УДК 159.922.7
ББК 88.8
А 507
Перевод с английского под общей редакцией В. В. Зеленского
Права на издание на русском языке принадлежат В. В. Зеленскому.
А 507
Аллан, Джонн.
Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках
/ Дж. Аллан ; пер. с англ. В. В. Зеленского. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 265 с. —
Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2021. — (Современная психология:
теория и практика). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7312-0977-9
Книга «Ландшафт детской души» представляет собой обстоятельное описание десятилетнего
опыта работы глубинного психолога с детьми и подростками. В книге используется
юнгианский подход, который позволяет психотерапевту обеспечить «безопасное пространство»
для лечения и предлагает для этого соответствующие конкретные материалы и средства.
В этом контексте исцеление осуществляется как с помощью самого психотерапевта,
так и с помощью действий, образов и фантазий, приводящих к эмоциональной реализации
и личностному росту. Краски, карандаши, цветные мелки, игрушки и глина служат столь же
важными средствами выражения, движения и развития, как и акты творчества, воображения,
игры и драмы. Эти формы деятельности позволяют ребенку перейти от переживания первоначальной
утраты, страданий и отчаяния к восстановлению самоконтроля и хорошего
настроения.
Важно подчеркнуть, что данная книга является незаменимым практическим пособием
для университетских центров, медицинских и педагогических институтов, для детских клиник
и диспансеров, центров социальной и психотерапевтической работы с детьми и подростками
и позволяет родителям, учителям, социальным работникам, психологам и психотерапевтам
лучше понять не только реального ребенка, но и того «ребенка», который живет
в душе каждого взрослого.
УДК 159.922.7
ББК 88.8
Электронное издание на основе печатного издания: Ландшафт детской души. Юнгианское
консультирование в школах и клиниках / Дж. Аллан ; пер. с англ. В. В. Зеленского. — Москва :
Институт общегуманитарных исследований, 2020. — 264 с. — (Современная психология:
теория и практика). — ISBN 978-5-88230-376-0. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7312-0977-9
© Allan J.
© Зеленский В. В., перевод на русский язык, 2020
© ИОИ, издание и оформление, 2020
Стр.5
Содержание
Предисловие автора к русскому изданию
Предисловие
Вступление
5
7
16
у маГлава 1. Эмоционально-символическая коммуникация
Теоретическая основа: юнгианский подход
Раннее детство
леньких детей: теория и практика
Коммуникативная методика
Обеспечение эмоционально-символического выражения
с помощью группового метода
Примеры
еоретическая основа
Серийное рисование
Методы
20
20
22
25
27
29
ТГлава 2. Серийное рисование: юнгианский подход в работе с детьми 40
Символические темы.
Стадии серийного рисования
Другие средства серийного подхода
Примеры
Поведение консультанта во время занятий
Особенности методики серийного рисования
Недирективный подход
Роль консультанта
Направленный подход
ексуальное насилие
Физическое насилие
Частично направленный метод
40
41
42
43
44
47
50
50
52
52
63
65
76
рГлава 3. Использование методов спонтанного и направленного
Сисования в лечении детей с сексуальными и физическими травмами 83
83
92
Стр.261
вГлава 4. Стратегия визуализации розового куста для определения
Анализ данных
озможного жестокого обращения с ребенком
Методика
Результаты
Анализ оценщиков
Анализ конкретных материалов
Заключительные замечания
Анализ категорий Элкиша
Анализ высказываний
серьеГлава 5. Спонтанные рисунки в консультировании
Представление о самом себе
Спонтанные рисунки
Метод
зно больных детей
Конкретное исследование
Иллюстративный материал
Обсуждение
пГлава 6. Земля, огонь, вода и солнце: архетипические методы
реподавания изобразительного искусства в школе
Преподавание изобразительного искусства
Истоки
Цель
Современные проблемы
Метод
Реализация
Критика современных методов
Альтернативы
Стадия 1: стимулирование путем обсуждения
тадия 3: работа над рисунками
Оценка
Результаты
ССтадия 2: релаксация и направленное формирование образов 152
Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы
Конкретные темы и направленное воображение
Стадия 1: предварительное обсуждение
тадия 3: работа над рисунками
149
150
150
152
152
152
153
154
101
102
103
104
105
105
105
107
111
113
114
115
117
118
120
136
138
138
138
139
140
144
144
146
148
148
ССтадия 2: релаксация и направленное формирование образов 148
Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы
Стр.262
Земля
Огонь
Вода
Солнце
Обсуждение
Сопоставление по классам
Оценка с точки зрения художественной терапии
иОценка с точки зрения преподавания
154
155
157
158
160
160
162
зобразительного искусства
в конГлава 7. Общеизвестная детская символика
Цвет
Широко распространенные детские символы
в лГлава 8. Разыгрывание фантазии
Резюме
ечении психотического ребенка
Поведение в начале лечения
2. Депрессия
Обсуждение
3. Тревога и страх
4. Зависимость
5. Индивидуация
уГлава 9. Креативная драма с отреагированием (acting out)
чеников 6 и 7 классов
Проблема
Метод
Цели
Участники
Результаты
Стадии развития
Психологические темы
Оценка
Поведение во время розыгрыша фантазий
1.Гнев
164
сультировании с использованием изобразительных средств 170
170
172
172
180
180
182
182
185
185
189
194
196
1. Ответы «да» или «нет»
2. Предпочтительные типы драмы
3. Желание режиссировать и играть любимые роли
4. Предложения по улучшению
5. Оценка помощников и учителей
201
202
202
204
205
205
206
206
212
212
213
214
214
214
Стр.263
Обсуждение
Выводы и рекомендации
215
221
рГлава 10. Серийные сочинения как психотерапевтический подход к подостку,
подвергшемуся избиениям
Основания для лечения
Метод
Результаты
1. Сон
2. Призрак
3. Последняя ночь моей мамы
4. Бешеная собака
5. Незваный гость
6. Посылка
7. Ураган
8. Тварь
Обсуждение
9. Спасение
Глава 11. Игра с песком
История вопроса
Метод
223
224
225
225
225
226
227
229
230
231
232
232
233
235
Общие стадии игры с песком
Отзывы учителей
Конкретное исследование
Обсуждение
Выводы
Приложение А. Розовый куст: направленная фантазия
рПриложение Б. Опрос детей после окончания
исования розового куста
БИБЛИОГРАФИЯ
237
237
238
240
241
241
244
245
246
248
249
Стр.264