УДК 65.011;629.33
ББК 65.290;39.33
Л18
Переводчик Т. Гутман
Научный редактор С. Турко
Лайкер Дж.
Л18
Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента
Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: Альпина
Паб лишерз, 2011. — 584 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
ISBN 978-5-9614-1626-8
Бережливое производство, разработанное в компании Toyota, — одна из наиболее
совершенных моделей бизнеса. Во многих ведущих мировых компаниях уже построено
бережливое производство, многие (в том числе и российские) компании находятся на
пути его внедрения. Книга призвана помочь преодолеть многочисленные препятствия
на пути практического внедрения принципов менеджмента Toyota.
С чего начать преобразования? Как создать стабильные процессы, по строить связанный
поток? Всегда ли следует стремиться к потоку единичных изделий?
В книге авторы развивают и углубляют модель 4P (философия, процессы, сотрудники
и партнеры, решение проблем), впервые описанную в бестселлере Джеффри
Лайкера «Дао Toyota». Множество советов, рекомендаций и примеров делают эту книгу
одним из лучших руководств по построению бережливого производства.
УДК 65.011;629.33
ББК 65.290;39.33
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке
издательства обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru
© The McGraw-Hill Companies, Inc., 2006
All rights reserved.
ISBN 978-5-9614-1626-8 (рус.)
ISBN 0-07-144893-4 (англ.)
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор О. Ильинская
Компьютерная верстка А. Фоминов
Художник обложки М. Соколова
Подписано в печать 28.03.2011.
Формат 70 90 1
/16
.
Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная.
Объем 36,5 печ. л.
Тираж 1500 экз. Заказ №
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006
ООО «Альпина»
123007, Москва,
ул. 4-я Магистральная, д. 5, стр. 1
Тел. (495) 980-53-54
e-mail: info@alpinabook.ru
www.alpinabook.ru
Стр.5
Содержание
Российский вектор развития японского чуда ............................................................. 11
Предисловие Дж. Лайкера к русскому изданию ........................................................ 13
Благодарности ..................................................................................................................... 18
Предисловие Дж. Шука .................................................................................................... 21
Введение ................................................................................................................................ 25
ЧАСТЬ I. УЧИМСЯ У TOYOTA ..................................................................................................27
Глава 1. Предыстория ................................................................................................. 29
Зачем нужно руководство по дао Toyota? .................................................. 29
Структура этой книги ............................................................................... 32
Обзор принципов дао Toyota ........................................................................ 35
Как работать с этой книгой ..................................................................... 43
ЧАСТЬ II. ЗАЧЕМ СУЩЕСТВУЕТ ВАША КОМПАНИЯ? .....................................................45
Глава 2. Определите цель своей компании и действуйте
в соответствии с ней .................................................................................................... 47
Какова философия вашей компании? ......................................................... 47
Понимание цели изнутри и извне .............................................................. 49
Создай собственную философию ................................................................ 55
Живи в соответствии со своей философией ............................................ 56
Заключи неписаный договор с сотрудниками и партнерами ................ 58
Сохраняй постоянство цели ....................................................................... 60
ЧАСТЬ III. СОЗДАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ..........................................................................................................63
Глава 3. Приступаем к сокращению потерь .......................................................... 65
Бережливое производство — это устранение потерь............................ 65
Философия долгосрочной перспективы применительно
к сокращению потерь ................................................................................... 69
Методика составления карт потока создания ценности .................... 71
Преимущества метода составления
карт потока создания ценности ........................................................................76
Составление карты текущего состояния ................................................ 76
Составляя карту текущего состояния, следует понимать свои задачи ....77
Ограничения метода составления карт
потока создания ценности ......................................................................... 84
Создаем поток шаг за шагом ...................................................................... 85
Стр.6
6
ПРАКТИКА ДАО TOYOTA
Последовательное и параллельное непрерывное совершенствование ... 88
Глава 4. Добейтесь базового уровня стабилизации ............................................ 93
Первым делом обеспечьте базовую стабильность ................................... 93
Показатели нестабильности ...................................................................... 94
Рассеять туман ............................................................................................. 95
Цели стабилизации ....................................................................................... 97
Стратегии стабилизации ........................................................................... 97
Найти и устранить крупные потери ...................................................... 98
Стояние в кругу ............................................................................................. 99
Стандартизированная работа — инструмент выявления
и устранения потерь .................................................................................. 100
5S и организация рабочего места ............................................................. 103
Объединение действий, отягощенных потерями .................................. 104
Повысить операционную готовность ..................................................... 110
Снизить вариабельность путем ее изоляции ....................................... 113
Выравнивание объема работ — фундамент для потока
и стандартизации ...................................................................................... 118
Глава 5. Создать связанный процессный поток ................................................ 121
Идеал — поток единичных изделий ........................................................ 121
