сниэкономполитика | Банк России видит минимум
жения ВВП этой зимой, равновесие экономики
через полгода, полную адаптацию еще через год —2
Фмировая политика |
о гинляндия и Швеция готовы объявить
отовности к вступлению в НАТО —6
ноделовые
вости
в режим спецоперации
Контракт «Газпрома» с Украиной
может развалиться
07 Транзит газа перешел
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Четверг 12 мая 2022 №81 (7282 с момента возобновления издания)
новости |
Количество камер на дорогах, десять лет
увеличивавшееся, в 2021 году уменьшилось —5
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
новости | В деле Сергея Фургала появился
посредник, связывающий экс-губернатора
с исполнителями инкриминируемых ему убийств —4
Вагонов прибывает по расписанию
Производство пассажирского подвижного состава начинает восстанавливаться
В отличие от многих других отраслей
промышленности производство
пассажирских вагонов
в РФ в последние месяцы
не замедляется, а, наоборот,
восстанавливается после резкого
провала в начале года.
Сейчас разрыв с показателями
2021 года уже составляет только
40%, хотя в январе превышал
90%. В ОАО РЖД подчеркивают,
что заказ не снижали.
Аналитики связывают исходное
отставание с дисбалансом
контрактации и возможными
проблемами с поставками запчастей.
Обновление и расширение
подвижного состава сейчас
особенно важно, поскольку
пассажирские железнодорожные
перевозки во многом начинают
замещать серьезно нарушенное
военными действиями
на Украине авиасообщение.
По итогам января—апреля выпуск
пассажирских вагонов сократился
год к году на 40,3%,
до 117 штук, следует из статистики,
опубликованной Объединением
производителей железнодорожной
техники (ОПЖТ).
Производство грузовых вагонов
к январю—апрелю 2021 года снизилось
лишь на 3,4%, до 19,5 тыс.
единиц. В ОПЖТ уточнили, что это
предварительные данные, официальная
статистика Росстата появится
в конце мая — начале июня.
При этом разрыв с прошлым годом
в выпуске пассажирских вагонов,
оставаясь серьезным, на самом
деле сокращается: в январе он составлял
94,3% (выпущено 2 вагона
против 35), в январе—феврале —
65,1%, в январе—марте — 59,5%.
В прошлом году относительно
2020 года производство пассажирских
вагонов снизилось на 3,2%,
до 1095 единиц.
В ОАО РЖД „Ъ“ сообщили, что
в 2022 году в рамках программы обновления
подвижного состава планируют
приобрести 868 пассажирских
вагонов, в том числе 325 — для
перевозок в дальнем следовании,
403 — пригородных и 140 вагонов
для «Ласточек». «В настоящее время
холдинг не планирует корректировать
объемы закупки вагонов»,—
подчеркнули в ОАО РЖД. По мнению
главы «Infoline-Аналитики»
Михаила Бурмистрова, отставание
производства от прошлогодних темпов,
скорее всего, связано с графиком
финансирования и смещением
поставок на вторую половину года.
