Toyota:
пример поставщика автопокрышек из США .........................................................231
Партнерские отношения с поставщиками: кому это выгодно? .........................235
Поставщики работают в тесном контакте
с компанией-заказчиком: взаимовыгодные
долгосрочные отношения ..................................................................................235
Цена — это не все ................................................................................................237
Упустить заказ ......................................................................................................238
Развитие отношений ...........................................................................................238
Система инженеров по приглашению .............................................................239
Состав группы поставщиков .............................................................................240
Стратегия аутсорсинга ........................................................................................240
Совершенствование важнейших технологий ................................................241
Освоение новых направлений: гибридный двигатель и средства
автоматизированного управления ...................................................................242
Привлечение аутсорсеров для изготовления аккумуляторных
батарей ...................................................................................................................242
Изменить корпоративные принципы, чтобы сохранить
внутренний потенциал .......................................................................................243
Использование кейрецу для сохранения внутреннего
потенциала ....................................................................................................244
Использование крупных поставщиков в составе кейрецу
для производства модулей .........................................................................244
Обращаться с поставщиками корректно и разумно ............................................245
Глава 11. Создать систему обучения
и непрерывного совершенствования .....................................................................251
Что такое знание и организационное обучение ....................................................251
Передача явного и неявного знания ................................................................253
Система обучения разработке продукции в Toyota ..............................................254
Обучение на собственном опыте ..............................................................................256
Хансей в Toyota .............................................................................................................257
Идзивару — испытания в Toyota ......................................................................259
Потенциал проблем .....................................................................................................259
Решение проблем на месте ................................................................................261
Перекрестный контроль .............................................................................262
Ежедневные совещания по подведению итогов
работы за день ..............................................................................................262
Цена невежества ...........................................................................................................262
Ускорить обучение, сократив продолжительность цикла ...........................263
10
Стр.10
Содержание
Глава 12. Сформировать культуру постоянного стремления
к совершенству ............................................................................................................265
Как культура может помешать бережливой разработке продукции ................265
Инструмент не решает проблему .............................................................................269
Приносить пользу потребителям и обществу .......................................................270
Высокий профессионализм и непревзойденное качество разработок —
интегральная часть культуры ....................................................................................271
Дисциплина и трудовая этика ...........................................................................273
Кайдзен изо дня в день .......................................................................................276
Прежде всего потребитель ................................................................................277
Стремление учиться, заложенное на генетическом уровне.................................278
Ответственность и обязательства .....................................................................279
Организационное единство ...............................................................................280
Управление снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали:
принцип хоренсо ..........................................................................................................281
Правильный процесс дает правильные результаты .............................................283
Культура поддерживает процесс ...............................................................................284
Культура держится на лидерах ..................................................................................287
Раздел IV
Подсистема «Инструменты и технологии»
Глава 13. Адаптировать технологию к потребностям людей и процесса .......291
Пять основных принципов отбора инструментов и технологий ......................291
Технология бережливой разработки продукции ...................................................293
Автоматизированное проектирование в Toyota ....................................................294
Технология проектирования в Toyota .............................................................295
Виртуальное производство и цифровая визуализация в NAC ..................296
Виртуальная сборка в Toyota .............................................................................297
Анализ методом конечных элементов в NAC и в Toyota ............................299
Инструменты, используемые при разработке технологий
и изготовлении оборудования ..................................................................................300
Контрольные листки и инструменты стандартизации
в Toyota и NAC .....................................................................................................301
Создание трехмерных твердотельных моделей при разработке
штампов в NAC и в Toyota ................................................................................301
Изготовление моделей в NAC и ускоренное изготовление моделей
в Toyota ...................................................................................................................303
Станочная обработка штампов в Toyota и в NAC ........................................303
Прессы для отладки штампов в NAC и в Toyota ...........................................305
