Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Преддипломный семинар

0   0
АвторыКапустина Наталья Геннадьевна, Бакшеева Этери Павловна, Рассказова Наталья Петровна, Багнетова Екатерина Михайловна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц114
ID824628
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены теоретические основы построения научных исследований: методологические принципы, структура и содержание исследований, методы исследований в области дефектологии; раскрываются требования к оценке выпускной квалификационной работы, ее оформлению, примеры оформления содержания и ведения данной категории работы. Пособие адресовано всем, кто проводит исследование, и тем, кто обучает исследовательской работе, а также организует и управляет ею в системе образования.
Преддипломный семинар : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность "Дошкольная дефектология" (уровень бакалавриата) / Н.Г. Капустина, Э.П. Бакшеева, Н.П. Рассказова, Е.М. Багнетова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 114 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824628 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преддипломный_семинар.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Преддипломный_семинар.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРЕДДИПЛОМНЫЙ СЕМИНАР 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Учебно-методическое пособие Направление подготовки Направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) Сургут, 2022
Стр.1
УДК 376:378.147.34(075.8) ББК 75.500р30я73-9 П 71 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Л.Л. Лашкова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ «Сургутского государственного педагогического университета» В.В. Гагай, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Преддипломный семинар : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03 П 71 Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата) / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители Н. Г. Капустина, Э. П. Бакшеева, Н. П. Рассказова, Е. М. Багнетова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 113, [1] с. – Текст : непосредственный. В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы построения научных исследований: методологические принципы, структура и содержание исследований, методы исследований в области дефектологии; раскрываются требования к оценке выпускной квалификационной работы, ее оформлению, примеры оформления содержания и введения данной категории работы. Данное учебно-методическое пособие адресовано всем, кто проводит исследование, и тем, кто обучает исследовательской работе, а также организует и управляет ею в системе образования. Пособие адресовано обучающимся по образовательным программам бакалавриата. Цель пособия – оказание действенной помощи обучающимся в организации и осуществлении такого вида самостоятельной деятельности как выпускная квалификационная работа. Пособие будет полезно также педагогам-практикам, осуществляющим научно-исследовательскую деятельность в образовательных организациях в рамках темы по самообразованию. УДК 376:378.147.34(075.8) ББК 75.500р30я73-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................................................. 4 Тема 1. Наука и общество ...................................................................................................................... 6 Тема 2. Методология науки ................................................................................................................... 9 Тема 3. Научные исследования ............................................................................................................. 14 Тема 4. Научная проблема как исходный пункт исследования ......................................................... 16 Тема 5. Научный аппарат исследования .............................................................................................. 19 Тема 6. Понятийный аппарат исследования ........................................................................................ 21 Тема 7. Методы научного исследования .............................................................................................. 23 Тема 8. Гипотеза в научном исследовании .......................................................................................... 30 Тема 9. Эмпирическая часть научного исследования ......................................................................... 34 Тема 10. Текст как способ представления данных исследования ...................................................... 37 Тема 11. Визуальный контент ВКР ....................................................................................................... 40 Список рекомендуемой литературы и источников ....................................................................... 44 Приложения ........................................................................................................................................... 46 Приложение 1. ........................................................................................................................................ 46 Приложение 2. ........................................................................................................................................ 48 Приложение 3. ........................................................................................................................................ 52 Приложение 4. ........................................................................................................................................ 58 Приложение 5. ........................................................................................................................................ 59 Приложение 6. ........................................................................................................................................ 65 Приложение 7. ........................................................................................................................................ 66 Приложение 8. ........................................................................................................................................ 66 Приложение 9. ........................................................................................................................................ 67 Приложение 10. ...................................................................................................................................... 68 Приложение 11. ...................................................................................................................................... 73 Приложение 12. ...................................................................................................................................... 73 Приложение 13. ...................................................................................................................................... 74 Приложение 14. ...................................................................................................................................... 75 Приложение 15. ...................................................................................................................................... 81 Приложение 16. ...................................................................................................................................... 90 Приложение 17. ...................................................................................................................................... 