Почему поток? ............................................................................................. 123
Меньше значит больше: сокращение потерь за счет
контроля перепроизводства ...................................................................... 125
Стратегии создания связанного потока процесса ................................ 130
Поток единичных изделий ......................................................................... 132
Важнейшие критерии наличия потока .................................................. 133
Вытягивание ................................................................................................. 137
Работа со сложным потоком .................................................................... 141
Система вытягивания в условиях производства на заказ ................... 143
Создание системы вытягивания между отдельными операциями ..... 145
Поток, вытягивание и устранение потерь ........................................... 152
Глава 6. Стандартизация процессов и процедур ............................................... 156
Носит ли стандартизация принудительный характер? .................... 156
Стандартизированная работа или нормирование труда? ................. 158
Цель стандартизации ................................................................................ 160
Стратегии введения стандартизированных
процессов и процедур ................................................................................... 163
Типы стандартизации ............................................................................... 164
Стандарты качества, безопасности
и охраны окружающей среды ..................................................................... 166
Стандартные технические требования ................................................. 167
Стр.7
Содержание
7 7
Стандартные процедуры ........................................................................... 169
Мифы о стандартизированной работе .................................................. 169
Стандартизированная работа ................................................................. 173
Документация на стандартизированную работу ................................ 174
Проблемы разработки процедуры стандартизированной работы .... 182
Аудит стандартизированной работы .................................................... 184
Стандартизированная работа как базис непрерывного
совершенствования ...................................................................................... 186
Время такта как расчетный параметр ................................................ 187
Важность визуального контроля .............................................................. 190
Стандартизация как инструмент устранения потерь ..................... 193
Глава 7. Выравнивание: будь подобен черепахе, а не зайцу .......................... 197
Парадокс выравнивания .............................................................................. 197
Хейдзунка — основа стандартизации
при планировании ресурсов ........................................................................ 198
Зачем вам это нужно? ................................................................................ 199
Сглаживание спроса для предшествующего процесса ............................ 201
Как обеспечить базовое выравнивание графика .................................... 205
Пошаговое выравнивание и развитие хейдзунка .................................... 211
Пошаговое выравнивание ............................................................................ 212
Точки управления ......................................................................................... 212
Точка управления для запасов ................................................................... 213
Выровненный график определяет порядок пополнения ........................ 214
Метод «нарезки на кусочки» при широком ассортименте ................. 216
Выравнивание — цель для всего предприятия ....................................... 222
Глава 8. Сделай остановку с целью решения проблем частью
производственной культуры .................................................................................. 227
Формирование культуры ............................................................................ 228
Роль дзидока: машины с самоконтролем ................................................ 233
Цикл решения проблемы............................................................................. 235
Свести время простоя линии к минимуму ............................................. 240
Встраивать проверку качества в каждую операцию ........................... 242
Пока-ёкэ ........................................................................................................ 244
Создание поддерживающей структуры ................................................... 255
Глава 9. Технология должна отвечать потребностям людей
и бережливых процессов ......................................................................................... 258
Назад к счётам ............................................................................................ 258
Каковы ваши представления о технологии, людях и процессах? ........ 261
Адаптируйте технологию к нуждам людей
и философии компании ..............................................................................264
Стр.8
8
ПРАКТИКА ДАО TOYOTA
Различные модели освоения технологии .................................................. 267
Оценивайте технологию с учетом обстоятельств ............................. 276
ЧАСТЬ IV. ВОСПИТЫВАЙ НЕЗАУРЯДНЫХ ЛЮДЕЙ И ПАРТНЕРОВ ..........................281
Глава 10. Воспитывай лидеров, которые знают систему снизу доверху ..... 283
Успех начинается с лидерства .................................................................. 283
Роль лидеров в Toyota .................................................................................. 285
Структура управления производством
на заводе Toyota в Джорджтауне .............................................................. 287
Структура управления офисным персоналом
на заводе Toyota в Джорджтауне .............................................................. 289
Требования к лидерам ................................................................................. 290
Текущие обязанности лидера группы ....................................................... 292
Формирование структуры управления производством ........................ 298
Отбор лидеров.............................................................................................. 300
Воспитание лидеров .................................................................................... 304
План преемственности руководства ....................................................... 305
Глава 11. Воспитывай незаурядных людей ......................................................... 308
