Дмитрий Мережковский
ЖАННА Д'АРК
1938 г.
Оп. <...> ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА
I
Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь
Sancta lohanna, от Deum pro nobis.
уже давно от Христа отступившей, хуже, чем
Святая Жанна, моли Бога за нас!
языческой, - религиозно-несуществующей Франции,
может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим судьбы
страны решающим действием не соединенные верующие люди; или даже не говорят, а только
шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. <...> Но не
лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним
задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: "ты взвешен на весах и найден
очень легким"; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не
только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что, если Жанна
действительно Святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она
принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла
Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненное, чем в XV, что Европы нет без
Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела, значит и всему телу
погибнуть или спастись. <...> Всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле", могла бы сказать и Жанна, как Тереза. <...> Надо сражаться, чтобы Господь даровал нам победу", - сказала Дева Жанна, невеста Твоя. <...> Франс - такой же чистейший француз, как Рабле и Вольтер, но вместе с тем и Годон чистейший - в
родной земле чужеземец, уже коммунистам, а значит, и Второму и Третьему Интернационалу
сочувствующий, мнимо или подлинно - это несущественно для Франса, потому что все в нем
мнимо-подлинно: "есть как бы не есть". <...> Древних сатиров и фавнов недаром любит он с родственной нежностью: он и сам, как они,
двуестественен - полубог, полузверь; в верхней половине тела - француз, человек; в нижней <...>
Жанна_д'Арк.pdf
Дмитрий Мережковский
ЖАННА Д'АРК
1938 г.
Оп.: Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам.М.: "Республика", 1999. 608 стр.
Оригинал здесь - http://www.krotov.info/history/15/merezhk.html
СВ.ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА
I
Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь
уже давно от Христа отступившей, хуже, чем
языческой, - религиозно-несуществующей Франции,
может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим судьбы
страны решающим действием не соединенные верующие люди; или даже не говорят, а только
шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. Скажет ли это когда-нибудь снова
христианская, ко Христу вернувшаяся Франция, внятно, громко, так, чтобы услышал весь мир?
"Скажет", - отвечают одни, может быть, слишком легко, потому что слишком этого хотят; а другие
так же легко отвечают: "не скажет", - может быть, тоже потому, что этого слишком не хотят. Но не
лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним
задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: "ты взвешен на весах и найден
очень легким"; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не
только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что, если Жанна
действительно Святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она
принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла
Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненное, чем в XV, что Европы нет без
Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела, значит и всему телу
погибнуть или спастись.
Sancta lohanna, от Deum pro nobis.
Святая Жанна, моли Бога за нас!
II
Две Святые: первая - бывшей, христианской, вторая - настоящей, от Христа отступившей, и, может
быть, будущей, снова ко Христу вернувшейся Франции - св.Жанна и св. Тереза Лизьеская. Та не
похожа на эту, как XV век на XIX.
"Всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле", -
могла бы сказать и Жанна, как Тереза. В этом, для них обеих главном и все в их святости
решающем, сказанном Терезой и молча сделанном Жанной так, как, может быть, никто из святых
никогда не говорил и не делал - в этом они больше, чем друг на друга похожи - они как бы в двух
телах, двух Франциях, бывшей и будущей, одна душа.
Истинную душу свою потерять - значит для народа так же, как для человека, погибнуть, а найти -
значит спастись. Пять веков, отделяющих Жанну от Терезы, бывшую христианскую Францию от
настоящей, религиозно-несуществующей - все эти пять веков великой потери души, может быть,
Стр.1