99 Приложение 18. ...................................................................................................................................... 105 Приложение 19. ...................................................................................................................................... 107 Приложение 20. ...................................................................................................................................... 111 Приложение 21. ...................................................................................................................................... 112 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Обоснование актуальности учебно-методического пособия. Современное общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемых. В связи с чем в последние десятилетия в нормативных документах, касающихся сферы образования, в работах отечественных теоретиков и практиков образования подчеркивается важность и необходимость усиления исследовательской работы обучающихся, развития навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Сегодня это одно из приоритетных направлений современного высшего образования. Важность научно-исследовательской работы в процессе подготовки бакалавров, магистров и аспирантов специально подчеркивается разработчиками нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования. Так во ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) (https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-03-specialnoe-defektologicheskoe-obrazovanie-123), определены три обязательных блока структуры программы бакалавриата. Третий из них – «Государственная итоговая аттестация», включающий подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации) и выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). Таким образом, основной заказчик подготовки дефектологов – государство, настаивает на том, что современный дефектолог должен уметь грамотно осуществлять научное исследование в своей профессиональной сфере. Для того чтобы сформировать необходимые для этого компетенции и помочь выпускникам в организации научного исследования и подготовке ВКР в учебный план включена дисциплина «Преддипломный семинар». Данное учебное пособие призвано поддержать изучение курса и обеспечить условия для освоения выпускниками закономерностей, норм и правил деятельности в сфере дефектологии. Оно обеспечивает не только усвоение теоретических основ, но и показывает, как их применять в практической деятельности. В связи с этим учебно-методическое пособие может служить средством самообразования как бакалавров-выпускников, так и начинающих профессионалов. Цель учебно-методического пособия – оказывать содействие выпускникам-бакалаврам на протяжении всего цикла работы над ВКР, начиная от разработки дизайна ее пилотного проекта до грамотной реализации, правильного оформления и подготовки к ее защите. Согласно рабочему учебному плану бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в процессе выполнения ВКР у выпускников формируются следующие универсальные и профессиональные компетенции: УК-1 – Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять ную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума В результате выполнения выпускной квалификационной работы каждый выпускник должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать: УК. 1.1.1. Сущность понятия «информация», подходы к его определению (функциональный, деятельностный и когнитивный аспекты понятия философский подход) УК. 1.1.2. Сущность методов работы с информацией (основные понятия, необходимых для реализации поиска, анализа, обобщения информации; методы научного познания; основные формы и способы преобразования информации) УК. 1.1.4. Сущность понятия «цель» и требования к ней УК. 1.1.5. Сущности и принципов системного подхода в профессиональной деятельности УК. 1.1.6. Методы системного подхода для решения проектных, исследовательских, учебных задач ПК. 2.1.2. Знание основ профилактики нарушений у обучающихся, способов проведения профилактических мероприятий уметь: УК. 1.3.1. Формулировать цель поиска, критического анализа и синтеза информации УК. 1.3.5. Обосновывать выбор метода познания для решения поставленных задач УК. 1.3.6. Применять методы и средства поиска информации 4 системный подход для решения поставленных задач; ПК-2 – Способен проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекцион
Стр.4
ПК. 2.3.1. Отбирать содержание и планировать проведение профилактических мероприятий с детьми с ОВЗ ПК. 2.2.1. Уметь определять содержание и алгоритм действий при организации профилактических мероприятий с детьми с ОВЗ и для детей с ОВЗ ПКО. 2.2.2. Уметь определять содержание и последовательность действий разработки программы психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ ПК. 2.3.2. Разрабатывать программу психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ получить опыт: УК. 1.4.2. Анализа специальной литературы при решении учебных задач УК. 1.4.5. Реализации принципов системного подхода при решении поставленных задач Особенности пособия, его отличие от предыдущих. В настоящее время существует ряд учебных пособий по научным исследованиям в области психологических и педагогических наук и образования (О.В. Артемьева, Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Н. Ноос и др.). Это качественные всеобъемлющие работы известных методологов современного образования. Вместе с тем обучающемуся, приступающему к самостоятельному исследованию, зачастую не достает понимания необходимости конкретных действий и содержания определенных шагов. Предлагаемое учебно-методическое пособие стремится преодолеть этот пробел. Выполняя последовательно задания для самостоятельной работы, бакалавры-выпускники в начале изучения курса должны разработать дизайн пилотного проекта своей ВКР, а в последующем, обращаясь к учебно-методическому пособию, – выполнить и оформить полноценную качественную работу и успешно ее защитить. Помимо этого, данное учебно-методическое пособие отличает от уже существующих включение заданий, связанных с изучением и анализом авторефератов диссертационных исследований. Структура пособия. Каждая тема в пособии включает в себя два блока: первый – целеполагание, второй – сущностно-смысловой. Блок целеполагания содержит формулировку цели и задач постижения конкретной темы, а также перечисление планируемых результатов ее изучения. Дизайн сущностно-смыслового блока образуют шесть компонентов: вопросы для размышления, на которые необходимо дать ответ ДО знакомства со справочными материалами; справочный материал; вопросы для самопроверки; практические задания для самостоятельной работы над ВКР; источники; приложения к теме. С материалами каждой темы целесообразно знакомиться по порядку: от блока целеполагания к сущностно-смысловому блоку. Внутри блоков также требуется соблюдать последовательность знакомства с материалом: от формулировки ответов на вопросы, предваряющих изучение темы, затем справочный материал, вопросы для самопроверки, выполнение практических заданий и последнее – ознакомление с Приложениями к теме. Стремление перейти сразу к какому-либо компоненту темы может привести к сложным ситуациям при выполнении практических заданий и снижению качества их выполнения. При необходимости к пройденным материалам можно возвращаться в любой последовательности. В заключение авторы пособия желают Вам успехов в самостоятельной работе над исследованием и ВКР и советуют не забывать мудрые слова Альберта Эйнштейна (Фото с сайта: https:// interesnyefakty.org/foto-ejnshtejna): Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.