УДК 373.167.1:811.161.1
ББК 81.2 Рус-922
С24
Р е ц е н з е н т ы:
учитель высш. кв. кат., заслуженный учитель РФ Иванова Е. К.;
учитель высш. кв. кат., победитель ПНПО,
почётный работник общего образования РФ Черушева М. А.;
учитель высш. кв. кат., почётный работник
общего образования РФ Дьякова С. А.;
учитель первой кв. кат. Стрейкмане Э. Р.
С24
Светлышева, Валентина Николаевна.
Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс
подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы /
В. Н. Светлышева. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 594 с. — Москва : АСТ-Пресс
Школа, 2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-462-01996-8
Эта книга — обновлённое и дополненное пособие, которое позволит освоить теоретический
курс русского языка в объёме школьной программы, поможет каждому готовящемуся
к ОГЭ, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вуз систематизировать и закрепить
свои знания по русскому языку, выработать навыки грамотного оформления устной и
письменной речи.
В пособии изложены основные темы, которые необходимо знать при подготовке к
ОГЭ и ЕГЭ, в виде таблиц даны алгоритмы для решения поставленных задач, приведены
убедительные примеры из классической литературы и современной печати. Особое внимание
уделено проблемам орфографии и пунктуации, вызывающим наибольшие затруднения.
Контролёром приобретённых знаний служат ключи-ответы, данные в заключительной
части.
Предлагаемое издание послужит нормативным справочником для старшеклассников,
абитуриентов, учителей-словесников, редакторов, журналистов, работников радио и телевидения,
а также для всех интересующихся проблемами современного русского языка
и желающих свободно владеть правильной, литературной речью.
УДК 373.167.1:811.161.1
ББК 81.2 Рус-922
Электронное издание на основе печатного издания: Русский язык. Справочник для школьников
и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям
в вузы / В. Н. Светлышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСТ-Пресс Школа, 2019. —
592 с. — ISBN 978-5-906971-41-8. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или
выплаты компенсации.
ISBN 978-5-462-01996-8
© Светлышева В. Н., 2018
© ООО «Русистика», 2018
© ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Условные сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Звук и буква . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 1. Понятие звука. Общая характеристика звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 2. Понятие буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§ 3. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
(графически) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§ 4. Функции и употребление твёрдого и мягкого знаков . . . . . . . . . . . 12
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
# # # ПРАВОПИСАНИЕ Ъ И Ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
# Употребление ъ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
# Употребление ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
§ 5. Понятие слога. Правила слогораздела и переноса слов . . . . . . . . . 17
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
§ 6. Ударение и его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
§ 7. Функции словесного ударения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Характеристика отдельного звука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 8. Гласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 9. Согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Изменения гласных и согласных звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 10. Исторические изменения звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 11. Позиционные изменения гласных звуков (фонетические законы
в области гласных звуков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§ 12. Позиционные изменения согласных звуков (фонетические
законы в области согласных звуков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§ 13. Транскрипция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Стр.578
578
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 14. Общая характеристика словарного состава русского языка . . . . . 40
§ 15. Понятие лексического значения слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
§ 16. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное
значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
§ 17. Омонимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
§ 18. Синонимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 19. Антонимы, их употребление в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§ 20. Паронимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения . . . . . . . . . 65
§ 21. Формирование словарного состава русского языка . . . . . . . . . . . . 65
§ 22. Иноязычные слова в русской лексике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
§ 23. Старославянизмы, их признаки и употребление . . . . . . . . . . . . . . 68
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
§ 24. Заимствования из неславянских языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Лексика современного русского языка с точки зрения её употребления
(социально-диалектная характеристика словарного состава) . . . . 74
§ 25. Лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении 74
§ 26. Диалектная лексика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
§ 27. Профессиональная и терминологическая лексика . . . . . . . . . . . . 76
§ 28. Социально ограниченная лексика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка 79
§ 29. Нейтральная и функционально закреплённая лексика . . . . . . . . . 79
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Лексика с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса . . . 82
§ 30. Понятие об активном и пассивном составе словаря. Виды
пассивной лексики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
§ 31. Устаревшая лексика и её разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
§ 32. Новые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
§ 33. Фразеологизмы, их место в словарном составе русского языка 87
§ 34. Классификация фразеологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.579
СОДЕРЖАНИЕ
579
§ 35. Стилистическое употребление фразеологических оборотов,
их источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
§ 36. Предмет изучения морфемики. Понятие морфемы . . . . . . . . . . . . 96
§ 37. Состав слова. Типы морфем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Основа слова. Виды основ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
§ 38. Непроизводная и производная основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
§ 39. Производная и производящая основы. Морфемный
анализ слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
§ 40. Исторические изменения в основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
§ 41. Корневые морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