Главный редактор ROLLINGSTOCK
Agency Сергей Белов отмечает,
что в апреле наблюдается знаВыручка
похоронного рынка
растет быстрее смертности
поднялись в атаку
В конфликт РФ и Украины
вступили хакеры
07 Шифровальщики
заработали на долгах
Паи фондов облигаций
подорожали и распродались
08 Пайщики
подальше от санкций
«Газпром нефть» снизила
долю в сербской структуре
в пользу «Газпрома»
08 Нефть переложили
Россельхозбанк может продать
долг «АФГ Националь»
09 В «Спектре»
обнаружился «Криптонит»
«Ростех» создает
5G-оборудование
на открытом интерфейсе
Смартфоны
09 Металлурги собирают рис
07 Деньги уходят в землю
новых реалий
Китайский Realme
потеснил Apple
по продажам в России
Спрос на вагоны в условиях ограниченных авиаперевозок будет расти, но их производство все еще отстает от прошлогоднего
ФОТО ЭМИНА ДЖАФАРОВА
чительный скачок поставок новых
вагонов электропоездов на сеть
ОАО РЖД относительно апреля
2021 года — на 80%, а также рост
на 20% поставок пассажирских вагонов
локомотивной тяги. При
этом, уточняет он, данные монополии
на этот год показывают некоторое
снижение физического
объема закупки у российских вагоностроительных
предприятий относительно
уровня 2021 года: так,
у Тверского вагоностроительного
завода «Трансмашхолдинга» (ТМХ)
планируется закупить 794 вагона
локомотивной тяги (на 12% меньше,
чем в 2021 году, двухвагонные
сцепы учтены экспертом как два вагона),
в том числе 110 двухэтажных,
у «Уральских локомотивов» («Синара
Транспортные машины») — 140
вагонов электропоезда «Ласточка»
(минус 3% к 2021 году), у «Метровагонмаша»
ТМХ — 26 вагонов рельсовых
автобусов «Орлан» (минус 42%
к 2021). До 220, или в 5,5 раза, возПятеро
сказали: надо!
Что президент России
ответил врио глав регионов,
которых только что назначил
В один день, 10 мая, президент России
принял отставку пяти губернаторов.
В один день назначил временно исполняющих
их обязанности. В один день
встретился с каждым из них. Специальный
корреспондент „Ъ“ Андрей Колесников
не скрывает: хотелось бы понять
и объяснить.
Владимир Путин встретился с каждым
из пяти назначенных им врио глав пяти
российских регионов. Все это происходило
в один день и не заняло много времени. Спецоперация,
в отличие от некоторых других,
была проведена стремительно и оглушающе
эффективно.
Можно было, конечно, сделать вид,
что губернаторы в течение пары недель
принимают трудные для себя решения
оставить каждый свой регион (в покое).
И в другое время так и происходило бы.
Но не сейчас. Времени на раскачку нет:
в тылу полыхают пожары, на фронте —
тем более. Перегруппировка сил, которые
куют победу глубоко за линией фронта,
происходит стремительней, чем на передовой,
то есть за те несколько минут,
что находит для этого в графике Верховный
главнокомандующий. Условности
вроде общественного мнения, способного
обратить внимание: «А чего все в один
не то что день, а час-то?» — не интересуют.
Не до них. Ни до чего.
В том числе они не интересуют и само
общественное мнение. Оно поглощено
созерцанием теле-, а также телеграфи
Telegram-каналов, где в режиме реального
времени — сюжеты, на фоне которых Голливуд
с его амбициями выглядит бессмысленным
лубком.
Но есть формальности, с которыми следует
смириться. Среди них — встреча с назначенными
врио. Можно было бы встретиться
сразу со всеми. Но было бы неверно.
Ведь это решение каждого из них в отдельности
(да, пусть в один и тот же час), а не выигранная,
например, в один и тот же
день единого голосования предвыборная
кампания.
И вот Владимир Путин встречается с каждым.
От сменяющихся на экране компьютера
в его кабинете односложных
лиц немного рябит в глазах. Да, непросто.
Но ничего. Есть в конце концов справка,
в которой все написано. Главное — чтобы
перед тобой лежала та справка, которая
надо. И сразу скажу: удалось ничего и никого
не перепутать. Смогли. Потому что работали
профессионалы.
новости — с3
растет закупка вагонов электропоездов
ЭП3Д и ЭП2Д у Демиховского
машиностроительного завода ТМХ.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир
Савчук говорит, что, хотя объем
заказа ОАО РЖД в деньгах, возможно,
не снизился, удорожание
подвижного состава может означать
падение физического объема
поставок. Он добавляет, что пассажирский
вагон требует гораздо
большего объема комплектующих,
нежели грузовой, и перестройка
логистики комплектующих может
приводить к отсрочке выпуска.
