Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636896)
Контекстум
Электро-2024

Жанна д'Арк

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц59
ID8031
Кому рекомендованоПублицистика
Мережковский, Д.С. Жанна д'Арк : Статья / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1938 .— 59 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/8031 (дата обращения: 26.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитрий Мережковский ЖАННА Д'АРК 1938 г. Оп. <...> ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА I Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь Sancta lohanna, от Deum pro nobis. уже давно от Христа отступившей, хуже, чем Святая Жанна, моли Бога за нас! языческой, - религиозно-несуществующей Франции, может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим судьбы страны решающим действием не соединенные верующие люди; или даже не говорят, а только шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. <...> Но не лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: "ты взвешен на весах и найден очень легким"; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что, если Жанна действительно Святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненное, чем в XV, что Европы нет без Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела, значит и всему телу погибнуть или спастись. <...> Всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле", могла бы сказать и Жанна, как Тереза. <...> Надо сражаться, чтобы Господь даровал нам победу", - сказала Дева Жанна, невеста Твоя. <...> Франс - такой же чистейший француз, как Рабле и Вольтер, но вместе с тем и Годон чистейший - в родной земле чужеземец, уже коммунистам, а значит, и Второму и Третьему Интернационалу сочувствующий, мнимо или подлинно - это несущественно для Франса, потому что все в нем мнимо-подлинно: "есть как бы не есть". <...> Древних сатиров и фавнов недаром любит он с родственной нежностью: он и сам, как они, двуестественен - полубог, полузверь; в верхней половине тела - француз, человек; в нижней <...>
Жанна_д'Арк.pdf
Дмитрий Мережковский ЖАННА Д'АРК 1938 г. Оп.: Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам.М.: "Республика", 1999. 608 стр. Оригинал здесь - http://www.krotov.info/history/15/merezhk.html СВ.ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА I Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь уже давно от Христа отступившей, хуже, чем языческой, - религиозно-несуществующей Франции, может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим судьбы страны решающим действием не соединенные верующие люди; или даже не говорят, а только шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. Скажет ли это когда-нибудь снова христианская, ко Христу вернувшаяся Франция, внятно, громко, так, чтобы услышал весь мир? "Скажет", - отвечают одни, может быть, слишком легко, потому что слишком этого хотят; а другие так же легко отвечают: "не скажет", - может быть, тоже потому, что этого слишком не хотят. Но не лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: "ты взвешен на весах и найден очень легким"; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что, если Жанна действительно Святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненное, чем в XV, что Европы нет без Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела, значит и всему телу погибнуть или спастись. Sancta lohanna, от Deum pro nobis. Святая Жанна, моли Бога за нас! II Две Святые: первая - бывшей, христианской, вторая - настоящей, от Христа отступившей, и, может быть, будущей, снова ко Христу вернувшейся Франции - св.Жанна и св. Тереза Лизьеская. Та не похожа на эту, как XV век на XIX. "Всю мою вечность на небе я буду делать добро на земле", - могла бы сказать и Жанна, как Тереза. В этом, для них обеих главном и все в их святости решающем, сказанном Терезой и молча сделанном Жанной так, как, может быть, никто из святых никогда не говорил и не делал - в этом они больше, чем друг на друга похожи - они как бы в двух телах, двух Франциях, бывшей и будущей, одна душа. Истинную душу свою потерять - значит для народа так же, как для человека, погибнуть, а найти - значит спастись. Пять веков, отделяющих Жанну от Терезы, бывшую христианскую Францию от настоящей, религиозно-несуществующей - все эти пять веков великой потери души, может быть,
Стр.1