Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основания морали (1980,00 руб.)

0   0
Первый авторХэзлит
ИздательствоМ.: Социум
Страниц558
ID800031
АннотацияОдним из важнейших течений современной этики является утилитаризм правил (или консеквенциализм правил). Его систематическое развитие началось в 1950-е годы. Однако в той мере, в какой данное направление остается в границах философии, оно не способно ответить на фундаментальный вопрос об источнике моральных правил. И в настоящее время это действительно признается реальной проблемой. Генри Хэзлит находит источник моральных правил в более широком обществоведческом контексте, опираясь на теорию общественного сотрудничества, разработанную Людвигом фон Мизесом. В книге, помимо положительного изложения проблематики утилитаризма правил, содержится критический анализ альтернативных подходов, в частности и прежде всего кантовского. Этические монографии, написанные с точки зрения какого-то одного подхода, редко излагаются в формате учебников, и чаще всего посвящены нерешенным и спорным вопросам. В свою очередь, учебники сводятся к истории этических учений. Книга Г. Хэзлита ближе всего подходит на роль учебника, написанного с точки зрения единого подхода. В приложении к настоящему изданию публикуется систематизированная антология выдержек из сочинений Людвига фон Мизеса, дающая представление о его теории общественного сотрудничества, на которую Г. Хэзлит опирается в своих построениях.
ISBN978-5-91603-707-4
УДК17:32.001
ББК87.7
Хэзлит, Г. Основания морали / Г. Хэзлит .— 2-е изд., эл. — Москва : Социум, 2020 .— 558 с. — ISBN 978-5-91603-707-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/800031 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основания_морали.pdf
Стр.5
Стр.551
Стр.552
Стр.553
Стр.554
Стр.555
Стр.556
Основания_морали.pdf
УДК 17:32.001 ББК 87.7 Х99 Перевод с английского: А. А. Столяров Х99 Хэзлит, Генри. Основания морали / Г. Хэзлит ; пер. с англ. А. А. Столярова. — 2-е изд., ISBN 978-5-91603-707-4 Одним из важнейших течений современной этики является утилитаризм правил (или консеквенциализм правил). Его систематическое развитие началось в 1950-е годы. Однако в той мере, в какой данное направление остается в границах философии, оно не способно ответить на фундаментальный вопрос об источнике моральных правил. И в настоящее время это действительно признается реальной проблемой. Генри Хэзлит находит источник моральных правил в более широком обществоведческом контексте, опираясь на теорию общественного сотрудничества, разработанную Людвигом фон Мизесом. В книге, помимо положительного изложения проблематики утилитаризма правил, содержится критический анализ альтернативных подходов, в частности и прежде всего кантовского. эл. — 1 файл pdf : 558 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. В приложении к настоящему изданию публикуется систематизированная антология выдержек из сочинений Людвига фон Мизеса, дающая представление о его теории общественного сотрудничества, на которую Г. Хэзлит опирается в своих построениях. УДК 17:32.001 ББК 87.7 Электронное издание на основе печатного издания: Основания морали / Г. Хэзлит ; пер. с англ. А. А. Столярова. — Москва ; Челябинск : Социум, 2019. — 556 с. — ISBN 978-5-906401-87-8. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-707-4 © ООО «ИД «Социум», 2019
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xi Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xiv От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xvi Глава 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 2. Загадки нравственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава 3. Моральный критерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Глава 4. Удовольствие как цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Глава 5. Удовлетворение и счастье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Глава 6. Общественное сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Глава 7. Долгосрочная перспектива против краткосрочной перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Глава 8. Необходимость общих правил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Глава 9. Этика и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Глава 10. Правила дорожного движения и моральные правила . . . . . . 79 Глава 11. Нравственность и манеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Глава 12. Благоразумие и благожелательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Глава 13. Эгоизм, альтруизм, мутуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Глава 14. Проблема самопожертвования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Глава 15. Цели и средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Глава 16. Долг ради долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Глава 17. Абсолютность и относительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Глава 18. Проблема ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Глава 19. Интуиция и здравый смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Глава 20. Профессия и обстоятельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Глава 21. «Закон природы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Глава 22. Аскетизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Глава 23. Этический скептицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Глава 24. Справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 Глава 25. Равенство и неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Глава 26. Свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Глава 27. Свобода воли и детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Глава 28. Права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Глава 29. Международная этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 Глава 30. Этика капитализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Глава 31. Этика социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Глава 32. Нравственность и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Глава 33. Краткие итоги и общее заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Приложение к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Стр.551
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xi Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xiv От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xvi Генри Хэзлит. ОСНОВАНИЯ МОРАЛИ Глава 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Религия и моральный упадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Практическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 3. Является ли этика наукой? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 2. Загадки нравственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава 3. Моральный критерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Глава 4. Удовольствие как цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1. Иеремия Бентам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 2. Обвинение в чувственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 3. Счастье наибольшего числа людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 4. «Удовольствие» против «счастья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Глава 5. Удовлетворение и счастье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 1. Роль желания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2. «Счастье» или «благополучие»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 3. Удовольствие невозможно измерить количественно . . . . . . . 31 4. Сократ и устрица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 5. Психологический эвдемонизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Глава 6. Общественное сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 1. Каждый и все . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 2. Путь к цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 3. Разделение труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 4. Основа экономической жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Глава 7. Долгосрочная перспектива против краткосрочной перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 1. Ошибка сластолюбца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2. Заблуждение аскетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3. О недооценке будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Глава 8. Необходимость общих правил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Стр.552
