УДК 1(075.8)
ББК 87я73В39
Авторы:
Ветошкин А. П. – доктор философских наук, профессор;
Некрасов С. И. – доктор философских наук, профессор;
Некрасова Н. А. – доктор философских наук, профессор.
Рецензенты:
Кухтевич Т. Н. – доктор философских наук, профессор (Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова);
Целищев Н. Н. – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ (Уральский государственный экономический университет).
В39
Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А.
Философия с иллюстрациями : учебник. — Москва : РГ-Пресс,
2022. — 624 с. [ил.].
ISBN 978-5-9988-1353-5
DOI 10.31085/9785998808340-2020-624
Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических
специальностей. В доступной форме дается систематизированное
изложение философии в структурной целостности ее истории и
теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения
мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы
применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности
общества, образованию и воспитанию личности.
Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного
государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и
преподавателей.
Изображения на обложке: Филипп Якоб Лутербург. «Разгром Испанской армады», 1796;
Л. Н. Толстой с внуками Соней и Илюшей, 1909. Фотография В. Г. Черткова
(Собрание Государственного музея Л. Н. Толстого);
Ф. А. Моллер. «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос
во время вакханалий», 1856 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург);
Якоб Шлезингер. «Философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель», 1831;
Карл Фридрих Шинкель. «Берлинский драматический театр», 1825;
Жак Луи Давид. «Смерть Сократа», 1787.
Учебное издание
Ветошкин Анатолий Петрович,
Некрасов Сергей Иванович,
Некрасова Нина Андреевна
ФИЛОСОФИЯ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 19,5. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №./32
Подписано в печать 25.06.2021. Формат 84×108 1
ISBN 978-5-9988-1353-5
DOI 10.31085/9785998808340-2020-624
© Ветошкин А. П., Некрасов С. И.,
Некрасова Н. А., 2019
© ООО «РГ-Пресс», 2019
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Глава 1. Что изучает философия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Философия как любовь к мудрости или мудрость любви . . . . . . . . 5
2. Философия — путь духовного восхождения человека . . . . . . . . . . . 8
3. Специфика предмета философии и ее характерные черты . . . . . 16
4. Соотношение духовного и материального в философии:
материализм и идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 2. Философия в жизни общества и человека . . . . . . . . . . . . . . 30
1. Философское мировоззрение: смысл, структура, типология . . . . . 30
2. Структура современного философского знания . . . . . . . . . . . . . . . 43
3. Язык и метод философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
4. Философия в системе культуры, науки и религии . . . . . . . . . . . . . . 52
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Раздел II
Глава 3. Философия Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
1. Философия в зеркале своей истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2. Рождение философской теоретической мысли . . . . . . . . . . . . . . . . 60
3. Философия Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
4. Особенности китайской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 4. Античная философия. Формирование
древнегреческой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
1. Формирование древнегреческой философии.
Смысл поиска архэ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2. Натурфилософия космоцентризма и атомизма.
Гераклит и Демокрит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3. Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.619
620
Содержание
4. Софистика. Сократовский поворот в философии . . . . . . . . . . . . . . . 79
5. Философия Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
6. Универсализм философии Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
7. Эллинистическо-римская философия. Эпикурейство.
