нновости | Почему количество неиспол -
сен ных решений Конституционного
уда не уменьшается —3
нмировая политика | Россия внесла на рассмотрение ООН
по международной информационной безопасности —6
овый, третий по счету проект Конвенции
ноделовые
07 Weatherford
вости
не выходит из скважины
Компания продолжит
бизнес в РФ
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Понедельник 22 мая 2023 №88/П (7533 с момента возобновления издания)
спорт | Даниил Медведев завоевал
свой первый титул на грунте, выиграв
Открытый чемпионат Италии —12
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
новости | Депутаты разработают законодательный
механизм передачи невостребованных тел
для подготовки врачей в вузах —5
Контейнеры едут фрахтически нормально
Стоимость перевозки из Китая в РФ упала на треть
Стоимость перевозки контейнеров
из Китая в РФ как морем,
так и по железной дороге упала
с начала года на 30–35%, отмечают
опрошенные „Ъ“ участники
рынка. По их мнению, сезонный
спад перевозок после
китайского Нового года усугубился
появлением новых морских
рейсов из Китая в Петербург
и Новороссийск, которые
перетягивают на себя часть
груза, давя на ставки. Логисты,
хотя и ожидают замедления
снижения ставок, не видят
шансов на их возврат к перегретому
уровню 2020–2021 годов,
отмечая, что сегмент контейнерных
перевозок опять становится
рынком клиента.
Ставки на перевозку контейнеров
из Китая в РФ железной дорогой,
сокращавшиеся весь прошлый год,
резко упали с начала года. По оценкам
гендиректора ModernWay Николая
Ольшанского, ориентировочный
уровень ставок на перевозку
40-футового контейнера из основных
китайских портов до Москвы
упал с уровня $12–13 тыс. (цена
в 2021 году) до $8–9 тыс. (конец
2022 — начало 2023 года). В мае
2023 года тарифы еще снизились
и составляют около $6–6,5 тыс., говорит
он. В феврале доставка 40-футового
контейнера по маршруту
Китай—Москва стоила в районе
$10 тыс., а сейчас — $6,5 тыс., говорит
Владислав Федоров, директор
по логистике «Альфа Транзит». С января,
соглашается глава отдела железнодорожных
перевозок Stalogistic
Алеся Кувеко, ставки снизились
в среднем с $9,5–10 тыс. на условиях
FOB Шанхай до $6,5–7 тыс. в зависимости
от локации и условий отправки.
По некоторым направлениям
и сервисам снижение составило более
$2,5 тыс. с марта, отмечает руководитель
направления мультимодальных
перевозок FM Logistic
Дмитрий Суховерша. Стоимость
FCL-доставки (с полной загрузкой
контейнера) 40-футового контейнера
снизилась на $1,5–2,5 тыс., или
на 15–25%, тогда как стоимость LCL
(с частичной загрузкой) — на $5–15
(10–15%) за CBM (условный расчетный
объем) в зависимости от станции
отправления, оценивает специалист
по операционной работе
Novelco Рамази Алиев.
Владислав Федоров отмечает,
что схожая ситуация и на море: «Начиная
с середины февраля ставки
продолжают свое поступательное
07 Тяжелому контенту
припаяли плату
«Налог на трафик»
предложено сделать
обязательным в перспективе
Страховка для выезжающих
за рубеж будет дорожать
08 Полису и миру
теряет сторонников
Министерства спорят
о госпрограмме
09 Энергоэффективность
Продажи продуктовых наборов
с доставкой начали расти
10 Граждане набрали еды
Не помогло —
и значит,
не стоило
В правительстве
рассматривают
возможность риск-шеринга
при госзакупках лекарств
Минздрав, Минфин и ФАС обсуждают
возможность появления
в РФ механизма риск-шеринга
при госзакупках дорогостоящих
инновационных препаратов. Если
поправки к закону о госзакупках
примут, фармкомпании смогут
получать плату за лекарства только
в том случае, если состояние
принимавшего их пациента улучшится.
Фиксировать результат
лечения и пересматривать договоры
должна будет профильная
комиссия при Минздраве.
Минздрав, Минфин и ФАС совСтоимость
доставки
товаров из Китая
после пандемийного
и санкционного
всплесков возвращается
к нормальным значениям
ФОТО ИВАНА ШАПОВАЛОВА
снижение, и если зимой стоимость
фрахта на маршруте Китай—Владивосток
колебалась в районе
$4 тыс. и $6 тыс. за 20- и 40-футовый
контейнер соответственно, то сейчас
уровень цен ниже почти в два
раза: $2,2 тыс. и $3,3 тыс.». В связи
с появлением большого количества
новых сервисов в направлении
портов Северо-Запада и Дальнего
Востока, которыми оперируют компании
из дружественных стран,
поясняет Николай Ольшанский,
ставки по этим направлениям падают,
а сервис становится более стабильным
и регулярным, что приводит
к возврату импортных грузов
обратно на море.
