УДК 008(075)
ББК 71.063.131я723
Ч39
к.ф.н., доц. Аствацатуров А. А.,
Авторы монографии:
к.ф.н. проф. Аствацатуров А. Г.,
к. ф. н., доц. Болтовская Л. Н.,
д.ф.н., проф. Вольский А. Л. ,
д.ф.н., проф. Жеребин А. И.,
к.ф.н., доц. Каминская Ю. В.,
д.ф.н., проф. Лагутина И. Н.,
д.ф.н., проф. Фокин С. Л.
д.ф.н., проф. А. Л. Вольский (ответственный редактор),
Редколлегия:
к.ф.н., доц.. Ю.В. Каминская,
к.ф.н. Разумахина К. Ю.
Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в
Ч39 немецкоязычной культуре XVIII-XX веков : монография /
под ред. А. Л. Вольского. ― Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2020. ― 516 с.
ISBN 978-5-4499-0532-1
Монография подготовлена в рамках проекта РГНФ №14–04–000–65
«Человек модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIIIXX
веков» и представляет собой его итоговую часть. В рамках теоретической
концепции модерна как макроэпохи в ней рассматриваются генезис и становление
модернисткой субъективности на основании трех антропологических
инвариантов: человек метафизический, человек психологический и
человек эстетический. Основная часть исследования посвящена главным
героям немецкого модерна — И. В. Гете, Ф. Гельдерлину и Ф. Ницше. Монография
предназначена для преподавателей и студентов гуманитарных
специальностей и может использоваться в изучении истории зарубежной
литературы, философии, психологии и эстетики.
УДК 008(075)
ББК 71.063.131я723
ISBN 978-5-4499-0532-1 © Коллектив авторов, текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.4
Содержание
Предисловие ..........................................................................................5
Герменевтическая прелюдия...........................................................14
Часть 1. Человек модерна и его антропологические
инварианты..........................................................................................36
Глава 1. Homo metaphysicus и трагедия модернистской
свободы..............................................................................................36
Образ человека модерна (Рокайроль Жан Поля) ...............36
Категория свободы в романтической культуре..................57
Эрнст Мах и проблема разрушения личности ...................83
Глава 2. Homo psychologicus и открытие внутреннего
человека ..........................................................................................105
Зигмунд Фрейд: психоаналитическая концепция
личности в историко-литературном контексте эпохи
Fin de siècle .................................................................................105
«Новая психология» и эстетическая утопия венского
модерна .......................................................................................133
Антропологическая утопия Отто Вейнингера..................154
Глава 3. Homo aestheticus и проблема гениальной
личности .........................................................................................180
Poeta vates vs poeta doctus: генезис эстетического
человека ......................................................................................180
Осознавание бессознательного: художник модернизма
на пути к духовному синтезу.................................................203
Антропология гения в философско-литературном
дискурсе конца XIX — начала XX века................................217
Часть 2. Образ человека в литературе эпохи модерна............229
Глава 1. И.В. Гёте ...........................................................................229
Человек модерна Вертер.........................................................229
Поэт и просвещенное общество. Драма И. В. Гёте
«Торквато Тассо».......................................................................246
Гёте и Толстой в интерпретации Томаса Манна ..............265
«До божественности удавшийся человек…»: Гёте и
жизнетворческая стратегия Э. К. Метнера.........................276
Глава 2. Фридрих Гёльдерлин...................................................295
3
Стр.5
Европейский текст Фридриха Гёльдерлина......................295
Роман Гёльдерлина «Гиперион» и утопия «третьего
царства» в европейской культуре.........................................326
«Глашатай нового Бога»: поэзия Гёльдерлина
в контексте формирования национал-социалистической
идеологии...................................................................................340
Звуки, способные выразить все тайны памяти: Hölderlin
как homo aestheticus в современной немецкоязычной
поэзии..........................................................................................353
Глава 3. Фридрих Ницше ...........................................................386
Какую музыку любил и сочинял Фридрих Ницше? .......386
Загадка великого разрыва. К антропологии декаданса
в книге Ницше «Человеческое, слишком
человеческое» ............................................................................405
Ницше и Бодлер: генеалогия декаданса в свете
проблемы перевода.................................................................418
Фридрих Ницше и случай его интерпретации в США..428
Вместо послесловия. Литература и литературоведение в
антропологическом аспекте. О новых исследованиях
Алексея Жеребина и Сильвио Вьетта .........................................472
Литература.........................................................................................480
Стр.6