Сборка без подгонки в NAC и функциональная сборка в Toyota .............306
11
Стр.11
Содержание
Бесконтактные объемные измерения ......................................................308
Освоить технологию, чтобы облегчить процесс ...................................................309
Глава 14. Координировать работу организации
с помощью простых средств визуальной коммуникации ................................313
Концептуальный проект главного инженера как объединяющее начало ........314
Межфункциональное взаимодействие посредством обея ...................................316
Инструменты координации .......................................................................................318
Немаваси в Toyota ................................................................................................319
Система ринги в Toyota ......................................................................................320
Хосин-планирование в Toyota ...........................................................................321
Отчет формата A3 как инструмент решения задач ......................................324
Коммуникация и координация в Toyota .................................................................332
Глава 15. Использовать эффективные инструменты
для стандартизации и организационного обучения ..........................................335
Как обучается ваша организация ..............................................................................335
База знаний в NAC: поток создания ценности при разработке кузова ............336
База данных по ноу-хау в Toyota ..............................................................................337
Инструменты оценки альтернативных решений и обмена информацией ........... 340
Кривые компромиссных характеристик .........................................................340
Матрицы решений ...............................................................................................342
Отчеты по бенчмаркингу конкурентов в NAC ......................................................343
Демонтаж автомобилей конкурентов в Toyota и аналитические таблицы ............ 344
Инструменты стандартизации в Toyota: контрольные листки,
матрицы качества, сендзу, стандартизированные карты процесса ...................346
Роль стандартизации и инструментов обучения ..................................................350
Раздел V
Создать целостную систему бережливой разработки продукции
Глава 16. Целостная система: собираем по частям ..............................................355
Интеграция подсистем: люди, процесс, инструменты и технология ................357
Определение ценности: создавать ценность с точки зрения потребителя ............. 357
Поток создания ценности: устранение потерь и вариации ................................358
Устранить или изолировать вариацию ...........................................................360
Гибкое регулирование производительности ..................................................361
Обеспечение вытягивания и потока .........................................................................362
Обеспечить эффективное производство ........................................................364
Совершенство: сделать обучение и непрерывное совершенствование
интегральной частью процесса .................................................................................365
Межфункциональная интеграция ............................................................................365
12
Стр.12
Содержание
Глава 17. Устранение потерь в потоке создания ценности
при разработке продукции .......................................................................................369
Составление карт потока создания ценности при разработке продукции
(PDVSM) .........................................................................................................................371
Особенности составления карт потока создания ценности
при разработке продукции и на производстве ......................................................372
Отличия процесса разработки, важные для составления карт процесса
разработки продукции ................................................................................................373
Данные носят виртуальный характер......................................................374
Более длительные сроки .............................................................................378
Работа со знанием........................................................................................380
Сложный информационный поток .........................................................385
Большие группы специалистов разного профиля ...............................387
Практические семинары по PDVSM ........................................................................387
Учитесь видеть разработку продукции как процесс .............................................391
Глава 18. Преобразование культуры:
суть бережливой разработки продукции ..............................................................393
Воспитать внутреннего агента перемен...................................................................395
Приобретайте нужные знания ..................................................................................396
Выявлять управляемые потоки работ, чтобы воспринимать разработку
продукции как процесс ...............................................................................................396
Механизмы интеграции (обея/проверки проекта) ...............................................398
Роль линейной структуры ..........................................................................................398
Начните с потребителя ...............................................................................................399
Осмыслите текущее состояние процесса бережливой
разработки продукции ................................................................................................400
Подлинное преобразование культуры ....................................................................403
Люди — ядро системы бережливой разработки продукции ..............................407
Дорожная карта перехода к бережливой разработке продукции .......................408
Лидерство, обучение и непрерывное совершенствование
как интегральная часть процесса ..............................................................................413
Приложение. Составление карты потока создания ценности в процессе
разработки продукции в компании PeopleFlo Manufacturing Inc ...................415
Библиография ..............................................................................................................421
Об авторах .....................................................................................................................427
Предметный указатель ..............................................................................................429
Стр.13