При этом эксперт предвидит дефицит
пассажирских вагонов и билетов
на поезда: авиаперевозки
стагнируют из-за санкций и закрытия
части аэропортов юга РФ из-за
спецоперации на Украине, и спрос
будет переключаться на железную
дорогу. В частности, перевозки туристов
в Крым обеспечивались
в основном за счет авиатранспорта,
и сейчас, когда аэропорт Симферополя
закрыт, нагрузка на железную
дорогу может кратно вырасти.
Пассажирские перевозки на
сети ОАО РЖД уже растут. В январе—апреле
пассажиропоток вырос
на 6,5%, до 331,1 млн человек,
в апреле — на 4,8% к апрелю 2021
года. Особенно сильно выросли перевозки
в дальнем следовании —
на 19,2%, до 7,7 млн человек в апреле,
и на 12,6% в первые четыре
месяца (до 27 млн пассажиров).
Как сообщал „Ъ“ 28 апреля, проект
комплексной программы развития
авиатранспортной отрасли
предусматривает серьезное падение
пассажиропотока на авиалиниях —
со 100 млн человек в этом году до 58–
76 млн в 2025 году в зависимости
от сценария. В Минтрансе и ОАО РЖД
не комментируют изменение прогнозных
пассажиропотоков на железнодорожном
транспорте в условиях
снижения авиаперевозок.
Михаил Бурмистров полагает,
что рост спроса на пассажирские
железнодорожные перевозки будет
устойчивым: парк самолетов
зарубежного производства будет
деградировать, SSJ также вскоре
столкнутся с проблемами с сервисным
обслуживанием. По его мнению,
ОАО РЖД целесообразно
увеличить закупку пассажирского
подвижного состава в 2023 году
и, возможно, увеличить объемы
и на 2022 год, хотя уже понятно,
что растущий спрос на перевозки
на юг в летний период компании
придется удовлетворять за счет
имеющегося парка.
По мнению Сергея Белова, в текущей
ситуации, с учетом кризиса
в авиаотрасли и проблем
с комплектующими, могут быть целесообразны
возврат к реализации
высокоскоростной магистрали Москва—Петербург
и даже принятие
более масштабной программы развития
высокоскоростной железнодорожной
сети.
Наталья Скорлыгина
В госбанках все слияет
Объединение ВТБ, «Открытия» и РНКБ
решено ускорить
Как стало известно „Ъ“, между майскими
праздниками в Минфине состоялось
обсуждение объединения госбанков
— ВТБ, «Открытия» и крымского
РНКБ. Есть принципиальное намерение
завершить интеграцию в первой половине
2023 года. Она пройдет под эгидой
ВТБ, но если «Открытие» планируется
к нему присоединить, то РНКБ сохранит
отдельное юрлицо и руководство (возглавляет
банк выходец из ВТБ Михаил
Якунин). Нынешний глава «Открытия»
Михаил Задорнов может покинуть банк
и войти в состав руководства ЦБ РФ.
О том, что вопрос объединения ВТБ, «Открытия»
и РНКБ решили не откладывать
и уже в первые рабочие дни мая его обсудили
в Минфине, „Ъ“ рассказали источники, близкие
к министерству и сторонам сделки. На совещании
принято решение, что объединение
должно пройти оперативно — процесс
планируется завершить в первой половине
2023 года, уточнил один из собеседников „Ъ“.
«Детальная „дорожная карта“ пока не утверждена
— это следующий этап,— добавил другой
источник „Ъ“.— В то же время есть понимание,
что „Открытие“ будет присоединен
к ВТБ, а вот РНКБ перейдет под его контроль,
но сохранит самостоятельное юрлицо».
Как сообщал „Ъ“ 29 апреля, глава ВТБ Андрей
Костин обратился к премьеру Михаилу
Мишустину с предложением объединить
ВТБ в общую группу с «Открытием» и РНКБ.
Идею одобрил Владимир Путин. Глава ЦБ
Эльвира Набиуллина подтвердила, что Банк
России поддержал это предложение.