Дмитрий Суховерша отмечает,
что снижение связано с некоРоссии
устроили
В Хиросиме прошел саммит Группы
семи — стран западной коалиции во главе
с США. Вторая ежегодная встреча G7
после начала военной операции на Украине
подтвердила решимость союзников
Киева следовать силовому сценарию
и добиваться поражения России,
а не содействовать мирным переговорам.
Главным действующим лицом в Хиросиме
стал президент Украины Владимир
Зеленский, встретившийся едва
ли не со всеми участниками саммита,
в том числе с приглашенным в качестве
гостя премьером Индии Нарендрой
Моди. Последний, в отличие от представителей
Запада, призывает к дипломатическому
урегулированию конфликта.
В МИД РФ заявили, что участие во встрече
G7 Владимира Зеленского превратило
саммит в «пропагандистское шоу».
Встреча президентов США и Украины,
прошедшая в воскресенье в отеле Grand
Prince Hiro shima, стала кульминацией трехдневного
саммита G7, главными действующими
лицами которого оказались Джо Байден
и Владимир Зеленский. Переговорам
двух лидеров предшествовало их общение
перед телекамерами, трансляцию которого
вел телеканал CNN. В итоге 20-минутная видеозапись
беседы появилась еще до пресс-конференции
Джо Байдена, по завершении которой
он улетел в США, чтобы уже вечером
в воскресенье вернуться в Вашингтон.
торым сокращением общего объема
отгрузок после китайского
Нового года, а также с запуском новых
deep sea сервисов из портов
КНР до Санкт-Петербурга и Новороссийска.
Учредитель VIG Trans
Игорь Ребельский считает основной
причиной сезонность (снижение
ставок после китайского
Нового года) и говорит, что ситуация
с небольшими поправками
повторяется из года в год. «Подобное
происходит ежегодно в связи
с остановкой китайских фабрик
в период празднования,— соглашается
Владислав Федоров.— Однако
в этом году продолжительность
и уровень падения стоимости перевозок
оказались значительнее,
чем в предыдущие пару лет. В первую
очередь мы это связываем с отменой
ковидных ограничений
в Китае. Назревшие карантинные
послабления позволили нормализовать
сроки обработки судов
в китайских портах и увеличить
их оборачиваемость».
Ставки были перегреты в связи
с ростом объема поставок из Китая
за последний год, говорит президент
таможенно-логистического
брокера KBT Юлия Шленская. «Логистический
канал поставок из Китая
расширился, появилось много
новых игроков, в том числе китайских,
которые заняли нишу, освобожденную
линиями недружественных
стран,— говорит
она.— Поэтому сезонное снижение
спроса в этом году сильнее повлияло
на рынок». По мнению господина
Ольшанского, падение
ставок является частью общемирового
тренда. «Ставки по направлению
из Китая в Европу в течение
прошлого года упали в девять-десять
раз, достигнув уровня 2019
года,— рассказывает он.— В 2022
году этот процесс на российском
рынке проходил медленнее в сравнении
с мировым. В течение года
размер ставок Китай—Россия существенно
превышал тарифы на европейском
направлении». Он ожидает,
что возврат ставок к уровням
2020–2021 годов маловероятен, добавляя,
что в целом рынок постепенно
возвращается к состоянию
2019 года, вновь становясь «рынком
покупателя».
В Китае сейчас мало груза, говорит
директор по продажам
РТСБ-РУС Евгений Барков. «Причина
тому — экономическая ситуация,
покупательная способность
падает,— объясняет он.— Ранее
было приобретено большое количество
продукции, и сейчас необходимость
в пополнении стоков
невысока. Сейчас идет существенное
снижение ставок, поскольку
в целом объем импорта упал».
Из-за общей нехватки грузовой
базы, рассказывает Алеся Кувеко,
стабильный сервис могут предложить,
как правило, наиболее крупные
железнодорожные станции
Китая — Сиань, Чэнду, Чунцин,
Цзэньчэн, Сучжоу, Ганьчжоу.
деловые новости — с10
Хиросиму
Саммит G7 продемонстрировал жесткую
позицию Запада по отношению к Москве
На видео из отеля Grand Prince Hiroshima
Джо Байден и Владимир Зеленский на фоне
американского и украинского флагов сидят
за журнальным столом с букетиком цветов
и общаются без переводчика. Первым начинает
говорить Джо Байден, который в течение
полутора минут, не отрывая глаз от листка бумаги,
перечисляет ту помощь, которую США
уже оказали и намерены оказать Украине.
По словам президента США, Вашингтон
выделит Киеву еще один пакет военной помощи
на сумму до $375 млн, в который войдут
боеприпасы, артиллерия и бронетехника,
а также вместе с союзниками будет
обучать украинских летчиков пилотированию
истребителей F-16 и других самолетов
четвертого поколения.
Как сообщила накануне пресс-служба Пентагона,
за время конфликта на Украине с 24 февраля
прошлого года общая сумма военной помощи
США Украине уже составила $35,7 млрд.
В ответном слове Владимир Зеленский
поблагодарил Джо Байдена за поддержку Украины
и за его «смелый исторический визит»
в Киев, а также заговорил о евроатлантической
интеграции Украины и подготовке
к вильнюсскому саммиту НАТО. «Глава государства
отметил важность получения гарантий
безопасности для Украины до вступления
нашей страны в альянс»,— сообщила
пресс-служба украинского президента.