# Проверяемые безударные гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
# Непроверяемые безударные гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
# Чередующиеся гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
# Гласные после шипящих в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
# Гласные после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
# Буквы э – е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
# Буква й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
# # # ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
# Звонкие и глухие согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
# Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки или суффикса 122
# Непроизносимые согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
§ 42. Аффиксальные морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
# Приставки, оканчивающиеся на согласную . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
# Приставка с- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
# Приставки, оканчивающиеся на з . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
# Безударные гласные в приставках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
# Приставки пре- и при- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
# Гласные ы – и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
# # # ГЛАСНЫЕ Е – О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ
И ОКОНЧАНИЯХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
# Гласные е – о в суффиксах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
# Гласные о – е в окончаниях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
# Гласные после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Стр.580
580
СОДЕРЖАНИЕ
Словообразовательный анализ. Способы образования слов . . . . . . . 141
§ 43. Понятие о словообразовательном анализе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
§ 44. Словообразовательные типы и их разновидности . . . . . . . . . . . . 142
§ 45. Лексико-семантическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
§ 46. Лексико-синтаксическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
§ 47. Морфолого-синтаксическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . 144
§ 48. Морфологическое словообразование и его разновидности . . . . 145
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
# # # ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
# Сложные слова с соединительной гласной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
# Сложные слова без соединительной гласной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
# # # СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
# Слитное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
# Дефисное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
# # # СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
# Слитное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
# Дефисное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
§ 49. Принципы классификации частей речи (прямые) . . . . . . . . . . . . 173
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
§ 50. Разряды имён существительных по значению,
их морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
§ 51. Число имён существительных, способы его выражения . . . . . . 180
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
§ 52. Род имён существительных, способы выражения рода . . . . . . . 183
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
§ 53. Падеж. Основные значения падежей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
§ 54. Склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
§ 55. Синтаксические функции имён существительных . . . . . . . . . . . 198
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ У ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
# Окончания падежные и после некоторых суффиксов у имён
существительных I склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
# Окончания падежные и после суффиксов у имён существительных
II склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.581
СОДЕРЖАНИЕ
581
# Падежные окончания имён существительных III склонения . . . . . . . . . . . 210
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
# Правописание суффиксов имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
# Имена существительные с н и нн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
§ 56. Разряды имён прилагательных по значению,
их морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
§ 57. Переход относительных и притяжательных прилагательных
в разряд качественных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
§ 58. Степени сравнения прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
§ 59. Склонение имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
§ 60. Переход имён прилагательных в существительные
(субстантивация) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
# Окончания имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
# Суффиксы имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
# Суффиксы имён прилагательных, образованных от глаголов . . . . . . . . . . 231
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Имя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 61. Разряды имён числительных по значению, их морфологические
особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 62. Количественные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 63. Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
§ 64. Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
§ 65. Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
# Количественные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
# Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
# Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
# Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
§ 66. Значение местоимений, их соотнесённость с другими
частями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
§ 67. Разряды местоимений по значению, их морфологосинтаксические
особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.582
582
СОДЕРЖАНИЕ
# # # ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
# Личные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
# Неопределённые местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
# Отрицательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
§ 68. Общая характеристика глагола как части речи . . . . . . . . . . . . . . 259
§ 69. Неопределённая форма глагола, её лексические,
морфологические и синтаксические особенности . . . . . . . . . . . 261
§ 70. Возвратные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
§ 71. Переходные и непереходные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
§ 72. Категория вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
§ 73. Формообразующие основы глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
§ 74. Спряжение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
§ 75. Наклонение глаголов, его значение и способы выражения . . . . 273
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
§ 76. Время глагола, его значение и способы выражения . . . . . . . . . . 277
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
§ 77. Лицо глагола, его значение и выражение. Род и число
у глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
§ 78. Безличные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
