Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2023. Т. 23, № 1
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
А. А. Корольков академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
C. Мендонса
М. Ф. Носков
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор технических наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2023
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
В. В. Целищев доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2023. Т. 23, №1
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Истомина О. Б. (Иркутск, Россия). Институт образования и современная социальная
реальность: признаки и тенденции развития .......................................5
Абакумова Н. Н. (Томск, Россия), Лей Гофан (Шаньдун, КНР). Категории «традиция»
и «инновация» в научно-образовательном пространстве вуза .....18
Ушакова Е. В. (Барнаул, Россия), Косенко Т. С., Яковлева И. В. (Новосибирск,
Россия). На пути к здоровью общества. Часть 4. Знаниеведение как базис
российского образования ......................................................................................................32
РАЗДЕЛ II
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черных С. И. (Новосибирск, Россия)., Борисенко И. Г. (Красноярск, Россия).
Цифровые технологии в образовательных взаимодействиях: проблема доверия..................................................................................................................................................49
Tsiguleva
O. V. (Novosibirsk, Russia). The humanitarian content problem of human
capital in Russian and foreign educational systems: a comparative analysis .....65
Скорев В. А., Шевченко Ю. П. (Омск, Россия). Репрезентация идей милосердия
в системе практического применения законов Российской Федерации
в системе образования ............................................................................................................75
Козлова И. В., Брюно В. В. (Москва, Россия). Достоинство как гармония индивидуального
и социального в человеке ........................................................................92
РАЗДЕЛ III
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ретюнских Л. Т. (Москва, Россия). Образование как Просвещение, или Как научить
человека пользоваться собственным умом? ............................................. 111
Доронина С. Г. (Минск, Беларусь). Философия с детьми в контексте планирования
школьных программ: синтез инноваций и традиций ......................... 135
РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ
Аксютина З. А. (Омск, Россия). Универсальность и контекстуальность категории
«общественное воспитание» ................................................................................... 150
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственный
секретарь
И. В. Яковлева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
31.03.2023
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 13,9.
Уч.-изд. л. 12,5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 53.
Отпечатано
в Сибирском
отделении РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2023, vol. 23, no. 1
Scientific journal
The co-founders
of the journal
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
M. F. Noskov
V. I. Panarin
“Ural-Press” – 43793
Subscribe Index
“Press of Russia”,
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2023
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Technical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Istomina O. B. (Irkutsk, Russia). Institute of education and modern social reality:
signs and trends of development ..............................................................................................5
Abakumova N. N. (Tomsk, Russia), Lei Guofang (Shandong, China). Categories
of “traditionˮ and “innovationˮ in the scientific and educational space of the
University .........................................................................................................................................18
Ushakova E. V. (Barnaul, Russia), Kosenko T. S., Yakovleva I. V. (Novosibirsk,
Russia). On the way to the health of society. Part 4. Knowledge studies as the
basis of Russian education ........................................................................................................32
PART II. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION
Chernykh S. I. (Novosibirsk, Russia)., Borisenko I. G. (Krasnoyarsk, Russia). Digital
technologies in educational interactions: the problem of trust ................................49
Tsiguleva O. V. (Novosibirsk, Russia). The humanitarian content problem of human
capital in Russian and foreign educational systems: a comparative analysis .....65
Skorev V. A., Shevchenko Yu. P. (Omsk, Russia). Representation of the ideas of
mercy in the system of practical application of the laws of the Russian Federation
in the education system .............................................................................................................75
Kozlova I. V., Bruno V. V. (Moscow, Russia). Dignity as the harmony of the individual
and the social in a person ..........................................................................................................92
PART III. HUMAN PROBLEMS IN THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Retyunskikh L. T. (Moscow, Russia). Education as enlightenment or how to teach
a person to use his/her own mind? ................................................................................... 111
Doronina S. G. (Minsk, Belarus). Philosophy with children in the context of school
program planning: synthesis of innovations and traditions ................................... 135
PART IV. PHILOSOPHY OF UPBRINGING
Aksyutina Z. A. (Omsk, Russia). Universality and contextuality of the category of
“public upbringingˮ ................................................................................................................... 150
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2023, vol. 23, no. 1
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
31.03.2023
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 13,9.
Publisher’s
sheets: 12,5.
Circulation
1000 issues.
Order № 53.
Printed in the
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
2, Morskoj ave.,
Novosibirsk, 630090
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.5