Кинизм. Стоицизм. Скептицизм. Эклектицизм. Неоплатонизм . . . 92
Глава 5. Средневековая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
1. Исторические и социокультурные истоки средневековой
философско-религиозной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
2. Специфика средневековой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
3. Апологетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
4. Патристика. Августин Блаженный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
5. Бог, человек и история в средневековой философии . . . . . . . . . . 113
6. Схоластика. Номинализм и реализм
о природе универсалий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 6. Философия эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
1. Социокультурный контекст новых философских
ориентаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
2. Антропоцентризм, гуманизм и индивидуализм Ренессанса . . . . 124
3. Социально-философские воззрения Возрождения . . . . . . . . . . . 129
4. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и диалектика . . . . . . 134
Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии
Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
1. Философский, научный и социальный запрос
Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
2. Онтологизм индуктивной гносеологии Ф. Бэкона . . . . . . . . . . . . . 144
3. Сенсуализм и эмпиризм в познании субстанциональной
основы мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
4. Рационализм Рене Декарта: метафизика и метод . . . . . . . . . . . . . 150
5. Философия государства и человека Т. Гоббса . . . . . . . . . . . . . . . . 158
6. Учение о субстанции: картина мира и человека
в философии Спинозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
7. Сенсуализм Джона Локка. Скептицизм Беркли
и агностицизм Юма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
8. Социально-философские воззрения эпохи Просвещения . . . . . 167
Глава 8. Немецкая классическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
1. Место классической философии в мировом философском
процессе: проблематика, особенности
и характерные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
2. Философия Канта: гносеологизм и априоризм . . . . . . . . . . . . . . . 173
3. Философия Фихте как учение о достижении свободы . . . . . . . . 182
4. Философия Шеллинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
5. Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика как логика
саморазвития абсолютной идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха . . . . . . . . . . . . . . 191
Стр.620
Содержание
621
Глава 9. Неклассическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
1. Социально-историческая обусловленность и специфика
неклассической философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
2. Философия марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
3. Философия жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
4. Философия психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
5. Позитивизм и его эволюция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
6. Герменевтика и прагматизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
7. Феноменология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
8. Философия экзистенциализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
9. Философская антропология. Неотомизм
и религиозные школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
10. Структурализм и постмодернизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 10. Феномен русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
1. Истоки и основные вехи развития русской философии . . . . . . . 235
2. Проблемное поле и ценностные ориентации русской
философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
3. Философия Всеединства и Богочеловечества
В. С. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
БЫТИЕ. СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Раздел III
Глава 11. Философское понимание мира и человека . . . . . . . . . . . . . 276
1. Актуальность и смысл философского постижения бытия . . . . . . 276
2. Проблема субстанции в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
3. Материя. Движение, пространство и время как способы
и формы бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
4. Идеал-реализм в русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
5. Русская идея в духовном самоопределении России . . . . . . . . . . 262
4. Научная картина мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
5. Феномен и природа сознания в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
6. Специфика и социокультурная определенность сознания
и мышления человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
7. Образ человека в философии: проблема сущности,
целостности и смысла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
8. Проблема человека в русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания
в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
1. Диалектика как учение об универсальных связях
и развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
2. Законы и категории диалектики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
3. Философия противоречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
Стр.621
622
Содержание
4. Проблема познания в философии. Специфика
познавательной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
5. Диалектика чувственного и рационального в познании . . . . . . . 338
6. Практика и опыт в познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
7. Что есть истина? Истина как процесс и ее критерии . . . . . . . . . . 343
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Раздел IV
Глава 13. Общество как предмет философского анализа . . . . . . . . . 349
1. Общество: целостность, специфика и содержание . . . . . . . . . . . . 349
2. Основные подходы к пониманию общества
в социальной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
3. Специфика общественно-исторической закономерности . . . . . . 365
4. Типология и периодизация общественного развития
как исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Глава 14. Философия экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
1. Философское постижение хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
2. Экономика в зеркале философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
3. Человеческое измерение экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
4. Смысл хозяйства в жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
Глава 15. Социальная сфера общественной жизни . . . . . . . . . . . . . . . 422
1. Понятие социальной сферы, ее специфика и структура . . . . . . . 422
2. Развитие отношений собственности. Социальный состав
современного российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
3. Семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
4. Феномен этничности и национальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
5. Основы современной национальной политики России . . . . . . . . 450
Глава 16. Философия политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
1. Политика как общественное явление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
2. Государство и власть в политической системе общества . . . . . . . 457
3. Гражданское общество и правовое государство . . . . . . . . . . . . . . 461
4. Особенности политической жизни современного
российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Глава 17. Духовная жизнь общества и человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
1. Общественное сознание и духовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
2. Формы и способы духовно-практического освоения
мира человеком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
3. Истины веры и разум науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484
4. Философия науки, техники и творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491
Глава 18. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
1. Социально-философское понимание личности . . . . . . . . . . . . . . . 500
2. Ценностная основа самоопределения личности . . . . . . . . . . . . . . 504
Стр.622
Содержание
623
3. Проблема субъектности, отчуждения и свободы человека . . . . . 512
4. Социализация, образование и воспитание личности . . . . . . . . . . 523
Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации . . . . . . . . . . . . . . 536
1. Культура как мир человека и мера его развития . . . . . . . . . . . . . 536
2. Социально-историческая динамика культуры.
Потенциал русской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540
3. Соотношение цивилизации и культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545
4. Глобальные проблемы современного мира. Феномен
глобализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551
Глава 20. О смысле истории и жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
1. Есть ли у истории цель? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
2. Смысл жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Заключение: философия в духовном самоопределении
человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .578
Приложение. Философия в схемах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .583
Стр.623