УДК 331.108.34+658.3
ББК 65.240
И20
И20
Иванова С.
50 советов по рекрутингу / Светлана Иванова. — М.: Альпина
Паблишер, 2016. — 256 с.
ISBN 978-5-9614-5068-2
В своей новой книге Светлана Иванова сформулировала наиболее
важные советы HR-менеджеру, которые научат правильно
действовать и при найме специалистов среднего и низшего звена,
при продвижении и ротации сотрудников внутри компании, а также
при хедхантинге — поиске специалистов высшего звена: топменеджеров,
главных бухгалтеров, коммерческих директоров и т. д.
Светлана Иванова — признанный HR-гуру и бизнес-тренер, автор
девяти книг, среди которых такие бестселлеры, как «Искусство подбора
персонала», «Оценка компетенций методом интервью», «Развитие
потенциала сотрудников» и «Продажи на 100%».
В качестве бонуса к книге идут советы по эффективной коммуникации
рекрутера от Дмитрия Болдогоева и статья по массовому
найму персонала от Ларисы Шинкаренко.
Книга окажет неоценимую помощь менеджерам по подбору
персонала и руководителям компаний.
УДК 331.108.34+658.3
ББК 65.240
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-5068-2
Руководитель проекта И. Трушина
Корректор Е. Чудинова
Компьютерная верстка А. Фоминов
Дизайн С. Тимонов
Подписано в печать 04.02.2015.
Формат 70×90 1/32. Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная. Объем 8 печ. л.
© Светлана Иванова, 2012
© ООО «Альпина Паблишер», 2016
ООО «Альпина Паблишер»
123060, Москва, а/я 28;
Тел.: (495) 980-53-54
e-mail: info@alpina.ru
www.alpina.ru
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
50 советов от Светланы Ивановой . . . . . . . . . . . . . . 9
Воспринимайте эффективный рекрутмент
как основу результативного управления . . . . . . . . . .11
Помните, что рынок труда —
это прежде всего рынок,
на нем действуют все рыночные законы . . . . . . . . . .14
Определяйте потребность в персонале заранее . . .18
Включайте в KPI рекрутера
не только своевременное закрытие вакансии,
но и процент кандидатов, прошедших
испытательный срок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Формулируйте профиль компетенций
предельно точно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Используйте для определения компетенций
метод РДК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Ранжируйте компетенции в профиле
по приоритетам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Используйте для создания профиля логический
метод четырех уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Применяйте прецедентный подход
к формированию профиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Стр.4
50 советов по рекрутингу
При формировании профиля компетенций
учитывайте этап жизненного цикла,
на котором находится компания . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Учитывайте совместимость кандидата
с руководителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Правильно оценивайте биографические факторы . .54
Нельзя делать заключение о кандидате только
на основе анализа его прошлого опыта . . . . . . . . . . .58
Оценивайте у кандидата не только зону МОЖЕТ,
но и зону ХОЧЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Избегайте ошибок из-за социально-желательных
ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Запомните, что темп, хаотичность и лидерство —
залог успешной оценки кандидата в ходе интервью . . .68
Проверяйте предположения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Заботьтесь об имидже компании . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Учитывайте специфику проведения интервью
с молодыми специалистами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Учитывайте особенности кандидатов, которым
очень давно не приходилось искать работу . . . . . . . .85
Рассчитывайте время интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Используйте отсекающие интервью . . . . . . . . . . . . . . .92
Оптимизируйте коллективные интервью . . . . . . . . . .97
Стройте эффективные цепочки интервью . . . . . . . . .102
Обсуждайте и принимайте решения правильно . . .106
4
Стр.5
Содержание
Оптимизируйте выбор источников поиска . . . . . . . .110
Анализируйте эффективность источников поиска . .113
Используйте все возможности печатных изданий . .116
Работайте с агентствами —
добивайтесь максимального КПД . . . . . . . . . . . . . . . .121
Правильно используйте «бегущую строку» . . . . . . . .125
Учитывайте тонкости использования наружной
рекламы, рекламы в транспорте и на радио . . . . . .128
Ведите базу данных рекомендателей . . . . . . . . . . . .131
Работайте с учебными заведениями . . . . . . . . . . . . .133
Используйте принцип «Приведи кандидата» . . . . . . .136
Прислушайтесь к рекомендациям клиентов . . . . . .142
Не забывайте о внутреннем рекрутменте . . . . . . . .144
Используйте телефонное интервью . . . . . . . . . . . . . .148
Правильно получайте и проверяйте
рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Определите, когда лучше использовать
хедхантинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Грамотно снимайте заказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Помните: в хедхантинге нет мелочей . . . . . . . . . . . . .166
Составляйте базу для хедхантинга
на системной основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Грамотно выходите на интересующего
вас человека при хедхантинге . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
5
Стр.6
50 советов по рекрутингу
Помните, что успех первого телефонного
контакта — основа успеха хедхантинга . . . . . . . . . .182
Подготовьтесь к личной встрече . . . . . . . . . . . . . . . . .188
Четко определяйте момент Х,
когда надо отойти в сторону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Постарайтесь провести личную встречу
с максимальной эффективностью . . . . . . . . . . . . . . .196
Мягко и корректно выходите из ситуации
в случае отказа кандидату . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Обсудите с руководителем, как ему стоит
вести себя с кандидатом хедхантинга . . . . . . . . . . . .207
Ведите статистику отказов и согласий, а также
изучайте свои конкурентные преимущества . . . . . .210
10 советов от Дмитрия Болдогоева . . . . . . . . . . . 213
Позиционируйте себя правильно . . . . . . . . . . . . . . . .215
Ведите себя правильно в «ситуации
некомпетентности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
Используйте технологию работы
с возражениями «4 шага» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Используйте рефрейминг как прием
аргументации и презентации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Рассказывайте истории успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
Выбирайте методы аргументации
в зависимости от типа референции . . . . . . . . . . . . . .234
Используйте прием вовлечения . . . . . . . . . . . . . . . . .237
6
Стр.7
Содержание
Применяйте метод «продажи недостатков»
как инструмент презентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Правильно проведите презентацию . . . . . . . . . . . . .241
Правильно завершайте переговоры . . . . . . . . . . . . .246
Массовый подбор персонала
(Лариса Шинкаренко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.8