• Согласно рейтингу «Интерфакс-100»,
на 1 января суммарные активы банков
ВТБ, «ФК Открытие» и РНКБ составляли
22,9 трлн руб., а совокупный капитал —
2,24 трлн руб. Сеть отделений ВТБ, «Открытия»
и РНКБ составляла около 2 тыс. офисов.
По мнению экспертов, цель по объединению
трех крупных госбанков за год —
сложная, но достижимая. Так, партнер ФГ
«Дмитрий Донской» Дмитрий Курбатский
указывает, что у ВТБ есть опыт и поэтому процессы
должны пойти легче. «В данном случае,
наверное, самое сложное прописать и согласовать
„дорожную карту“ с учетом того, что все
три госбанка довольно сильно зарегулированы,
причем каждый по-своему. Потребуется
очень много согласований на всех уровнях,
на которые может уйти до полугода,— поясняет
он.— Важный вопрос — IT-интеграция,
которая займет длительное время. Но если будет
выделен достаточный штат специалистов
и дан карт-бланш как задача „номер один“,
я считаю возможным срок полгода на согласование
всех процедур и полгода на IT- интеграцию
и перевод клиентов. То есть в целом год,
что крайне амбициозно, но реалистично».
деловые новости — с8
Продажи смартфонов на российском
рынке в апреле снизились,
по данным ритейлеров, на 30%.
При этом предпочтения пользователей
сместились в сторону бюджетных
моделей, в первую очередь
китайских: в тройку лидеров
вошел бренд Realme, вытеснив
Apple на четвертое место. Китайская
компания продолжает поставки
в Россию и даже первой
после начала военных действий
на Украине планирует в ближайшее
время анонс нового устройства.
В целом рынок, по мнению аналитиков,
вряд ли вернется к росту.
Но поставки будут постепенно
восстанавливаться, что приведет
к определенному снижению цен.
Рынок смартфонов в РФ сократился
в апреле год к году на 30% в штуках
и деньгах, рассказали „Ъ“ в МТС.
При этом, по данным аналитиков
компании, в апреле в тройку лидеров
по продажам в штуках вошел
бренд Realme (принадлежит китайской
BBK Electronics, которая также
владеет брендами Oppo и Vivo) с долей
11,2%. Первое место сохранил
Samsung (26% рынка в штуках), второе
— Xiaomi (20%). Apple переместилась
на четвертое место с долей
10,3%, а пятое занял Honor (5,7%).
По данным «М.Видео—Эльдорадо»,
в апреле «наблюдалось снижение
продаж смартфонов, а спросом пользовались
недорогие модели». В МТС
уточнили, что средняя стоимость купленного
гаджета в апреле осталась
на уровне 2021 года — 24 тыс. руб.
В «Связном» подтверждают, что
в апреле доля Realme на рынке смартфонов
в России выросла с 4% годом ранее
до 11% в штуках и с 2% до 7% в деньгах,
доля Apple снизилась с 16% до 10%
по количеству и с 44% до 31% в выручке.
В розничной сети «МегаФона»
Realme еще в марте занял третье
место от общих продаж смартфонов
в штуках, сообщил директор по продажам
компании Давид Борзилов.
В целом продажи смартфонов
в стране и в штуках, и в деньгах в апреле
упали на 30%, это связано со снижением
спроса на технику на фоне
желания граждан придержать накопления,
отмечает вице-президент
по закупкам и развитию «Связного»
Михаил Догадин. Также, уточняет
топ-менеджер, негативно сказываются
«общая экономическая обстановка
и проблемы с логистикой».
Поставки устройств при этом продолжаются
и идут достаточно регулярно,
но, «конечно, не в тех объемах,
что в прошлые годы», говорит
бизнес-аналитик «Марвел-Дистрибуции»
Антон Фомин: «Дистрибуторы
ведут закупки максимально аккуратно,
чтобы в случае скачка курса рубля
вниз и его стабилизации на этом
уровне не остаться с превалирующе
дорогим товаром на складе».
деловые новости — с9
Подписной
индекс
П500601125
Стр.1