УДК339.5+338(100)+341
ББК 65.5+65.428+67.412
П81
В. Агроскин, М. Горбань, Ф. Зуев, А. Каптерев, А. Куряев, С. Лузан,
В. Новиков, П. Серебрянников, Е. Шарипова
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива и общая редакция А. Левенчук
Рецензенты:
Э. Э. Батизи — доктор экономических наук, зав. кафедрой
«Управление внешнеэкономической деятельностью»
Государственного университета управления
В. П. Гутник — доктор экономических наук, заведующий
Центром европейских исследований ИМЭМО РАН
П81 Промышленная политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 1.
Международная торговля / под общ. ред. А. И. Левенчука. — 2-е изд., эл. —
Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 1 файл pdf : 371 с. — Систем.
требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран
10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-639-9
ISBN 978-5-91603-640-4 (Кн. 1)
В первой книге всесторонне рассмотрены основные аспекты международной
торговли. Показано, что экономическая теория рекомендует строить внешнеторговую
политику на принципах свободы торговли. Анализ причин кризиса системы
регулируемой международной торговли (ГАТТ/ВТО) привел к выводу, что эта
система оказалась в тупике по вине развитых стран. Рассмотрен международный
рынок услуг и возможности его регулирования, рынок нефти, а также эволюция
протекционистской защиты сахарного рынка России.
УДК 339.5+338(100)+341
ББК 65.5+65.428+67.412
Электронное издание на основе печатного издания: Промышленная политика и международные
отношения : в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля / под общ. ред. А. И. Левенчука
— Челябинск : Социум, 2005. — 371 с. — ISBN 5-901901-40-1. — Текст : непосредственный.
В
соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-639-9
ISBN 978-5-91603-640-4 (Кн. 1)
© TechInvestLab.com, 2005
Стр.3
Оглавление
Книга I
КУЗНЕЦОВ Ю. Промышленная политика и международные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Ч АСТ Ь I
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
КУРЯЕВ А. Международная торговля: теория и политика . . . . . . . . . . 17
КУРЯЕВ А. Кризис системы ГАТТ/ВТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
СЕРЕБРЯННИКОВ П. Международная торговля на рынках услуг . . . . . 163
АГРОСКИН В., ШАРИПОВА Е. Международный рынок нефти и
российская нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
КУРЯЕВ А. Сахарный режим в таможенной зоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
ГОРБАНЬ М. Обзор российского экспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Книга II
Ч АСТ Ь II
ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА, ВОЙНЫ И МИРА
НОВИКОВ В. Управление суверенитетом в интересах граждан . . . . . . 365
СЕРЕБРЯННИКОВ П. Военная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Ч АСТ Ь III
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. Антимонопольное законодательство
и международная торговля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
КАПТЕРЕВ А. Международный энвайронментализм . . . . . . . . . . . . . . . 555
ЗУЕВ Ф. Международные отношения в области исключительных
прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653
МИГРАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ
Ч АСТ Ь IV
ХОППЕ Г.-Г. Свободная торговля и ограниченная иммиграция . . . . . . 681
КАПТЕРЕВ А. Культурная эволюция и межстрановые
заимствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 699
Стр.4
Соде рж ан ие
первой кни г и
КУЗНЕЦОВ Ю. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
1. Что такое промышленная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Средства промышленной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Опыт применения промышленной политики современными
государствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. О работах, представленных в сборнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЧАСТЬ I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
КУРЯЕВ А. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕОРИЯ И ПОЛИТИКА
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Экономический анализ международной торговли, инвестиций
и миграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Автаркия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
24
26
2.2. Торговля товарами при немобильности труда и капитала . . . . . 32
2.3. Торговля товарами и иностранные инвестиции при
немобильности труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
2.3.1. Экономические последствия ограничения миграции . . . . 37
2.3.2. Политические последствия ограничения миграции . . . . 39
2.3.3. Экономические и политические последствия
иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
2.4. Свободное перемещение товаров, труда и капитала между
странами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.4. Политические причины ограничения миграции . . . . . . . 42
45
3. Принципы анализа ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Что видно и чего не видно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Краткосрочные и долгосрочные последствия . . . . . . . . . . . . .
4. Ограничение: экономический, политический и этический анализ
4.1. Действие протекционистской пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Политэкономия ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Отмена ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Протекционизм с точки зрения справедливости . . . . . . . . . . . .
5. Наиболее популярные предлоги протекционизма в России . . . . . . .
5.1. Защита молодых отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Софизм доминирования посредством промышленного
46
46
47
51
51
52
58
61
64
64
1
5
10
13
Стр.5
превосходства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Демпингм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Протекционизм, компенсирующий неблагоприятный
торговый климат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Внешнеторговые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.1. Импортозамещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Экспортная ориентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.3. Односторонняя свобода торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
КУРЯЕВ А. КРИЗИС СИСТЕМЫ ГАТТ/ВТО
1. История формирования современной системы регулируемой
торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Тариф Смута—Хоули — memento mori международной
торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Роль США в формировании послевоенной системы
регулируемой международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Итоги функционирования ГАТТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.1. История ГАТТ: замена тарифного протекционизма
нетарифным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.2. Размывание принципов ГАТТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. ВТО: Неуслышанное пророчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Итоги первого 10-летия: протекционизм в рамках ВТО достиг
рекордного уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Антидемпинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Компенсационные пошлины (в ответ на субсидирование
экспорта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Защитные меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Противоречия между развитыми и развивающимися странами
неразрешимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Пиковые тарифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
83
86
89
94
94
98
99
100
101
102
103
2.4. Количество споров в рамках ВТО превысило 300 . . . . . . . . . . 103
3. Фиаско в Канкуне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
104
113
113
121
4.2. Адвалорные, специфические и комбинированные пошлины . . . 116
4.3. Эскалация тарифов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Тарифные квоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5. Субсидирование проиводства и экспорта . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5.1. Сельскохозяйственные субсидии в ЕС . . . . . . . . . . . . .
