УДК 65.011
ББК 65.290-2
Н60
Перевод Ю. Рубаника (гл. 1–18), Ю. Адлера и В. Шпера (гл. 19–32)
Научные редакторы Ю. Адлер, Ю. Рубаник, В. Шпер
Редактор М. Бурдина
Выпускающий редактор С. Турко
Н60
Нив Г.
Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса
Эдвардса Деминга / Генри Нив ; Пер. с англ. — 3-е изд. — М.:
АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 368 с.
ISBN 978-5-9614-4601-2
Книга доктора Генри Нива, ученика, близкого друга и коллеги доктора Деминга,
считается, по общему мнению, лучшей интерпретацией учения Деминга
о новом менеджменте.
Принципиально иной, гуманистический взгляд на менеджмент, развитый
доктором Демингом во второй половине прошлого века, гармонично объединяет
цели владельцев бизнеса, менеджеров и остальных сотрудников. Лозунг нового
менеджмента «Выигрывают все» отражен в знаменитых 14 пунктах и теории
глубинных знаний.
Методы и подходы доктора Деминга универсальны. Они применимы как для
банков и крупного бизнеса, так и для малых предприятий и организаций; с успехом
работают в промышленности, сфере обслуживания, здравоохранении, образовании,
страховании, торговле, государственном управлении и т. д.
Книга адресована руководителям и предпринимателям, а также преподавателям
и студентам экономических специальностей.
УДК 65.011
ББК 65.290-2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru
© Henry R. Neave, 1990.
Printed in English in the USA by SPC Press, Knoxville,
Tennessee.
All Rights Reserved
ISBN 978-5-9614-4601-2 (рус.)
ISBN 0-945320-36-1 (англ.)
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор И. Голубева
Компьютерная верстка А. Абрамов
Художник обложки Е. Сыроквашина
Подписано в печать 02.12.2013.
Формат 701001/16.
Бумага офсетная № 1. Объем 23,0 печ. л.
Тираж 500 экз. Заказ №
© Рубаник Ю.Т., перевод, гл. 1–18
© Перевод, гл. 19–32. ООО «Московское
перестраховочное общество», 2005
© Оформление. ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2014
ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР»
123060, Москва, а/я 28
Тел. (495) 980-53-54
www.alpinabook.ru
e-mail: info@alpinabook.ru
Знак информационной продукции
(Федеральный закон
№ 436-ФЗ от 29.12.2010 г.)
0+
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Куда же ведут нас Генри Нив и Эдвардс Деминг?
Предисловие научных редакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Предисловие Уильяма Эдвардса Деминга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Предисловие автора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Часть 1
РИСУЕМ ФОН
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава 1. Точка зрения Деминга на новейшую историю
промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Глава 2. Краткая биография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Четырнадцать пунктов программы Деминга
для менеджмента. Болезни и препятствия
на пути преобразований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 4. Вариации (изменчивость) и управление процессами . . . 75
Часть 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Глава 5. Эксперимент «воронка и мишень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Глава 6. Эксперимент с красными бусинами . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Глава 7. Операциональные определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Глава 8. Процессы и системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Стр.6
6
Организация как система
Глава 9. Цикл Деминга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Глава 10. Проблемы с числовыми показателями . . . . . . . . . . . . . . . 147
Глава 11. Будет ли удовлетворение требованиям допусков
достаточным условием качества?
Функция потерь Тагути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Глава 12. Функция потерь Тагути:
более подробное рассмотрение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Часть 3
НОВЫЙ КЛИМАТ
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Глава 13. Радость от работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Глава 14. Инновации, а не просто улучшения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Глава 15. Сотрудничество: выигрывают все.
Становой хребет новой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Часть 4
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Глава 16. Теория и поиск примеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Глава 17. Качество и усердные старания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Глава 18. Система глубинных знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Часть 5
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ СНОВА ПЕРЕД НАМИ
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Глава 19. Пункт 1: постоянство цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Глава 20. Пункт 2: новая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Глава 21. Пункт 3: покончите с зависимостью от массовых
проверок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Глава 22. Пункт 4: покончите с практикой заключения
контрактов по самым низким ценам . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Глава 23. Пункт 5: улучшайте каждый процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Глава 24. Пункт 6: введите в практику подготовку
и обучение персонала на рабочем месте . . . . . . . . . . . . . . 284
Стр.7
Оглавление
7
Глава 25. Пункт 7: учредите лидерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Глава 26. Пункт 8: изгоняйте страх. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Глава 27. Пункт 9: разрушайте барьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Глава 28. Пункт 10: откажитесь от пустых лозунгов
и призывов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Глава 29. Пункт 11: исключите произвольные
количественные цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Глава 30. Пункт 12: дайте сотрудникам возможность
гордиться своей работой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Глава 31. Пункт 13: поощряйте стремление к образованию . . . . . 332
Глава 32. Пункт 14: вовлеченность высшего руководства
и его действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Эпилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Британская ассоциация Деминга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Разрешения на цитирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Стр.8