мировая политика — c6
Большому углю —
большое плавание
Экспорт через порты в январе—апреле
вырос на 18%
Отгрузка угля всех видов в российских
портах выросла на 18,3% в годовом выражении
по итогам января—апреля.
По данным источников „Ъ“, в начале
года экспорт был на низком уровне,
а с марта наблюдается прирост поставок.
Однако доля отгрузок через наиболее
рентабельные для экспортеров
порты Дальнего Востока и юга снижается
из-за конкуренции за пропускные
мощности железной дороги с другими
видами грузов. По мнению Argus, России
в 2023 году будет трудно сохранить
морской экспорт на высоких уровнях
из-за сокращения дисконта российского
угля к мировым бенчмаркам.
Перевалка угля в российских портах
за январь—апрель этого года выросла
на 18,3%, до 69,9 млн тонн, в сравнении с аналогичным
периодом прошлого года, сообщил
источник „Ъ“, знакомый с данными
статистики. Другой собеседник „Ъ“ рассказывает,
что в первые два месяца года экспорт
энергетических и коксующихся углей был
на низком уровне, однако в марте он существенно
вырос, показав лучшие месячные результаты
после августа 2022 года, когда было
введено европейское эмбарго на российский
уголь.
Наибольшую динамику роста перевалки
демонстрируют порты Мурманск (рост
на 84,6%), Усть-Луга (80,3%), Шахтерск (63,4%)
и Выборг (56,9%). Хотя отгрузка угля из российских
портов выросла, в связи с перегруженностью
железных дорог в структуре
экспорта несколько сократилась доля
самых рентабельных для экспортеров направлений
— портов Дальнего Востока
и юга, говорит один из собеседников „Ъ“.
«Получается, что угольщики сталкиваются
с дополнительными финансовыми трудностями
при вывозе угля. Параллельно продолжается
межведомственная дискуссия
о том, какие грузы должны иметь приоритет
в перевозках на Восточном полигоне.
Все это делает еще более насущным принятие
со стороны ОАО РЖД мер по увеличению
пропускной способности железнодорожной
сети как в восточном, так
и в южном направлении»,— рассказал он.
Напомним, ОАО РЖД анализирует возможный
отказ от приоритетных перевозок угля
из ряда регионов Восточной Сибири на экспорт
и перевод их в стандартную категорию
приоритета. Это позволит увеличить перевозки
более доходных грузов (см., в частности,
„Ъ“ от 15 мая).
В ОАО РЖД заявили „Ъ“, что монополия
в полном объеме выполняет свои обязательства
по вывозу грузов и развитию инфраструктуры
и делает все возможное, чтобы
увеличить провозные способности раньше
установленных сроков.
деловые
новости — с9
местно с депутатами Госдумы прорабатывают
поправки к ФЗ-44 о госзакупках
и ФЗ-326 «Об обязательном
медицинском страховании», которые
позволят госзаказчикам приобретать
инновационные препараты,
используя механизм риск-шеринга.
Переписка, в которой ведомства
комментируют разработанные депутатами
поправки, есть у „Ъ“.
Как следует из пояснительной записки
к проекту поправок к ФЗ-44,
правительству становится сложнее
обеспечивать пациентов все более
дорогими лекарствами. В международной
практике все чаще используются
договорные модели, которые
предусматривают введение для производителей
таких лекарств дополнительных
обязательств или снижение
объема обязательств покупателя
в зависимости от результатов применения
препарата — в форме соглашений
о разделении рисков неэффективности
терапии (риск-шеринг).
Это позволяет обеспечивать максимальную
результативность бюджетных
расходов, исключая или минимизируя
нерезультативные траты.
Чтобы аналогичный механизм
появился в РФ, авторы поправок
предлагают дополнить ФЗ-44 («О контрактной
системе», закон о госзакупках)
новой статьей — сейчас
он не содержит положений, которые
позволяли бы госзаказчикам
заключать контракты на поставку
лекарств с дополнительными обязательствами
поставщика в увязке
с эффективностью терапии. Согласно
предлагаемой статье, госзаказчики
смогут предусмотреть «дополнительные
обязательства поставщика
и иные особенности исполнения
контракта, обусловленные результатами
исполнения контракта и (или)
результатами применения препаратов,
поставленных по контракту».
Новые полномочия госзаказчиков
будут распространяться на закупки
оригинальных или референтных
препаратов, у которых нет зарегистрированных
аналогов. Конкретные
условия таких контрактов, как
и предельную цену единицы препарата,
до заключения должна будет
одобрить комиссия Минздрава, она
же будет пересматривать контракты,
если их условия в части эффективности
терапии будут нарушены.
экономическая
политика — с2
Подписной
индекс
П500601125
БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ
О ПОЛИТИКЕ, ЭКОНОМИКЕ,
БИЗНЕСЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
В TELEGRAM-КАНАЛЕ
«КОММЕРСАНТА»
Стр.1