БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
материалы Международной научно-практической конференции
Сургут
2022
2
Стр.2
УДК 37.013 (045)
ББК 74.0 Я431
С 88
Редакционная коллегия:
Чуйкова И.В., к.п.н., доцент кафедры педагогического и специального образования
Некрасова О.А., к.п.н., доцент кафедры педагогического и специального образования
Багнетова Е.М., преподаватель кафедры педагогического и специального образования
Современные проблемы теории и практики специальной и социальной
педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями:
материалы Международной научно-практической конференции / Департамент
образования и молодеж.политики ХМАО-Югры, Бюджетн. учреждение ХантаМанс.авт.округа-Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т».; ред. И.В.Чуйкова, О.А. Некрасова,
Е.М.Багнетова; - Сургут : БУ СурГПУ, 2022. – 626, [1] с. – Текст : непосредственный.
Сборник материалов Международной научно-практической конференции
(посвященная 35-летию Сургутского государственного педагогического университета)
«Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики:
работа с детьми с особыми образовательными потребностями». Сборник содержит
материалы, раскрывающие взгляды на современные аспекты развития образования
детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, актуальные вопросы
психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности ребенка с ОВЗ,
вопросы инклюзивного и специального образования, а также проблемы в области
социальной педагогики, профессионального образования и повышения квалификации
специалистов.
Материалы сборника могут быть полезными преподавателям, аспирантам,
студентам, работникам системы образования. Материалы печатаются в авторской
редакции.
УДК 37.013 (045)
ББК 74.0 Я431
С 88
© Сургутский государственный педагогический университет, 2022
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
СЕКЦИЯ 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ОВЗ……………………………………. 12
Астафьева М.А., Егорова Г.И. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ
ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ…………………………………………………………………... 12
Аристова Н.П., Боброва В.В. К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР У ПОДРОСТКА С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………… 24
Боднар И.П. ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ……………………………………………………………………………………….. 32
Васильева О.А. КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………… 39
Дужак А.И., Боброва В.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…………………………… 47
Дюсенбаева Б.А. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ
СПЕЦИЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………………….. 53
ЕрмолаеваА.А., Боброва В.А. ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
СРЕДСТВАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………… 60
Ерохина Т.С., Боброва В.В. КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ У БОЛЬНЫХ С ПОСТИНСУЛЬТНОЙ АФАЗИЕЙ………….. 68
Жунусбекова М.А., Боброва В.В. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
КРАТКОСРОЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ВНУТРИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ИГРОВЫХ
СИТУАЦИЙ………………………………………………………………………………. 77
Кодзоева К.И., Боброва В.В., Тишина О.В. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ
КЛУБОВ, СЕКЦИЙ И КРУЖКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………... 87
Купцова Ю.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ…………………………………………………………………………... 94
Муратова И. И.кызы ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО
ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
4
Стр.4
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………... 100
Перевозкина Г.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………… 104
Родина Б.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ……… 108
Сабит И.А., Алпысбаева М.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………. 114
Ташетова М.К., Алпысбаева М.Б. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………….. 120
Утегенова Н.Б. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЗА СЧЕТ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ……………………………………………………………………………….. 127
Шанц Е.А. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………………... 132
СЕКЦИЯ 2.
СОЦИАЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ, ЛИЧНОСТНОЕ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………
144
Алиева С.Ч., Жарикова И.А. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА……………………. 144
Анохина А.С. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………… 151
Безрукова О.А. ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО, КАК ФАКТОР
УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНМЫИ
ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ………………………………………………………….. 158
Бычкова К.А., Шевцова А.А. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………... 164
Кривенко Т.Ю. СОЦИАЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ,
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И
ВЗРОСЛЫХ С ОВЗ……………………………………………………………………….. 169
Лапина Ж.В. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОВЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ……………………………………………... 175
5
Стр.5
Наумов А.А. ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………….. 182
Павлова А.В., Косова К.С. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ…………………... 187
Селиверстова М.В., Луцюк Е.А. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
МАСТЕРСТВУ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «АБИЛИМПИКС» ………………………………... 194
Ушакова С.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАНИИ……………………… 200
СЕКЦИЯ 3.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИНЦИПА ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………….. 210
Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., Прозументик О.В. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
И ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………. 210
Гайдаренко А.Д., Болгарова М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………… 218
Грибанова Т. Е., Болгарова М.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)…………………………………………………………………… 225
Гайдушенко Н.Е., Карсакова Н.Д., Лопаткина Н. В. ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………………………….. 232
Даульбаева М.Т., Куандыкова Г.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………... 236
Киселева О.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………….. 243
Михайлова А.И. ЦИФРОВЫЕ ГЕЙМИФИЦИРОВАННЫЕ РЕСУРСЫ КАК
СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………… 253
Моор О.А. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА
6
Стр.6
СОЦИАЛИЗАЦИЮ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ………………………………………………………………………. 263
Самохвалова Н.А. О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПИСЬМА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…….. 268
Турченко И.В. СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ОВЗ……………………………………………… 274
Щербина М.Ю. ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО
– ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)………………………………………………...... 280
СЕКЦИЯ 4.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА…………………………………………………... 288
Бейсембекова Ж.Б., Назарова М.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………. 288
Егорова Г.И., Асямолова К.С. ГЛОБАЛЬНО КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА……………………… 295
Егорова Г.И., Маринова А.А. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УСЛОВИЕ
НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…….. 303
Загидуллина Ю.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………… 308
Коробкова Л.А. Коротовских Т.В. СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В
ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ДЕТСКОГО САДА………………………………………………………………………... 313
Кузьминых Л.Д., Богач Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………………… 317
Момот Е. А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………….. 323
Назарова М.Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ВУЗЕ…………………………………………………………………………………….…. 328
Садуахас Т.Т., Назарова М.Г. ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ КАК ВАЖНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА…………... 332
Тонконогова Д.С., Шарыпова Н.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………. 338
7
Стр.7
СЕКЦИЯ 5.
СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 346
Виноградова А.С. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…….. 346
Коверко А.А. СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………………………………… 352
Котова С.С.
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДА.ГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРА.ЗОВА.ТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ……………………………………….. 357
Маяцкая А. А. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА………………….. 363
Макарова Е.А., Патрушева А. А. ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЕДИНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ………………………………………………………………. 369
Махмудова А.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7
ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………….. 376
Октябрьская Н.А., Симейко О.Р. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК
ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С РАС ... 382
СЕКЦИЯ 6.
ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ОВЗ
НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………….. 390
Абашина В.В. МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………… 390
Аксютина А.В. ПИКТОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………….. 396
Багнетова Е. М. НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА………………………………………………………………………..….. 400
Булыгина М. В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА
РАННЕГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОВЗ…… 406
Гуриенкова А.Г., Коротовских Т.В. МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ….. 414
Данченко В.В., Чуйкова И.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
8
Стр.8
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………………… 421
Дегтянникова Ю. , Ниязова А.А. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………… 427
Екимова В. В. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ С
НЕСЛЫШАЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………… 434
Жданова Н. М., Манакова А. В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЛЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВЬЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………. 440
Зотикова А. А. КВИЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА……………………………….. 445
Грибанова Т. Е., Зотикова А. А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………………... 452
Иванова Л.С., Чуйкова И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………… 459
Иванова М. И., Коновалова Н. В. СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………... 466
Лактионова А.Г., Дирлам В.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ
ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ И УЧИТЕЛЮ-ЛОГОПЕДУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ…. 472
Лещева О. А. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ…………. 476
Попова Л. Н. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ
ФГОС……………………………………………………………………………….……… 481
Процко Е.Г. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОНР 67
ЛЕТ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………..…………. 484
Пустовалова Н. И., Дятлов М.Е. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ У
УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………… 489
Санькова В. Н. БИБЛИОТЕКА КАК ПЛОЩАДКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
9
Стр.9
ЗДОРОВЬЯ…………………………………………………………………………...……. 499
Солнышкина В.В. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………….……….. 505
Турченко И.В. ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОГО ПЕРИОДА………………………………………….…….. 521
Шайхлисламова Р.Р.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ
РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С
ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………….…….. 527
СЕКЦИЯ 7.
ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ
И
ВЗРОСЛЫХ
С
ОВЗ………………………………………………………………………………………… 537
Асланова А.Т. К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РОБОТОТЕХНИКИ………………………………………………………………………. 537
Бекирова М.И. ТЕНДЕНЦИИ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…… 541
Боброва А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ…………………………………………… 548
Гибадуллина Ю.М.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ВУЗА……………………………………………………………………………………….. 558
Жиентаева А.М. СУЩНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ........................................................................................................................ 563
Капустина Н.П., Рассказова Н.П. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВДЕФЕКТОЛОГОВ
К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ…………………………………………………………. 568
Кожанова Н.С. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………. 576
Лашкова Л.Л., Лукиянчина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА …………………………………….. 586
Майстрика Т.И. ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО
10
Стр.10
ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ….. 591
Некрасова О. А. ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ……………………………………………………………………….…. 596
Рюмина Ю.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………... 600
Телеужанова А.С., Назарова М.Г. ПРАВО И ЦИФРОВИЗАЦИЯ………………….. 605
Чуйкова И.В. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА
«КЛЮКВА» ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА……………………….……… 612
Шишкина В.П., Селиверстова М.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………… 618
11
Стр.11