«Мы не просто создаем машины, мы создаем людей» ........................... 308
Начните с отбора правильных людей ..................................................... 309
Новые сотрудники должны впитать культуру вашей компании ..... 312
Производственный инструктаж: ключ к высокому профессионализму .....314
Развитие и обучение членов команды
с учетом долгосрочной перспективы ....................................................... 327
Кружки качества ......................................................................................... 327
Система подачи предложений в Toyota ................................................... 331
Подготовка членов команды к исполнению обязанностей лидера ..... 333
Личное общение способствует сплочению .............................................. 335
Вкладывайте средства в совершенствование знаний
и навыков во всех сферах деятельности компании ............................... 336
Глава 12. Развивайте поставщиков и партнеров,
относитесь к ним как к части своего предприятия ........................................... 342
Поставщики-партнеры в условиях глобальной конкуренции ............. 342
Краткосрочная экономия или долговременное партнерство .............. 343
Подход Toyota к работе с поставщиками ............................................... 346
Семь характеристик партнерских отношений с поставщиками ..... 349
Создание расширенного бережливого предприятия ............................... 368
Бережливая и традиционная модель управления
взаимоотношениями с поставщиками .................................................... 373
Стр.9
Содержание
9 9
ЧАСТЬ V. РЕШЕНИЕ КОРЕННЫХ ПРОБЛЕМ В ХОДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ... 387
Глава 13. Подход Toyota к решению проблем .................................................... 389
Не только решение проблем ...................................................................... 389
Любая проблема — это возможность совершенствования ................. 391
История о решении проблемы................................................................... 396
Глава 14. Досконально разберись в ситуации и определи проблему ........... 408
Прежде чем стрелять, нужно прицелиться ........................................... 408
Чтобы добиться максимальных результатов,
нужно найти подлинную проблему .......................................................... 412
Изучение проблемы в обратном порядке ................................................. 419
Определение проблемы ................................................................................ 419
Выстроить доказательную аргументацию ........................................... 424
Глава 15. Провести глубокий анализ основной причины ............................... 428
Принципы результативного анализа ...................................................... 428
Поиск причин проблемы, которые поддаются устранению ................ 435
Свести анализ коренных причин к простейшим условиям ................. 437
Лучше один раз увидеть............................................................................. 438
Свести все воедино: отчет формата А3 ................................................ 441
Докапывайтесь до возможных причин .................................................... 441
Глава 16. Добиваясь консенсуса, оцени альтернативные решения .............. 445
Широкая оценка всех возможностей ........................................................ 445
Простота, затраты, контроль и возможность быстрого внедрения ....447
Выработка консенсуса................................................................................. 449
Проверка идей на результативность ...................................................... 449
Выбор оптимального решения .................................................................. 452
Достаточно правильно определить проблему,
и решение придет само собой .................................................................... 452
Глава 17. Планируй — делай — проверяй — воздействуй ............................ 454
Планируй: разработка плана действий .................................................. 455
Делай: внедрение решений .......................................................................... 458
Проверяй: контроль результатов ............................................................ 459
Воздействуй: внесение необходимых корректив
в решения и план действий ....................................................................... 462
Воздействуй: определение дальнейших действий ................................... 463
Наконец-то можно действовать ............................................................. 465
Глава 18. Как рассказать историю с помощью отчета формата A3 .............. 468
Меньше — значит лучше .......................................................................... 468
Определить назначение отчета формата A3 ...................................... 469
Процесс составления отчета формата A3 при решении проблем .... 472
Стр.10
10
ПРАКТИКА ДАО TOYOTA
Краткое содержание отчета формата A3 ............................................ 474
Рекомендации по оформлению .................................................................. 475
Итоговый вид отчета формата A3 о решении проблемы ................. 477
Заключительный комментарий ............................................................... 481
ЧАСТЬ VI. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ .......................................................................485
Глава 19. Стратегия и тактика внедрения бережливого производства ....... 487
С чего начать? ............................................................................................. 487
Уровни внедрения бережливого производства,
стратегии и инструменты ....................................................................... 488
Наберитесь терпения, чтобы сделать все как надо ............................ 516
Глава 20. Руководство переменами ....................................................................... 529
Можно ли избежать корпоративных принципов
при освоении бережливого производства? ................................................ 529
Лидеры высшего, среднего и низового уровня .......................................... 532
Можете ли вы измерить путь к бережливому производству? ........... 555
Изменить поведение, чтобы изменить культуру ................................. 562
Подключить к обучению партнеров ....................................................... 567
Пожалуйста, попробуйте… и сделайте все, что в ваших силах ....... 570
Об авторах ......................................................................................................................... 577
Предметный указатель .................................................................................................... 579
Стр.11