# Личные окончания глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
# Буква ь в глагольных формах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
# Суффиксы глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
§ 79. Причастие, его лексические и грамматические особенности . . . . 288
§ 80. Образование причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
§ 81. Переход причастий в другие части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
# Суффиксы причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
# н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
§ 82. Деепричастие, его лексические и морфологические
особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
§ 83. Образование деепричастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 84. Переход деепричастий в наречия и предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Стр.583
СОДЕРЖАНИЕ
583
Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
§ 85. Разряды наречий по значению, их лексические,
морфологические и синтаксические особенности . . . . . . . . . . . 307
§ 86. Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
# # # ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
# Гласные на конце наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
# Наречия, оканчивающиеся на шипящие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
# Отрицательные наречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
# Дефисное написание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
# Слитное написание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
# Раздельное написание наречий и наречных сочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . 321
§ 87. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния) . . . 323
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
§ 88. Общая характеристика служебных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
§ 89. Синтаксические функции предлогов, их основные признаки . . . 328
§ 90. Значения предлогов и их стилистическое использование . . . . . 329
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
# Непроизводные предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
# Производные предлоги и предложные сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
# Слитное написание производных предлогов и предложных
сочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
# Раздельное написание предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
§ 91. Синтаксические функции союзов, их основные признаки . . . . . 338
§ 92. Сочинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
§ 93. Подчинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
§ 94. Союзы и союзные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
# # # ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
# Слитное написание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
# Раздельное написание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
§ 95. Функции частиц в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
§ 96. Разряды частиц по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
§ 97. Разряды частиц по функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
§ 98. Значение и употребление частиц не и ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
Стр.584
584
СОДЕРЖАНИЕ
# # # ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
# Раздельное написание частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
# Дефисное написание частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
# Правописание не с разными частями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Не с именами существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Не с именами прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Не с именами числительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Не с местоимениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Не с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Не с причастиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Не с наречиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Не в составе союзов и союзных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
# Правописание ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
§ 99. Модальные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
§ 100. Междометия и звукоподражательные слова . . . . . . . . . . . . . . . . 374
# # # ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ
СЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
Тест (итоговый по разделу «Морфология») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
# # # УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
# Положение в начале текста и после знаков препинания . . . . . . . . . . . . . . . 377
# Собственные имена лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
# Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий 380
# Названия исторических событий, эпох, геологических периодов . . . . . . . 381
# Названия праздников и знаменательных дат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
# Названия организаций, учреждений и фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
# Наименования должностей, званий, титулов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
# Названия документов, памятников старины, произведений искусства,
литературных произведений, органов печати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
# Астрономические названия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
# Географические названия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
# Сложносокращённые слова и аббревиатуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
Перечень основных признаков по морфологической характеристике слов
каждой части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
§ 101. Предмет изучения синтаксиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
§ 102. Основные признаки словосочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
§ 103. Типы словосочетаний по структуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
§ 104. Типы словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Стр.585
СОДЕРЖАНИЕ
585
§ 105. Типы словосочетаний по видам подчинительной связи . . . . . . 395
§ 106. Типы словосочетаний по синтаксическим отношениям
между компонентами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
§ 107. Основные признаки предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
§ 108. Типы предложений по цели высказывания . . . . . . . . . . . . . . . . 400
§ 109. Эмоционально окрашенные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
# # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
§ 110. Классификация предложений по составу грамматической
основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
§ 111. Предложения полные и неполные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
§ 112. Предложения осложнённые и неосложнённые . . . . . . . . . . . . . 408
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Строение двусоставного предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
§ 113. Главные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
§ 114. Способы выражения подлежащего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
§ 115. Виды сказуемого, способы его выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
