15 февраля 2023—Среда
№ 34 (8979)
18 >
северо-запад
От классики — до рока
В Петербурге стартует фестиваль
симфонической музыки
В БОЛЬШОМ зале Екатерининского собрания 17 февраля с программой «Импрессия»
выступит оркестр имени А. С. Бадхена. Со сцены прозвучат как шедевры классики,
так и рок-хиты в симфонической обработке. Концерт откроет программу фестиваля
«Музыка верит в лучшее. К 100-летию со дня рождения дирижера А. С. Бадхена», который
с февраля по май этого года пройдет в городах России и Белоруссии.
«Браво, Карпова!»
Звезда акимовского театра отметила на сцене 90-летие
ЮБИЛЕЙ
Светлана Мазурова,
Санкт-Петербург
В петербургском театре Комедии
имени Н. П. Акимова отметили
юбилей ведущей актрисы. Народной
артистке России Вере Карповой
исполнилось 90 лет.
Сначала именинница вышла
поворачивается судьба. В кружок
ходили девочки и мальчики
из разных школ: Сережа Юрский,
Миша Козаков, Танечка Доронина,
Леша Кожевников… Хорошие
имена.
«Прижилась здесь
на всю жизнь»
— А потом была Москва, Щукинна
сцену в роли Филицаты, старой
няньки Поликсены, купеческой
дочери — сыграли ее бенефисный
спектакль «Правда — хорошо,
а счастье лучше» по пьесе Островского
в постановке режиссера
Александра Кузина (Ярославль).
Затем Веру Александровну усадили
в кресло юбиляра. Поздравительных
телеграмм и видеопоздравлений
пришло немало. Правительственные,
от щукинцев,
коллег. На экране — Александр
Ширвиндт, бывший однокурсник
Веры Карповой, а ныне президент
Театра Сатиры, нацепив красный
клоунский нос, произнес: «Я попрежнему
работаю клоуном в театре…
Верунчик, моя любимая,
вечная подруга! Нам с тобой вдвоем
178 лет. Есть мечта: надо дожить
до круглой даты!»
Зрители аплодировали долго,
стоя. Кричали: «Браво! Браво!».
Задарили актрису цветами.
Устроили красивый салют. Поклонившись
родной и любимой
сцене, прикоснувшись к ней, юбилярша
сказала:
— Я очень волновалась, как
пройдет спектакль, юбилей…
Спасибо моим дорогим партнерам
— без них не было бы Карповой.
Я благодарна режиссерам,
ЦИФРЫ
Вера Карпова служит в театре
Комедии 66 лет. Более 70 ролей
сыграла на любимой сцене. В ее
актерской копилочке еще и свыше
60 фильмов.
ское училище при Вахтанговском
театре. В 1956 году Николай Павлович
Акимов побывал у нас
на выпускных экзаменах и пригласил
в свою труппу троих —
Шуру Ширвиндта, Инну Ульянову
и меня.
Я попала в другой мир! И уже
с которыми работала и которых
уважала, любила, ценила — прежде
всего, конечно, Николаю Павловичу
Акимову. Мои дорогие
зрители, благодаря вам я отметила
сегодня свое … летие. Хочется
еще хоть немного с вами встречаться!
Я низко всем кланяюсь.
И был банкет, много поздравлений,
добрых слов, воспоминаний…
«Браво, Карпова!» — пели ей
партнеры. Достойно восхищения,
как большая актриса, целая эпоха,
как теперь говорят, не растеряла
страсть, огонь, желание играть.
И пошутить, поозорничать, посмеяться
над собой.
Интервью на посошок
— Я коренная ленинградка, родилась
в Фонтанном доме (дворовый
флигель Шереметевского
дворца), где жила Анна Ахматова,
в детстве бегала вместе с подружками
к великому поэту «за стишками
к празднику». Вдруг вспомнила
то волнение, которое испытала
еще в детстве, впервые попав
на сцену. Было это в актовом зале
нашей ленинградской 216-й шкоСветопись
вечных льдов
ВЗГЛЯД
В архангельском Музее художественного
освоения Арктики имени
Александра Борисова открылся
новый выставочный проект
«По следам великих с фотоаппаратом».
Экспозиция подготовлена
в музее с участием фотокорреспондента
«Российской газеты»
Николая Гернета при поддержке
Национального парка «Русская
Арктика».
На выставке представили симИменинница
вышла на сцену в роли
Филицаты.
лы. Я читала стихи Пушкина:
«Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!..»
Вышла в красном плаще Пажа, который
умыкнула для моего выступления
моя тетушка, работавшая
костюмером в брянцевском
ТЮЗе (плащ из спектакля «Ромео
и Джульетта», где играли кумиры
ленинградской детворы Сошальский,
Мамаева).
Мы, послевоенные дети, воспитывались
под лозунгом: «Мы рождены,
чтоб сказку сделать былью».
И когда открылись двери
Дворца пионеров, то ринулись
во все кружки. Уроки учить было
некогда. У меня кружок фотографии,
хоровой, железнодорожный,
ботанический, стрелковый, фигурного
катания… Но подзадержалась
я в кружке художественного
слова, где был замечательный
руководитель Борис Федорович
Музалев. Кстати, актер театра
Комедии. Как иногда интересно
через месяц сыграла в ленинградском
театре Комедии свою первую
роль — Бэтти, молодую женщину
с биографией. С перепугу.