4.5.2. Сельскохозяйственные субсидии в США . . . . . . . . . . .
4.6. Технические и административные барьеры . . . . . . . . . . . . . . .
4.6.1. Технические барьеры в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.6.2. Технические барьеры в ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.7. Сельское хозяйство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.8.1. Постоянный протекционизм на основе временных
соглашений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
125
126
129
130
132
134
136
140
144
4.8.2. Квотирование импорта текстиля и одежды в США . . . 147
4.8.3. Искажение международной торговли текстилем
и одеждой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
149
vi
66
69
71
74
74
77
78
Стр.6
4.9. Системы преференций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.9.1. Торговые преференции со стороны США . . . . . . . . . . . . . .
4.9.2. Торговые преференции со стороны ЕС . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Жульничество за столом переговоров и после . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Снижение тарифов в среднем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
150
151
152
154
154
5.2. Адвалорные эквиваленты специфических ставок . . . . . . . . . . 155
5.3. Усиление степени эскалации тарифов в развитых странах . . . . 155
5.4. «Грязная» тарификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.6. Поэтапная ликвидация льгот на текстиль и одежду . . . . . . . . 158
5.7. Преференции без льгот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
161
СЕРЕБРЯННИКОВ П. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НА РЫНКАХ УСЛУГ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
155
160
163
168
174
176
182
183
184
189
192
193
193
201
1. Определение услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Регулирование рынка услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Регулирование внутреннего рынка услуг . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Регулирование международного рынка услуг . . . . . . . . . . . . .
2.2.1. Потребление за границей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.2. Присутствие реальных людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.3. «Утечка мозгов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.4. Коммерческое присутствие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.5. Оффшорные услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.6. Финансовые и юридические услуги . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.7. Оффшорные информационные услуги . . . . . . . . . . . . . . 196
3. Дополнение. Оффшорные информационные услуги и
интеллектуальная собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
АГРОСКИН В., ШАРИПОВА Е. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК НЕФТИ И
РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ
1. Теории международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Практика международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Сырьевая ориентация российской экономики . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Мировой рынок нефти — спрос и предложение . . . . . . . . . . . . . . .
5. «Голландская болезнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Рецепты лечения «болезни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Особенности протекания «голландской болезни» . . . . . . . . . . . . . .
7.1. Ангола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.2. Судан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.3. Демократическая республика Конго . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.4. Нигерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.5. Саудовская Аравия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. ОПЕК: история создания, механизмы деятельности . . . . . . . . . . . . .
9. Развитие конкуренции на нефтяном рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. История цен на нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
vii
207
211
213
216
220
223
224
225
225
225
226
226
227
229
232
Стр.7
11. Положение в Саудовской Аравии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12. Интересы развитых экономик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13. Выводы для России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
КУРЯЕВ А. САХАРНЫЙ РЕЖИМ В ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЕ
1. Вступление, или Что общего между лягушкой и российским
потребителем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Начало, или Обыкновенный лоббизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Что делать, или В России слишком много сахара . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Квоты нас спасут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. История квот начинается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Демарш диссидентов: скандал № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Отделение агнцев от козлищ: скандал № 2 . . . . . . . . . . . . . .
4. Аукцион-2000, или первый блин комом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. За что боролись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. На что напоролись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
245
248
251
251
267
268
271
275
277
277
4.4. Что в действительности продавало правительсво . . . . . . . . . . 278
4.5. Что, по мнению участников аукциона, они покупали . . . . . . . .
4.6. Что получилось: скандар № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.7. Тарифное окно: скандал № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Déjà vu, или Воспоминание о будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Аукцион-2001: скандал № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6а. Скандал № 6: corruption? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
278
279
281
283
284
288
7. Чистая победа, или Постановление правительства № 622 . . . . . . . . 291
8. Что дальше, или Аппетит приходит во время еды . . . . . . . . . . . . . .
9. Историческое приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.1. Сахарный демпинг в XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.2. Сахар: производить или потреблять . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГОРБАНЬ М. ОБЗОР РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1.1. Законодательство, регулирующее торговые
отношения с Россией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1.2. Общие торговые барьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1.3. Барьеры на рынке стали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
294
296
296
303
307
309
309
312
312
1.1.4. Антидемпинговое законодательство . . . . . . . . . . . . . . 313
1.1.5. Энергодиалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Япония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.1. Тарифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Китай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.1. Структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.2. Проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.3. Антидемпинговые меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
viii
315
316
316
319
319
319
320
237
240
241
1. Страны—получатели российской экспортной продукции . . . . . . . . 309
1.1. США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.8
1.4. ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4.1. Расширение ЕС на Восток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5. Германия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.6. СНГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.7. Белоруссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.7.1. Особенности торговли с Россией . . . . . . . . . . . . . . . .
1.8. Украина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.8.1. Особенности торговли с Россией . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Краткий обзор экспортных отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Нефть и газ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.1. Нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.2. Газ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Металлургия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.1. Сталь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.4. Продукция лесной и деревообрабатывающей
промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Химическая промышленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.1. Минеральные удобрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.2. Полимеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Уголь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Электроэнергия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
320
323
323
323
326
326
327
329
331
333
333
335
338
338
2.2.2. Проблема протекционизма и доступа на рынки . . . . . . 340
2.2.3. Алюминий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
342
342
347
347
350
353
355
355
Приложение. Системы государственной поддержки экспорта . . . . . . 359
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
361
ix
Стр.9