КОММЕНТАРИЙ
№ 5 (138) СЕНТЯБРЬ 2022
Главный редактор
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОЖЕРЕЛЬЕВ
m.ozhereliev@5koleso.ru
Директор по работе с автопредставительствами
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ
Корреспондент
МАКСИМ ПРИХОДЬКО
Главный дизайнер
АЛЕКСЕЙ ФЕШИН
Дизайнер
ТИХОН СИКУЛЕР
Цветокоррекция и препресс
АНДРЕЙ КОНОВАЛОВ
Руководитель отдела рекламы
ВИТАЛИЙ АВДЕЕВ
Тел. (499) 455-1663
v.avdeev@5koleso.ru
АЛЕНА КЕЧИНА
АЛЛА ЮШКОВА
Отдел дистрибьюции и подписки, руководитель
МАРИЯ ВОРОБЬЕВА
m.vorobyeva@5koleso.ru
Журнал «Автопарк 5 Колесо»
регистрационный номер и дата принятия решения
о регистрации: серия ПИ № ФС77-73109
от 09.06.2018 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций.
Тираж 27 200 экземпляров
Учредитель и издатель ООО «5К»
www.5koleso.ru
Адрес учредителя и издателя
197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., 5, литер А,
пом. 13-Н, комната 102, офис 412А, тел. (499) 455-1663
Адрес редакции
129090, Москва, ул. Щепкина, 31, БЦ «Этмия III»,
4 этаж, тел. (499) 455-1663
Типография ООО «ППК»
143405, Московская обл., г. Красногорск,
Ильинское ш., 4 км, п/о Красногорск 5
Онлайн-подписка
podpiska.pochta.ru — индекс ПН 355
(интернет-каталог)
ural-press.ru — индекс 10444
(интернет-каталог)
Каталог Крыма — индекс 22846 (печатный каталог)
Веб-сайт: 5koleso.ru/avtopark
e-mail: info@5koleso.ru
Электронная подписка на новости журнала:
autopark@5koleso.ru
ВО ВЕСЬ
РОСТ
В КОНЦЕ АВГУСТА МИНПРОМТОРГ ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ АВТОПРОМА.
ИЗ ДОКУМЕНТА СТАЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО РОССИЯ НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАДЕЖД НАГНАТЬ МИР
ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ В ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ДВС, СДЕЛАВ СТАВКУ НА ЛОКАЛИЗАЦИЮ
ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, АВТОМАТИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ И СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ.
В
2022 году такое упорство даже восхищает:
гораздо более технически простая
опция локализации электромобилей
отвергнута без объяснений. В целом план
такой: электромобилей в РФ будет 15 % рынка
к 2030 году, как ранее и планировалось,
и только тогда «приоритет государственной
поддержки должен быть изменен с сегмента
автомобилей с двигателем внутреннего сгорания
на сегмент электрических и других перспективных
автомобилей». Примечательно,
что в ЕС с 2035 года ДВС планируют как раз
перестать выпускать. А в России в этот момент
«высоколокализованные» электромобили
займут 20–30 % рынка.
Получается, что недюжинные усилия
по локализации и объемы производства
в итоге будут размазаны между ДВС
и электромобилями. Откуда тогда возьмется
эффект масштаба, которого и раньше не хватало
для локализации?
МЫ В TELEGRAM
@FIFTHKOLESOMAGAZINE
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламы.
Использование любых материалов из журнала,
включая дизайнерские разработки,
возможно только после согласования с редакцией.
Издание распространяется прямой рассылкой
и по подписке. Цена свободная.
ДАТА ВЫХОДА В СВЕТ 05.09.2022
16+
Если идея в том, чтобы производить хоть
какие-то машины до момента, пока не будет
обеспечен выпуск электромобилей, то это все
равно потребует импорта компонентов, которых
в России нет, — автоматической коробки
передач или ABS. Так уже делает, например,
АвтоВАЗ, закупая компоненты в Китае.
Вот именно поэтому концептуальная идея
«Стратегии-2035» — технологический суверенитет.
Все нанизано на тростинку обособления
России от мирового разделения труда, от иностранных
поставщиков и многих рынков сбыта.
Экспортные направления сужаются до стран
ЕАЭС, Африки, Азии и Латинской Америки.
А главным посылом, красной нитью, проходящей
через 45 страниц «Стратегии», становится
локализация. К слову, она и раньше была
отличительной чертой нашего автопрома,
аккурат с первой концепции его развития.
Ровно 20 лет правительство тянуло автопром
в локализацию и… уперлось в экономический
тупик: производство некоторых видов узлов
и деталей локализовывать нецелесообразно.
Допустим, чтобы сделать блок управления
полностью российским, нужно создать заново
индустрию электронных компонентов,
пригодных для автоматического монтажа, —
резисторов, конденсаторов, полупроводников.
Производство специализированных микросхем
для промышленного применения в мире делается
всего на нескольких фабриках, миллиардными
тиражами, что обеспечивает всю мировую
индустрию. Создавать аналогичные мощности
— безумие, они не только не окупятся,
но даже не смогут следовать за прогрессом,
ведь мало изготавливать, нужно постоянно совершенствовать
форм-факторы новых микросхем
и процессоры.
Примиряет с документом в первую
очередь вопрос, а важно ли для реального
будущего, что именно написано
в «Статегии-2035»? В действующем документе,
например, предполагалось, что
рынок в 2022 году составит 1,95 млн легковых
и легких коммерческих машин, а сейчас
Минпромторг ожидает лишь 600 тыс.
Конечно, никто в отрасли не мог предугадать,
что начнется специальная военная
операция на Украине. Но планирование в автопроме
России, кажется, еще ни разу не отразило
действительности, начиная с оптимистичных
прогнозов о росте рынка до 3 млн
автомобилей. Они привели к утерянному
теперь увеличению мощностей автозаводов
в РФ и разнообразию локальных марок. Но не
сбылись.
МИХАИЛ ОЖЕРЕЛЬЕВ,
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тем не менее «Стратегия-2035» утверждает:
в массовом сегменте локализация
к 2026 году должна составить 90 %, а доля
отечественных производителей — не менее
половины. Если первой цели достигать
«в лоб», то мы обречены как минимум на выпуск
существующих моделей — без особой
перспективы их модернизации, не говоря
уже про регулярную замену. Любое следование
за прогрессом — нормы Евро-6, гибридизация,
электромобилизация — потребует
несоразмерно больших инвестиций. То,
для чего в мире есть готовые решения, нам
придется копировать, создавая новые индустриальные
базы. Пока мы их создадим, мир
уйдет вперед на одно-два технологических
поколения.
СЕНТЯБРЬ 2022 АВТОПАРК
1
Стр.3