Ведь показываясь в театр, я играла
мальчишек или наивных девушек.
Дальше было много интересной
работы: Маруся в «Повести
о молодых супругах», Марья Анхудожников.
А рассказы Николая
Павловича после его возвращения
из-за границы, которые иногда собирали
целые залы! Молодым актерам
тоже хотелось «подтянуться».
Мы прочитывали все «толстые»
журналы, ездили на премьеры
в Москву. Если в городе открывалась
выставка Пикассо, а ты
не посетил ее, или появлялась полемическая
книга, а ты ее не прочел,
то уже был неинтересен нашему
режиссеру на репетиции. Мы
бросились изучать французский
язык. Н. П. говорил: «А вдруг мы
в Париж поедем?» В 60-е годы акимовский
театр гремел не только
на весь Союз, но и на всю Европу.
Говорили, что не побывать в этом
театре на спектакле, у Николая
Павловича в кабинете — значит,
не побывать в Ленинграде.
Н. П. всегда умел радоваться
и не мог не делиться этой радостью
с нами. Если к нему приходили
выдающиеся личности, он
тут же находил нас: «Зайдите, поВера
Карпова сыграла в театре
Комедии более 70 ролей
тоновна в «Ревизоре», Она в «Рассказе
одной девушки», Аннунциата
в «Тени», Лиза в «Льве Гурыче
Синичкине», Оливия в «Двенадцатой
ночи», Лидия в «Свадьбе
Кречинского», Ниночка в «Пестрых
рассказах»…
Нас, молодых, приняли с любовью
и надеждой (труппа давно
не пополнялась молодежью, а девочек
играли зрелые актрисы). Театр
сразу стал для нас любимым домом.
Постоянные обсуждения
спектаклей, читки новых пьес,
знакомство с зарубежной литературой,
встречи с интересными
людьми… Акимов таскал нас
по мастерским запрещенных тогда
жалуйста, ко мне». И знакомил:
«Вот наша молодая актриса.
А это — Эдуардо де Филиппо». Или
Паустовский, Катаев, Сергей Михалков.
Режиссеры, писатели,
ученые. «Это наш замечательный
Дон Жуан, наш красавец, наш герой,
— представил он Гену Воропаева,
вбежавшего к нему. — А это
Солженицын».
11 лет с Акимовым. Это особое,
RG.RU/REGION/SZFO
неповторимое время. А потом
были встречи с интереснейшими
режиссерами — Вадимом Голиковым,
Петром Фоменко, Михаилом
Левитиным, Романом Виктюком,
Юрием Аксеновым… Я прижилась
здесь на всю жизнь.
Степана Писахова и Тыко Вылки.
А современные фотографии Николая
Гернета, сделанные у тех же
ледников и скал, будто заново их
раскрыли.
— Иногда сняты одни и те же места,
иногда — природные явления.
Совпадают ракурсы, цвета, впечатления,
— рассказал «РГ» заведующий
музеем Иван Катышев.
Отметим, что первым живоровый
и опасный край, а готовые
к освоению и ждущие человека
многоцветные манящие пространства,
— рассказал Иван Катышев.
ТАТЬЯНА
СУХАНОВСКАЯ,
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
КСТАТИ
биоз живописи художников Севера
ХIX–ХХ веков и современной
фотографии: эти работы разделяет
столетие, но объединяет
неземная арктическая природа,
мало изменившаяся за 100 c лишним
лет.
У посетителей появилась возможность
увидеть ранее не выставлявшиеся
этюды Александра
Борисова, картины художников
писцем «вечных льдов» стал
Александр Борисов: благодаря
ему люди впервые узнали, как
выглядит Арктика в цвете. Это
картины «Ветер идет», «Ледяные
торосы». В 1905 году Новую Землю
впервые посетил Степан Писахов
— итогом его многолетней
арктической эпопеи стали картины
«Скалы на Новой Земле», «Белые
радуги», «Льдины в море»,
«Становище Лагерное». Все они
также представлены на новой выставке.
—
Во время своих странствий
эти художники сумели разжечь
талант молодого ненецкого охотника
Тыко Вылки. Получив от великих
«певцов» Арктики художественные
и гражданские заветы,
Красота Арктики
неисчерпаема.
Вылка всю свою жизнь отдал развитию
полярных земель. С его
картин на нас смотрит уже не суВ
феврале 2022 года благодаря
Северному морскому музею Архангельска
и журналистам «РГ»
посетители Президентской библиотеки
Петербурга впервые
увидели, как выглядит сегодня
Арктика великого полярника
прошлого — Георгия Седова. Рядом
с фотодиапозитивами Николая
Пинегина, биографа Седова,
были представлены снимки Николая
Гернета, прошедшего по следам
легендарной экспедиции,
а также публикации о Седове
в «РГ» и журнале «Родина».
ЛЕОНИД ТОРОПОВ /ТЕАТР КОМЕДИИ ИМ. Н.П. АКИМОВА
НИКОЛАЙ ГЕРНЕТ
Стр.33