§ 116. Глагольное сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
§ 117. Именное сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
# # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ . . . . . . . . . . . . 420
# Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
# Тире в неполных предложениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
# Соединительное тире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
# Выделительное тире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
§ 118. Понятие о второстепенных членах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
§ 119. Определение, его виды и способы выражения . . . . . . . . . . . . . . 425
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
§ 120. Дополнение, его виды и способы выражения . . . . . . . . . . . . . . 429
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
§ 121. Обстоятельство, его значение и способы выражения . . . . . . . . 433
§ 122. Виды обстоятельств по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
Структура односоставных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
§ 123. Понятие односоставного предложения. Виды односоставных
предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
§ 124. Номинативные (назывные) предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Стр.586
586
СОДЕРЖАНИЕ
§ 125. Глагольные односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
§ 126. Личные глагольные односоставные предложения . . . . . . . . . . . 444
§ 127. Безличные односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
Структура осложнённых предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
§ 128. Понятие осложнённых предложений, их типы . . . . . . . . . . . . . 450
Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
§ 129. Понятие об однородных членах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
§ 130. Однородные и неоднородные определения . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
# # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЕДИНИЦАХ РАЗНЫХ
УРОВНЕЙ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
# Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами . . . 458
Предложения с обособленными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
§ 131. Понятие обособления. Условия обособления второстепенных
членов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
§ 132. Условия обособления согласованных определений . . . . . . . . . 461
# Знаки препинания при согласованных определениях . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
§ 133. Условия обособления несогласованных определений . . . . . . . 465
# Знаки препинания при несогласованных определениях . . . . . . . . . . . . . . . 465
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
§ 134. Условия обособления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
# Знаки препинания при приложениях, относящихся к имени
собственному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
§ 135. Условия обособления обстоятельств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
# Знаки препинания при одиночных и распространённых
обстоятельствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
§ 136. Условия обособления дополнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции . . . . . . . . . . . 476
§ 137. Предложения с вводными единицами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
§ 138. Вставные конструкции, их роль в предложении . . . . . . . . . . . . 481
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
§ 139. Обращение, его роль и способы оформления в предложении . . . 483
# Знаки препинания при обращениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
СТРУКТУРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
§ 140. Понятие о сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487
Стр.587
СОДЕРЖАНИЕ
587
Сложносочинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
§ 141. Синтаксические отношения между частями
сложносочинённого предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492
Сложноподчинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
§ 142. Понятие о сложноподчинённом предложении . . . . . . . . . . . . . . 494
§ 143. Виды связи придаточной части с главной . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498
§ 144. Сложноподчинённые предложения с определительной
придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
§ 145. Сложноподчинённые предложения с изъяснительной
придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
§ 146. Сложноподчинённые предложения с временно́й придаточной
частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502
§ 147. Сложноподчинённые предложения с причинной придаточной
частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
§ 148. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью
места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
§ 149. Сложноподчинённые предложения с условной придаточной
частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
§ 150. Сложноподчинённые предложения с уступительной
придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
§ 151. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью
следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
§ 152. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью
цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
§ 153. Сложноподчинённые предложения с придаточной
сравнительной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
§ 154. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью
способа и образа действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
§ 155. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью
меры и степени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
§ 156. Сложноподчинённые предложения с присоединительной
придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
§ 157. Сложноподчинённые предложения с сопоставительными
отношениями между частями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
частями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
§ 158. Виды связи с главной частью нескольких придаточных частей 514
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Стр.588
588
СОДЕРЖАНИЕ
Сложное бессоюзное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
§ 159. Понятие о сложном бессоюзном предложении. Виды сложных
бессоюзных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528
Структура сложных синтаксических конструкций . . . . . . . . . . . . . . . 531
§ 160. Понятие и виды сложных синтаксических конструкций . . . . . 531
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 534
# # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ . . . . . . . . . . . . 534
# Сложносочинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 534
# Сложноподчинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
# Сложное бессоюзное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
§ 161. Понятие чужой речи и способы её передачи . . . . . . . . . . . . . . . 539
Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545
Ключи и пояснения к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Авторы произведений, цитируемых в справочнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575
Стр.589