1. Вклад Юма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 2. Этот принцип у Адама Смита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 3. Повторное открытие в ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Глава 9. Этика и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 1. Естественное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 2. Общее право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 3. Релятивизм Анатоля Франса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 4. Внутренний и внешний круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Глава 10. Правила дорожного движения и моральные правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Глава 11. Нравственность и манеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Глава 12. Благоразумие и благожелательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 1. «Деонтология» Бентама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2. Как благоразумие ведет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 3. ...к благожелательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 4. Нет четкой границы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 5. Роль симпатии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Глава 13. Эгоизм, альтруизм, мутуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 1. Взгляды Спенсера и Бентама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 2. Эгоизм и альтруизм взаимосвязаны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 3. Епископ Батлер и себялюбие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 4. Что такое эгоизм?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 5. Мутуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 6. Как вырабатываются моральные правила . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 7. Пределы обязанностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Глава 14. Проблема самопожертвования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 1. «Индивидуум» и «общество» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 2. Долг и риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 3. В поисках общего правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 4. Понятие издержек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 5. У обязанностей есть пределы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 6. Максимум и минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 7. Эгоизм или нравственность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Глава 15. Цели и средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 1. Как средства становятся целями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 2. Дьюи, Кант и Милль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Стр.553
3. Добродетель есть средство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4. Может ли цель оправдывать средства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Глава 16. Долг ради долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 1. Средства вместо целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 2. Проверка на всеобщую применимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 3. Другие максимы Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Глава 17. Абсолютность и относительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 1. Дилемма Юма и Спенсера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 2. Мираж совершенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 3. Обязывающая этика и опциональная этика . . . . . . . . . . . . . . . 168 Глава 18. Проблема ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 1. Ценность ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 2. Субъективизм или объективизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 3. Общественный ум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 4. Сугубо индивидуальное и общее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 5. Многогранная природа ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 6. Можно ли измерить ценность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 7. Пустые забавы против поэзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Глава 19. Интуиция и здравый смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 1. Когда интуиции конфликтуют . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 2. Нравственные правила встроены в язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 3. Важность прецедента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 4. «Всегда соблюдай правило, — если только...» . . . . . . . . . . . . . . 196 5. Моральный договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 6. Являются ли максимы «самоочевидными»? . . . . . . . . . . . . . . . 199 Глава 20. Профессия и обстоятельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 1. Обязанности — общие или особенные? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 2. Пределы ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 3. «Все человечество» — или близкий вам человек? . . . . . . . . . . 206 4. Выбор профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 5. Моральная аристократия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 6. Краткие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Глава 21. «Закон природы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Глава 22. Аскетизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 1. Культ самоистязания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 2. Уильям Джемс выступает в защиту аскетизма . . . . . . . . . . . . . 226
Стр.554
3. Самоограничение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 4. Возведение средств в статус целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Глава 23. Этический скептицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 1. Однобокий скептицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 2. «Кто сильнее, тот и прав» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 3. «Мораль господ» Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 4. Классовая теория Маркса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 5. Фрейдистская этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 6. Бессистемный скептицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 7. Логический позитивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 8. Эмпиризм г-на Стивенсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 9. Этика — не лингвистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 10. Какой вариант самый лучший? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Глава 24. Справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 1. Справедливость и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 2. Золотое правило . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 3. «Каждый считается за одного» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 4. Правила, поощряющие сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 5. Справедливость как средство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Глава 25. Равенство и неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Глава 26. Свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Глава 27. Свобода воли и детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 1. Заблуждения материализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 2. Заблуждения фатализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 3. Причинно-следственные связи — не принуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 Глава 28. Права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 1. Юридические права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 2. Природные права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 3. Псевдоправа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 4. Абсолютные и относительные права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 Глава 29. Международная этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 1. И вновь сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 2. Организационный аппарат или благожелательное отношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 3. Право на самооборону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Стр.555
4. Самооборона или непротивление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 5. Умиротворение как угроза миру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 Глава 30. Этика капитализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 1. Уничижительный термин социалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 2. Частная собственность и свободный рынок . . . . . . . . . . . . . . 322 3. Конкуренция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 4. Разделение труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 5. Общественное сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 6. Несправедлив ли капитализм? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 7. Является ли рынок «этически индифферентным»?. . . . . . . . 339 8. Функция свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Глава 31. Этика социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 1. Альтернатива свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 2. Утопический социализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347 3. «Равное распределение» против производства . . . . . . . . . . . . 350 4. И вновь: что такое справедливость? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 5. Социализм означает принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 6. Религия безнравственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 Глава 32. Нравственность и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 1. «Если бога нет...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 2. Обвинение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 3. Защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 4. Этика Ветхого Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 5. Этика Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 Глава 33. Краткие итоги и общее заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 1. Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 2. Кооперативизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Приложение к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Стр.556

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.